Весенние мистерии. Март

Лариса Бесчастная: литературный дневник


Месяц март, он же Зимобор, начинался со Дня, посвящённого почитанию предков, и имел красивое имя «В ь ю н и ц ы». Назывался он ещё и «Н а в ь и м д н ё м» – более откровенно указывая на традиционное общение с потусторонним миром, олицетворяемым зимой. По сути это было прощание с зимой, в которой хозяйничала Великая Богиня Зимы и Смерти – Марена. Потому отмечались эти два праздника в один день. Наши предки умудрялись совмещать обряды «воскрешения мертвых» с принесением символических жертв усопшим родичам и почитание Марены.
Но почести предкам важнее всех остальных весенних мистерий. Ждут русичей курганы, где родичи покоятся, там положено справлять тризну и по предкам и по сиротам. То есть по тем, кого уже некому помянуть, или и вовсе не похороненным. Для них опускают в реку скорлупки от освящённого волхвами красного яйца, чтобы не поднялись усопшие из могил, не покинули Навь и пришли досаждать живым.
Но и Марену нужно задобрить, иначе, когда придёт время переходить из Яви в Навь, не проведёт она упокоившегося славянина через Калинов мост за черную речку Смородину, которая разделяет Явь и Навь, не замолвит словечко перед Трехглавым Змеем – и останется душа его неприкаянной…
Первого марта, на границе зимы и весны, и приметы были значимыми: выпал снег – к урожаю, вспотели оконницы – к потеплению, если солнышко в полдень выглянуло – к ранней весне…
И так этот день, 1 марта, был важен для наших предков, что и после принятия христианства не исчез он из народного календаря, только имя поменял и стал днем святой Мариамны праведной.

Ублажили предков, можно и весну приглашать. Прямо со 2 марта. Для этого свой обряд предусмотрен – «З а к л и ч к и». Зазывать богиню весны Живу поручают красным девицам. Те забираются повыше, поближе к небу и песни-заклички поют: «Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, с великою милостью…». Споют песни девицы и угощение для Живы приготовят – круглый пирог – и вновь закликают…
Третьего марта поминали князя Игоря – и наступал небольшой перерыв для дел весенних: до 10 марта, до вторых «закличек» Весны-Живы. Считалось, что в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, предупредить о приближении Весны. На сей раз угощением для Живы была выпечка из пресного теста: жаворонки, проще говоря, птички. Ими и Весну приваживали и от Мороза «откупались» – на поле их «высаживали».
А 13 марта наступал очень интересный день – «Р а з л у ч н и ц а». Когда-то в этот день жёны обхаживали своих мужей, всячески им угождали, чтобы уберёчь их от искушений и приворотов соперниц. Мужчины-то всегда были в дефиците, потому как воевали и не все возвращались.
День четырнадцатого марта (1-го по старому стилю) в древности считался началом года, праздновалась первая встреча весны – всё как положено: с игрищами, ряжеными и застольями. После принятия христианства этот день отдали преподобной мученице Евдокии, бывшей великой княгиней Московской, получившей дар чудотворения. В народе её называли Авдотьей и почитали как Весну-Живу.
Встретив весну и открыв новое полетие, 17 марта очищали свои жилища от злых духов – кикимор. С незапамятных времён, после принятия христианства день этот стал зваться Днём Герасима-Грачевника». Несмотря на то, что посвящался он памяти сразу двух Герасимов (преподобного Герасима из 5 века и Вологодского чудотворца из 12 в.), кикимор не забывали. В дом приглашали знахаря или ведуна и тот с приговором: «Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из дома скорее!» обметал все углы и выгребал золу из подпечка. В некоторых весях Руси в эту поры прилетали грачи, отчего день и получил название «Г е р а с и м – Г р а ч ев н и к». И примета была: если на старые гнезда грачи летят, весна будет дружная. В этот день на Руси пекли из теста «грачей».


И, наконец, наступало долгожданное весеннее равноденствие – 22 марта! Именно этот день был концом Зимы и началом возрождения. Славяне всего материка очень любили этот праздник и называли его где «С о р о к и», а где «Ж а в о р о н к и», а где и так и этак.
Но сороки тут ни при чём! Русичи считали, что в этот день из-за Полуденного моря-океана прилетают сорок разных птиц, а самой первой из них – жаворонок. Как и на «Заклички», они пекли «жаворонков» с задорными хохолками и растопыренными крылышками, их подхватывали дети и радостно закликали птиц и весну. А в семьях существовал обычай запекать в «птичку» монетку или орешек, а то и просто щепочку, чтобы выбрать, кто счастливчик, у кого рука лёгкая для начала сева. Тот, кому попадалась «птичка» с сюрпризом, назначался засевальщиком первых семян…
Следом, 24 марта, праздновалась «Масленица – К о м о е д и ц а». По верованиям славян в эту пору, когда день стал длиннее ночи, «отверзается» Сварга и в Явь возвращаются «воскресшие светлые боги». Да не одни! С ними из славянского рая Ирия залетают в гости души Предков, чтобы навестить своих потомков.
Символом праздника был огонь – «Крес» (от этого слова и образовалось «воскрешение»), поскольку праздновалось весеннее воскрешение Природы. Славяне катали с горок огненные колёса, причём возжигали они его по особому ритуалу и по старинке – трением, а не от очага. Демонстрируя Яриле-солнцу свою силушку, молодёжь затевала игрища и бои «стенка на стенку», разыгрывали спектакль взятия снежной крепости, забирались на столбы и деревья. Это делалось для того, чтобы Ярила подобрел и растопил поскорее снега в полях и лесах.
«Комоедица» по сути своей Медвежий праздник. Медведь почитался у славян и как Лесной Хозяин, и как воплощение бога Велеса. У него не одно имя: он и Медведь, и Бер, и Ком. Комами назывались и выпекаемые в этот праздник блины. Они выпекались старшей в семье женщиной из сложного замеса овса, гороха и ячменя. Первый блин полагалось отдавать Хозяину, то есть Кому. Угощение относили в лес, клали на пенёк и просили медведя не разорять пасеки и не задирать скот. Отсюда и пословица пошла «Первый блин Комам», впоследствии получившая совсем другое звучание и смысл.
После того, как задобрен косолапый хозяин леса, проводится зачин: возжигают Огонь, надевают «личины», чтобы злые духи не узнали, и водят хоровод, славя богов и предков. Затем скоморохи и колоброды затевают представление. Ещё в этот день величали молодожёнов, а девушкам и парням повязывали на руку верёвку и заставляли откупиться угощением. Потом садились за общий стол и разливали сурью. Первую чашу «приносили в жертву» уходящей зиме – Марене. Ну а потом гулянье с прыжками через костёр, с умыванием талым снегом, с прославлением Ярилы и катанием горящих колёс.
Интересно, что именно от этого праздника произошло слово «ком-едиа» – так в Древней Греции назывался тот же «медвежий праздник», а позже античная комедия. Как видите, уважаемые читатели, и греческая комедия и римский календарь (Коляды-дар) есть исконно русские «изобретения».

«О т к р ы т и е С в а р г и», 25 марта, – это уже окончательная встреча Живы-Весны, которая сходит к славянам с небес именно в этот радостный день.
Веками смотрели славяне в Сваргу-небо, в небесное царство Богов, во Вселенную и молились Сварогу — родоначальнику славянских Богов, богу духовного начала. Сварог – отец светлых богов и поРОДитель первых людей, Сварожичей. Он ещё и небесный кузнец, хранитель Кола (солнца) и супруг Лады. Его воплощение в Яви – Сокол.
Всё живое на Руси празднует приход Живы-Весны, символизирующий победу жизни над смертью. Никто в этот день не работает, с раннего утра угощают друг друга печёными жаворонками с «сюрпризами», выпускают из клеток на свободу птиц и в третий раз закликают весну. В этот же день женщины «выкликают просо», поют известную и поныне песню «А мы просо сеяли, сеяли…», проводятся обрядовые игры, среди которых «круглые горелки».
С сего дня в поселениях славян звучали обрядовые песни-веснянки, посвящённые покровительнице влюблённых богине Леле, затевались молодёжные игрища. Как и ныне всё было: раз весна, значит и любовь… Но в свободное от дела время! Потому что весна это не только любовь – это и активная подготовка к весенним полевым работам, как во дворах, так и на природе.
Тут самое время воспеть матушку-природу, просыпающуюся после долгой зимы. Для этого был отведён особый день в календаре славян – 30 марта наступал праздник, в честь богини Лады покровительницы любви и брака. Назывался он «Л а д о д е н и е» и сопровождался особыми обрядами, воспевающими пробуждающуюся природу. Девицы и молодцы затевали хороводы, посвященные Ладе, а женщины с крыш домов, с холмов и горок обращались к небу с призывами весны. Из теста опять пекли птиц – журавликов и прятали их над дверью в качестве оберегов. Ещё в этот день люди подражали возвращающимся из Ирия птицам: заламывали, как в танце, руки и ноги – «кобенились». Отсюда и пошло словечко «выкобениваться»…


Читать «Весенние мистерии» полностью здесь:
http://www.proza.ru/2010/03/01/28


«Масленицы блины с бубенцами» здесь:
http://www.proza.ru/2010/02/08/23




Другие статьи в литературном дневнике: