Архивы закрыты, толпы в мавзолей упыря...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Для поколения родившихся и воспитавшихся в 1991-2016 годах Ислам Каримов значимая, первостепенная личность. Они не мыслят, что мог быть другой президент, что свободные выборы допускали такой вариант и страна могла развиваться иначе. Отсутствие альтернативы курса и подавление других политиков, монополия власти и идеологии, псевдозаконность и репрессии породили коррупцию и чванство, политическую инфантильность, раболепие и тупую веру в то, что хорошо жилось только при Каримове. И молодежь уверена, что у них была самая лучшая жизнь. И это потому, что не всем был дан шанс сравнения с другими странами или с другим временем. Да и люди стремились выживать, а не жить.
Мы, родившиеся в 1960-х тоже были уверены, что живем в самой счастливой стране, хотя видели дефицит товаров и плохое качество услуг, систему блата и слово "достать" было магическим, социальное неравенство проявлялось везде - при поступлении в вуз, очереди на квартиру или детский сад и т.д. Но все считали временными проблемами, которые почему-то не рассасывались. В итоге Союз развалился. А с ним и вся социалистическая система. На его месте то там, то сям в разных формах появился клано-криминальный олигархический капитализм. И мы решили, что это и есть рынок, есть демократия, есть прогресс.
Система, выстроенная Исламом Каримовым, тоже не могла долго функционировать - на то имеется элементарный дефицит ресурсов. На одной идеологии не просидишь столетия. Гипнотизировали фразой "Зато мирное небо", не задумывпаясь, а почему это небо с такими перекосами в жизни? Не может быть мирным небо, когда ломают дома, лишают гражданства инакомыслящих, когда уезжают на заработки мужчины в чужие края, а женщины вынуждены кормится проституцией, когда огромные особняки чиновников возвышаются над лачугами обычных фермеров, крестьян, учителей, врачей.
Система существует, пока ее поддерживают экономические, материальные и людские активы. Инвестиций мало, большой внешний долг, неэффективные госкомпании ("Хавошка", "Узбекнефтегаз" и др.), принудительные госзаказы, недобровольный труд (на хлопок, уборку территории), существование черного рынка валюты и теневой экономики до 50% ВВП, 5 млн. гастарбайтеров и зависимость от внешних денежных трансфертов, и многое другое - это производные от т.н. "узбекской модели развития". Вот вам результат того, что создал первый президент Узбекистана. Я уже не говорю о страшной коррупции во власти, семейственности и клановости, кукольности парламента и управляемости судов. А также вседозволенности и могуществе спецслужб, у которых, вообще-то одна задача - бороться с преступностью, а не контролировать и принуждать народ.
Историки, социологи, экономисты и юристы еще долго будут спорить, пытаясь дать название системе, что дал стране этот упырь. А архивы будут прятать фамилии репрессированных, потому что это прямой укор.
Но к его могиле продолжают ходить второй президент, толпы паломников, читают его книги и сдают экзамены, И мне шлют проклятия те молодые, которые готовы лбом биться об стену и пол, читая как молитивы книги усопшего тирана, за мои критические и сатирические материалы о Каримове. Зомбированные люди не построят ни Великого будущего (которого в принципе быть не может по схемам этого бездарного правителя), ни реального позитивного настоящего. Но самое страшное другое, люди оценивают сегодняшнее с прошлым, то есть сравнивают плохое с худшим и говорят, что худшее было лучше, чем сейчас плохое.



Другие статьи в литературном дневнике: