Всё уже было! Тарас Бульба Гоголя

Лариса Бесчастная: литературный дневник


Над исторической повестью «Тарас Бульба» Гоголь работал 8 лет – столько же лет и нынешней «незалэжности» украинцев, которых он хорошо знал. Закончил он её в 1842 году --- то есть 180 лет назад и на 80 лет ранее получения Украиной в дар от Ленина Новороссии.
В повести, написанной на основе легенд и песен, сгруппированы события разных времен, что создаёт картину противостояния двух сил, двух полюсов, добра и зла, православия и католичества, ведущего к страданию русских людей от угнетателей, поляков. При этом Речь Посполитая, формально декларируя веротерпимость, в действительности принуждает православных подданных принимать католичество или униатство под страхом смерти.
При этом в контексте повести Гоголем показывает психологическую сложность человека, его противоречивость, сосуществование в нём греховности и героизма. возможности в тяжкое время совершать подвиги. То есть для Гоголя патриотизм – это любовь Родине и вера в Бога, в жизнь и бессмертие души…

ЗПИЗОДЫ:

1. Разногласие с военачальником войска, предлагающего идти воевать с другим противником, оставив пленных.

…Но Тарасу Бульбе не пришлись по душе такие слова (кошевого), и навесил он ещё ниже на очи свои хмурные, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней.
— Нет, не прав совет твой, кошевой! — сказал он, — ты не так говоришь: ты позабыл, видно, что в плену остаются наши, захваченные ляхами? Ты хочешь, видно, чтобы мы не уважили первого, святого закона товарищества, оставили бы собратьев своих на то, чтобы с них с живых содрали кожу или, исчетвертовав на части казацкое их тело, развозили бы их по городам и селам, как уже сделали они с гетманом и лучшими русскими витязями на Украине. Разве мало они поругались и без того над святынею? Что ж мы такое? спрашиваю я всех вас: что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку, пропасть на чужбине? Коли уж на то пошло, что всякий ни во что ставит казацкую честь, позволив себе плюнуть в седые усы свои и попрекать себя обидным словом, так не укорит же никто меня. Один остаюсь.



2. Речь Тараса после ухода из казачьего войска:

— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало; только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство; вот на чем стоит наше товарищество! нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет! умные люди, да не те; такие же люди, да не те! нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а!.. — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь в земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды, да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают чёрт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который жёлтым чеботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства; но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснется он когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками; схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество. Уже если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведётся так умирать! никому, никому! не хватит у них на то мышиной натуры их!



3. Прощание Тараса, стоящего в кострище, с соратниками:

— Прощайте же! Как двум концам сего палаша не соединиться в одно и не составить одной сабли, так и нам, товарищи, больше не видаться на этом свете! Помяните же прощальное моё слово (при сем слове голос его вырос, поднялся выше, принял неведомую силу, — и смутились все от пророческих слов): перед смертным часом своим вы вспомните меня! Думаете, купили спокойствие и мир, думаете, пановать станете? Будете пановать другим панованьем…

https://mir-knig.com/read_34909-1
А также: Историческая основа повести "Тарас Бульба". Реальные исторические события, лежащие в основе повести -



Другие статьи в литературном дневнике: