Ахтунг - бизнес!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Вчера разговаривал с клерком из фирмы, занятой в энергетической отрасли, относительно аспектов инвестирования. Разговор не был специально обозначен, он сложился просто в рамках одной встречи, куда меня пригласили. Я сообщил, что из Узбекистана, и хотел бы узнать, готова ли его фирма реализовать какие-либо проекты в моей бывшей республике:
На что он ответил:
- Мы не принимаем спонтанных решений. Любая инвестиция - это кропотливая работа, ведь мы работаем со своими деньгами, со своими людьми и ресурсами, и поэтому должны знать результаты и прогнозировать все аспекты, включая природные, политические и прочие.
Вот что я записал с его слов:


1. Выступления министров, премьеров, губернаторов, президентов, которые приезжают в Швейцарию и пропагандируют себя (то есть государство и возможности) - для них лишь сигнал к проявлению интереса к их стране, но не более. На просто обещаниях и говорильне со стороны власти бизнес не строят, "мы прекрасно понимаем, как любят нам рассказывать о кисельных берегах и молочных реках, однако знаем о подводных камнях и преградах, и поэтому начинаем, прежде всего, искать именно эти камни".
"Мы можем встречатся с дипломатами и слушать их, понимая, что в итоге они не несут ответственности за то, что втюхивают нам. Их задача - нас заинтересовать, наша - обезопасить свои активы, если решимся на работу в их стране".


2. Вначале изучают страну и для этого обращаются в международные институты (ЕБРР, МВФ, АБР) и рейтинги. Основные - восприимчивость к коррупции ("Мы должны знать, являются взятки и откаты обязательными, как покупаются льготы и преференции, и можно ли это избежать"), действенность законов ("Можно ли защищать себя на судах или все решают правительственные установки"), ведения бизнеса ("Конечно, наличия документов, разрешений и лицензий, насколько сложны процедуры их получения и насколько эти документы являются окончательными и не нужно ли их подтверждать снова новыми документами), дееспособности государства ("Могут ли власти контролировать политическую ситуацию в стране и гарантировать стабильность для иностранного бизнеса, насколько сильны парламент, партии, профсоюзы"), свободы прессы ("Как отражают масс-медиа экономические реформы, высвечивают проблемы, скандалы во власти, например, с коррупцией и непотизмом, кумовством") и др.


3. Следующий этап - это разговоры с теми, кто работал в этой стране - бизнесмены, дипломаты, спортсмены, и они дают больше информации, чем рассказывают власти или статистика. Именно там формируется первое мнение, стоит ли там работать, какие проблемы возникали у людей и могут возникнуть у самой фирмы. Если оттуда уходят какие-то предприятия/инвесторы, то это признак, что там лучше не работать или воздержаться от проектов. Даже если власти начнут уверять, что ситуация, мол, исправилась, то не принимают это на веру, так как процессы невозможно изменить за короткое время. Ведь госструктурах те же персоны, те же службы, та же ментальность чиновников.


4. "Смотрим, какие иностранные фирмы там присутствуют. Если крупные, то это больше настораживает. Так как крупным легче скупать правительство. Это означает, что благоприятные условия не одинаковы и их нужно покупать. А среда должна быть равной для всех - для одиночки-предпринимателя, малого, среднего и крупного бизнеса".
Собеседник также уточнил, что вниманию подлежат монополии - транспорт, газ, электроснабжение, ведь они формируют цены, которые в итоге отражаются на стоимости конечной продукции. Они диктуют условия, а поскольку нет конкуренции, то это создает не благопрятную обстановку.
Особое внимание на конкурсы и тендеры, исполнение заказов. "Если процедуры не прозрачны, движение капиталов трудно отследить, нет конкретного человека, который отвечает за решение, и все перекладывается с одной инстанции на другую, то это говорит о том, что нас станут принуждать делать отчисления или совершать какие-то нелегальные сделки, выполнять задачи по схерым схемам. Значит, мы просто увязнем в теневой экономике, нас легко станет шантажировать и позже и отнять бизнес".


5. Местная статистика и законы. Изучается все: от здравоохранения и спроса на мясные изделия, до обеспечения газом и наличия асфальтированных дорог. Особая графа: наличие квалифицированных кадров - строители, инженеры, бухгалтеры, юристы, так как всех их нужно привлекать к проекту, они знают рынок, правила, нормативные акты.
Законы проверяются на коррумпированность. "Если там двойственное понимание, туманная трактовка, то это признак того, что будет коррупция".
Самочувствование населения: школы и больницы, как обслуживают они людей. Культура и традиции, так как это влияет на цикл производства, организацию труда.


6. СМИ и Интернет - важнейшие условия для коммуникации с властью и населением. "Нам надо работать с гражданами и представителями правительства, и насколько они охотно и честно идут на контакт, готовы обсуждать проблемы, как освещается это в печати. Нам тоже необходимо раскрывать наши проекты для жителей, поэтому нужна качественные масс-медиа".
Через СМИ узнаются события в стране и прогнозировать политическое, социальное и экономическое развитие. Это уже сказывается на сроках проектов. "Может, достаточно проекта на два-три года - и все. Потому что все может изменится в результате народного бунта, гражданской войны, внешней агрессии..."


7. Всегда изучается ТЭО любого проекта, особенно если он предлагается страной, которая нуждается в инвестициях. "На бумаге можно расписать что угодно, но так никто не работает. Ведь реальность отличается от написанного. Мы не можем рисковать капиталом из-за того, что кто-то не прописал там то, чего нам не известно или что считается "подводным камнем". Мы понимаем, что в любой стране работать нелегко, но не должно быть так, что очень трудно до степени невозможно. Нам всегда нужны пути отступления, хотя бы с минимальными потерями".


- Да, мы изучали рынок Узбекистана десять лет назад и пришли к выводу, что условия там непригодны для нас. Более интересным оказался Казахстан, там мы и начали один небольшой проект. А в целом мы работаем с Африкой и Латинской Америкой, Китаем, со своей же Европой. Война в Украине из-за российской агрессии заморозила два наших проекта на 20 млн. франков.



Другие статьи в литературном дневнике: