Долг платежом красен

Алишер Таксанов: литературный дневник

Так, так, согласно сообщениям российских СМИ, Узбекистан отказался от своего национального павильона, расположенного на территории бывшего ВДНХ, ныне ВВЦ, в Москве. Помню, как в середине 1990-х годов мы бились за нашу собственность в России, учитывая их экономический потенциал. С большим трудом вернули (правда, только на половину) гостиничный комплекс Академии наук Узбекистана на пр. Рязанка, начали бороться за другие объекты. К началу 1990-х годов таких насчитывалось около сотни, причем большинство из них промышленные объекты.
Однако Каримов не захотел тратить время и ресурсы на них, посчитав, что лучше продать их за бесценок, чем пытаться управлять с расстояния. Такое мог сказать бюрократ, но не менеджер. Ибо многие иностранные фирмы владеют предприятиями на территории других государств и успешно снимают прибыль. Просто Каримов ориентировался на Запад, и думал, что лучше всего сотрудничать с европейцами и американцами, мол, мы им нужнее, чем нам - Россия.
Но вышло все не так. Европейцам мы не особенно нужны, особенно товары. Приглянулись только наши ликвидные ресурсы - золото, газ, хлопок, уран. Автомобили "Нексия" и самолеты оказались не востребованными.
И все же... Как же мы отказались от выставочного центра? А все просто. Мы им погасили проценты за внешний долг, но не сам долг, составляющий более 700 млн. долларов - это та сумма, которая имеет в личном запасе дочь диктатора в Швейцарии Гуля Каримова. В середине 1990-х таким же образом мы погасили долг по процентам санаторием "Узбекистан", оценив его то ли в 3 млн., то ли в 5 млн. долларов, хотя его рыночная сумма в пять раз больше. Просто хотели убить двух зайцев - списать долг и ненужное имущество.
Нужно сказать, что это - собственность узбекского народа, нашей республики, и совершая такие сделки, Ислам Каримов нанес серьезный экономический ущерб стране. Долг возник именно по его вине, когда он в 1992-93 годах брал кредит у России, а затем оформил в государственный долг. Уверен. что во время визита Каримова в Москву в апреле текущего года, Путин вновь напомнил ему об этом и заявил, что не следует отказываться от ранее взятых обязательств, типа, долг платежом красен. И пришлось узбекскому диктатору отдавать павильон и еще что-то. Это признавать не хочется нашей официалтьной власти, и поэтому никому не сообщают.
Вообще-то, еще в 1992 году Каримов намеревался запустить собственную национальную валюту - сум, об этом можно судить хотя бы потому что на переходной банкноте - сум-купон был отмечен год 1992. То есть зачем он, Ислам Великий, брал деньги в советских и российских рублях непонятно. Ведь пересчитывали потом в доллары, и вышло минус в нашу сторону. Инфляция сожрала советские рубли, мы потом вагонами вернули "макулатуру" обратно, а вот долг остался...
И это еще раз доказывает "прозорливость" и "мудрость" узбекского политика!



Другие статьи в литературном дневнике: