Чего знали немцы

Алишер Таксанов: литературный дневник

Мой коллега Д.П. относительно вчерашней заметки отписался так: "Абсолютно не согласен с выводами. Что же мешает тогда Dimler участвовать в откатах при продаже готовых автобусов? Цена закупаемых ежегодно автобусов и так откатная. К тому же Dimler года три назад сам признался в этих откатах. Причина отказа от строительства автобусного завода - сугубо рыночная. Парпиев покойный здесь совсем ни к месту - проект был предложен в 2010 году. Просто рынок сбыта автобусов в Центральной Азии наполнен китайскими производителями. С ними по цене конкурировать сложно. Проектная рентабельная мощность - до 1 тыс автобусов в год. После насыщения рынка Узбекистана куда девать эти автобусы? Немцы отказались от проекта в 2012 году - еще никакого гульнарагейта не было. Просто бизнес оказался невыгодным. Именно поэтому Dimler не создал аналогичных мощностей в соседних странах".


В свою очередь, я согласен с Д.П. в части решения немцев отказаться осваивать рынок автобусов Центральной Азии путем создания СП. Да, в любое ТЭО вегда закладывается маркетинговая стратегия на ближайшие годы и есть нет рынка сбыта, то нет смысла производить продукт. Но "Гульнарагейт" - это всего лишь часть коррупционного мира, вскрытого, ставшего достояние публики, а ведь 90% всех теневых отношений вне поля зрения общества. То есть нельзя говорить, что до этого скандала в Узбекистане не было откатов, взяток, покупок правительственных решений. Любой крупный иностранный бизнес, входя в республику, вынужден был играть по правилам государства, а правила эти являлись очень и очень "темными"; закон оказывался как бы внешним притягивающим атрибутом, в реалии жизненными были более глубинные процессы - интересы власть имущих. И это касалось всех - и американцев, и англичан, и французов, и шведов, и немцев, и россиян, желающих работать здесь, - и везде - и в аграрном секторе, и в телекоммуникации, и в переработке нефти, и добычи золота, и в туризме, в хлопковой отрасли, то есть там, куда прикладывались капитал иностранцев. Часть компаний позже "вынуждено" ушли, и ушли с потерями, так как коррупционная ставка стала невыгодной или "крыша" перестала защищать по различным причинам (порой политическим, малорегулируемым). Это "Зерафшан-Ньюмонт", "Оксус" и многие другие.
К чему я это клоню? К тому, что немцы вкладывали в экономическитй проект коррупционную составляющую. Они знали размер "дани" в виде постоянных отчислений на счета высшим чиновникам, и эта сумма, само собой разумеется, включалась в итоге в цену производимого товара. Платить эту взятку косвенно должны были потребители. Но взятка открывала немецкой компании как полагающиеся льготы, так и новые, которые можно было купить, в итоге материтальные издержки оказывались достаточно минимальными, чтобы и включать в себя неофициальные выплаты. Другое дело, что сам конечный продукт не имел спроса на достаточном уровне. Поэтому немцы и отказались от строительства автобусного завода. Так что "сугубо рыночная" причина - это часть айсберга.
Коррупция никуда не ушла и после "Гульнарыгейта", просто сместились центры доступа к госактивам и национальным ресурсам, теперь другие люди решают вопрос "цены" коррупции.



Другие статьи в литературном дневнике: