Месяц березень. Преданья старины глубокой...

Лариса Бесчастная: литературный дневник

... А у наших предков 7 апреля наступал «День богини Карны». Плакальщица она, богиня печали и скорби, сестра Жели. Это она оплакивает воинов, погибающих вдали от дома. Она же небесная Богиня-Покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. Это от имени «Карна» произошли слова «инкарнация» и «реинкарнация». Карна помогала славянам избавиться от ошибок и выполнить предназначение высшего Бога Рода. В этот день молятся Карне и предкам и выставляют для них заупокойную кутью (пшеничную кашу с изюмом или медом). А ещё костры возжигают, чтобы у огня души проходящие отогревались...
После воздаяния почестей Карне наступает «П е р у н о в а н е д е л я» и длится она с 7по14 апреля. В древности эта неделя посвящалась богу Перуну. Ему приносили жертвы, чтобы он победил темные силы зимы. Для этого на возвышениях разжигались костры, чистили-блистили свои жилища и дворы, изготовляли напитки, оберегающие от нечистой силы и болезней, топили бани…

Заканчивалась неделя «Д н ё м С е м а р г л а». Семаргл (Симаргл) – Огнебог, бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага. Он не пускает в мир зло, хранит семена и посевы, может оборачиваться священным крылатым псом. Считалось, что он обитает не на небе, а среди людей. И будто стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его в день Осеннего равноденствия на любовные игры. А через 9 месяцев, в день Летнего Солнцестояния, у Семаргла и Купальницы «рождаются дети» – Кострома и Купало.
С огнем славяне связывают и возникновение людей. По некоторым сказаниям, боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся огонь – самое первое пламя любви.
Интересно, что праздник Семаргла совпадает с «В о р о н ц о м» – вороним праздником. Этот Святодень посвящён Вещему Ворону. Он, будто, карканьем указывает на нечестивцев, а мудрым приносит в клюве Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти.
Удивительно, как много забот по «налаживанию отношений» с природой было у наших предков! Трудно представить себе, как они совмещали все эти ритуалы и обрядовые праздники, но перед днём богини Лели, 21 или 22 апреля, была ещё и чародейная неделя бурлящих вешних вод и русалок-берегинь. Её называли «П е р в ы е Р у с а л и и» и заканчивалась она «Л е л ь н и к о м». Это девичий праздник. В этот день девушки приносили на берега водоёмов дары русалкам, разжигали костер (олелию), водили вокруг него хороводы и пели обрядовые песни. А ночью девицы ворожили на суженых. День этот называли также «Красной горкой», поскольку обряды творились на взгорье, и праздновался он накануне христианского Юрьева дня (Егория вешнего).

За «Лельником, почти без перерыва, следовал «Я р и л о В е ш н и й» (23 апреля).
В этот день проводился обряд «Отмыкание Земли» – иначе: «Зарод». Он символизирует оплодотворение Ярилой Матери Сырой-Земли росой, от чего начинают расти травы. Обычно в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище (на Ярилину росу). Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. Затем скотину выгоняли веткой вербы во двор, кормили «бяшками» – особыми хлебцами и просили Ярилу (Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря) оберечь скот от хищных зверей. В этот день поминали предков, призывали их посетить землю, ходили с поминальными дарами на могилы. Ещё на Ярилу запахивали пашню и начинали весенние свадьбы...

Подробнее тут: http://www.proza.ru/2010/03/01/28



Другие статьи в литературном дневнике: