***

Кирш Ли: литературный дневник

В переводе Л. Херна читала японскую сказку о мальчике, который любил кошек и всюду их рисовал, и однажды эти нарисованные кошки ожили и спасли ему жизнь. Прекрасная сказка с прекрасными иллюстрациями латвийской художницы. Поэт, похоже, так же через силу своего воображения спасается в сложных жизненных ситуациях, поднимая события жизни до уровня поэзии и поднимая тем самым всё мироустройство. Интересно, как это звучит у японцев "нравственное упражнение". Вобще, я думаю, что это какое-то общее место, где живёт поэзия и в которое поэт неизменно приходит.
"Мир поцеловал мою душу
Страданием, требуя,
Чтобы я ответил на это песнями".
(Р. Тагор)
"Осенью я собрал все мои печали и похоронил их у себя в саду. Когда вернулся Апрель и весна сочеталась браком с землею, в моем саду выросли дивные цветы, ничуть не похожие на все прочие. Посмотреть на них пришли соседи, и все они просили: «Когда настанет осень, время сева, не дашь ли нам семян этих цветов, чтобы они росли и у нас в саду?" (Х. Джебран)
"Поэт это тот, у кого ничего нельзя отнять." (А. Ахматова)
"...при каждом поранении деревья выделяют наплывающий на рану ароматный бальзам. Так и у людей, как у деревьев: иногда у сильного человека от боли душевной рождается поэзия, как у деревьев смола." (М. Пришвин)
Я помню, что у меня однажды вдруг появился вопрос "а если прожить эту ситуацию как поэт? как бы прожил это поэт?", причём это начинает ощущаться шире, чем написание стихов.
Про недосказанность тоже очень понравилось и созвучно, стихи это всё таки не информационная сводка в газете.)) В стихах должно остаться место для снов самого поэта и внутреннего поэта в читателе.) И недосказанность, мне кажется, очень отражает и природу самого человека, и саму жизнь. Про звук колокола в храме очень красивый и говорящий образ, погружающий в опыт. У М. Оливер есть стихотворение, которое называется "Молитва", там такие строки: "и тогда соедините несколько слов вместе и не пытайтесь сделать их подробными, это не конкурс, но дверной проём в благодарность и тишину, в которой может говорить другой голос". И, может быть, вся поэзия это тоже как форма молитвы.©



Другие статьи в литературном дневнике: