Запись от 9 марта 2017 года

Виталий Демешко: литературный дневник

Сегодня в моей жизни случилось маленькое, но весьма радостное "книжное" событие - я приобрёл в букинистическом магазинчике семитомник Джеймса Фенимора Купера - американского "романиста", автора пенталогии о Натаниэле Бампо и других известных приключенческих произведений. Об этих книгах я мечтал ещё с детства. Специально ходил в детскую библиотеку - читал второй том этого собрания (роман "Пионеры"), да так и не дочитал. Но предметом особого интереса для меня ещё тогда стал седьмой - последний том этого собрания. В нём содержался роман, о котором я вообще ничего не знал. Назывался он "Моникины". Из коротенькой аннотации я узнал, что роман этот написан в духе "едкой сатиры", и, разумеется, это только подогрело мой интерес. Однако прошли годы, а до прочтения данного романа я так и не добрался. Со временем из биографических книг и популярных передач я узнал, что жизнь Купера из-за этого произведения разделилась на "до" и "после". Американское общество восприняло "антиутопический" роман весьма болезненно, писателя "разносили в прах" едва ли не все газеты, ведь он высмеял на его страницах демократию! Однако читать этот роман у меня желание не пропало. Как-то пару лет назад я скачал его в электронную книгу, но читать в таком формате вовсе не хотелось. Заказал, было, его в библиотеке, но в каталоге на книгу была какая-то неточность. В общем, до сегодняшнего дня попытки не увенчались успехом. К тому же, по моим сведениям, "Моникины" издавались в нашей стране лишь один раз - и именно в этом собрании сочинений! Вообще, произведения-утопии, коих написано немало, меня как-то особо не впечатляли. В фантастике (а роман Купера "Моникины" позиционируется именно как социальная фантастика), конечно, встречались совершенно необыкновенные пассажи. Меня, к примеру, впечатлил, рассказ Р. Шекли "Билет на планету Транай" с идеей ошейника для правителя, который взрывается, если число недовольных его правлением граждан окажется в большинстве. Думаю, у Купера, несмотря на фантастический сюжет, всё будет гораздо прозаичней. Одним словом, почитаем - увидим.



Другие статьи в литературном дневнике: