Последний из великих абстракционистов АнтониТапиесАнтони Тапиес. Биографическая справка В Испании скончался знаменитый художник-абстракционист Антони Тапиес
Знаменитый испанский художник и скульптор Антони Тапиес скончался в понедельник в Барселоне в возрасте 88 лет. Испанский художник и теоретик искусства Антони Тапиес родился 13 декабря 1923 года в Барселоне в семье адвоката. Во время испанской Гражданской войны (1936-1939), еще учась в школе, Антони Тапиес пробовал копировать и рисовать. В 1942 году, выздоравливая после тяжелой болезни легких, написал несколько картин под влиянием Ван Гога и Пикассо. В 1944 году Антонии Тапиес поступил на факультет права Университета Барселоны, но в 1946 году он оставил учебу, чтобы посвятить себя живописи. В 1948 году Тапиес вошел в круг основателей журнала и группы "Dau al Set", проповедующих дадаизм (модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино). Позже его интерес обратился к сюрреализму и к психоанализу. В 1948 году он познакомился с испанским художником и скульптором Хоаном Миро, а в 1951 году, во время своего визита в Париж, - с Пабло Пикассо. Однако формирование зрелого стиля Тапиеса связано с интернациональным кругом художников, среди которых – Джексон Поллок, Жан Дюбуффе, Жан Фотрие и многие другие. Следуя их примеру, Тапиес покрывал холсты густой смесью красок с песком и цементом, вводя в живописную фактуру куски древесины, картона и бумаги, благодаря чему картины принимали подобие фрагментов глухой стены (эта манера окончательно закрепилась в серии "Настенные картины" середины 1950-х годов). Художник усиливал эффект тупика и разрухи, имитируя трещины в "картинах-стенах" и вдавливая в краску различные предметы. В колорите предпочитал приглушенные – коричневые, бежевые, серые и охристые – тона. Эти образы выразили резкую оппозицию к помпезному традиционализму официального искусства франкистской Испании. Принципиальный нонконформизм сблизил Тапиеса с кинорежиссером и художником Антонио Саурой; в 1957 году они вместе организовали авангардистское объединение "El Paso". За участие в нелегальном политическом собрании Тапиес в 1966 году был арестован и провел несколько месяцев в заключении. Кроме живописных композиций, Тапиес, начиная с 1970-х годов, работал над трехмерными объектами и скульптурой, экспериментируя с техниками и материалами. Одной из наиболее широко известных работ Тапиеса является "Носок" – трехметровая модель носка с дыркой на пятке. Среди монументальных скульптурных работ Тапиеса – памятник Пикассо, выполненный по заказу городского совета Барселоны в 1981-1983 годах. Значительное место в наследии Тапиеса занимает графика, в том числе книжная. Он неоднократно работал в соавторстве с литераторами, такими, как поэты Хоан Бросса, Жак Дюпен и Хосе-Мигель Уллан, создавая офорты и литографии для уникальных коллекционных изданий. Антони Тапиес является автором многочисленных публикаций, среди которых "Практика искусства" (La pr;ctica de l’art, 1970), "Искусство против эстетики" (L’art contra l’est;tica, 1974), "Личная память" (Mem;ria personal, 1977), "Действительность как искусство" (La realitat com a art, 1982), "За современное и развивающееся искусство" (Per un art modern i progressista, 1985), "Значимость искусства" (Valor de l’art, 1993) и "Искусство и его пространства" (L’art i els seus llocs, 1999). В 2002-2003 годах были изданы семь томов комментированного каталога произведений Антони Тапиеса (до 1997 года). В 1990 году в Барселоне был открыт Фонд Антони Тапиеса, соединяющий функции музея-галереи, библио-медиатеки, художественной школы и центра развития современного искусства. Экспозиции музея содержат приблизительно 2000 работ художника. Крышу здания украшает его скульптура "Облако и стул". Творчество Тапиеса было отмечено многочисленными наградами – среди них премия Рубенса (1972), премия принца Астурийского (1990), Императорская премия Японии (1990), премия Веласкеса (2003). В апреле 2010 года король Испании Хуан Карлос I пожаловал Тапиесу титул маркиза. 6 февраля 2012 года Антони Тапиес скончался в Барселоне в возрасте 88 лет. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников. © Copyright: Артём Киракосов, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|