Полковника никто не ждет...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Недавно в Ташкенте был обвинен в измене родине... российский гражданин Юрий Корепанов, 63-лет от роду. Вообще-то он военный, полковник, работал в одном из вузов сельскохозяйственного профиля заведующим военной кафедрой. В 2000-х годах переехал в на историческую родину, получил российское гражданство, но при этом не стал оформлять выход из узбекского. Я его понимаю, ибо данная процедура очень муторная, сплошная волокита, легче отдать паспорт и плюнуть на ту страну, где прожил много лет, не приезжать, чтобы и о тебе забыли. Впрочем, он так и сделал, правда, наполовину. Ведь все же наведывался в Ташкент к своим родственникам, за что, на первый взгляд, и поплатился за это.
Потому что в прошлом году был арестован узбекской службой безопасности. Суд проходил в нетранспарентной форме, то бишь закрытым. Никаких четких подробностей. Для общественности заявили, что Корепанова обвиняют по статьям 223 ("Незаконное пересечение границы") и 157 ("Измена родине"). Российские дипломатические службы и некоторые парламентарии встали на его защиту, хотя потом вдруг замолчали и особо не стали афишировать, что они сделали для российского гражданина, которому обязаны помочь согласно действующей Конституции РФ. Политики затихли, словно узнали нечто такое, о чем нет желания в открытую говорить. Конечно, внешне все смешно: обвинить человека в измене той стране, от которой он отказался, пускай не оформив должным образом документы (по закону Узбекистан продолжает считать его «своим», и не признает российского его гражданства, ведь юридического оформления выхода не было), а также незаконное пересечение, хотя он проходил границу в установленных местах и через КПП – в чем тут «незаконность»?.. Скорее всего, было и другое обвинение.
Уже тогда я заподозрил, что не все так, как это представляется, есть какие-то подводные течения, не видимые для общественного глаза. Нельзя судить об айсберге лишь по видной части, подводная – она больше во много раз. По скайпу связался с другом, имеющим отношение к узбекской дипслужбе. Спрашиваю между делом:
- А что там затихло дело Корепанова? Нот протеста больше россияне не шлют? Или махнули рукой на своего гражданина?
- О чем ты говоришь, Алишер, тут не все просто. Когда их ознакомили с некоторыми подробностями закрытого дела, то и они замолчали, - ответил он.
- А что же именно? Тебе что-то известно?
- Сам понимаешь, что измена и нелегальное пересечение – это обвинение для публики... Я тоже не все знаю, кое-что прошло через наше ведомство... но Корепанов, будучи военнослужащим Узбекистана, имеет отношение к каким-то нелегальным делам по продаже боевой техники, по-моему, танка. И поэтому был задержан и арестован. Естественно, россияне тоже не от восторга, если такая техника уходит на «сторону», особенно к каким-то потенциальным врагам. В российской армии это тоже карается законом.
Возможно, говоря об «измене родины», которая квалифицируется статьей УК РУ так:»деяние, умышленно совершенное гражданином Республики Узбекистан в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности, безопасности, обороноспособности, экономике Республики Узбекистан; переход на сторону врага; шпионаж; выдача государственных секретов иностранному государству; оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против Республики Узбекистан» – упор сделан именно на ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ. Без танка сложно защищать страну.
Насколько я знаю, в гражданских вузах готовят офицеров, и военные кафедры располагают учебной боевой техникой. В основном, устаревшие БТР, БМП или танки, снятые с вооружения или производства. Но если такая техника еще функционирует, то может представлять какой-то интерес для покупателей. Может, Ю.Корепанов «посодействовал» такому «списанию» в утиль техники, которая затем исчезла в неизвестном направлении. Естественно, такое невозможно без наличия соответствующих связей в Минобороне, таможенном и пограничном комитетах. То есть здесь коррупция. Само собой обычный завкафедрой без «посторонней» помощи не смог бы сплавить «налево» боевую технику.
Вот уж признать о существовании теневых схем в Вооруженных силах Узбекистана нет политической воли. Если кого-то и сажают, то общественность вне курса событий. Почему все шито-крыто в деле Корепанова? – потому что пришлось бы публично объявить, что узбекские чиновники воруют не хуже российских. Неизвестно куда уходят боеприпасы, амуниция, ГСМ, запчасти, даже транспортные средства. А Верховный Главнокомандующий несет полную ответственность, что делается в армии, флоте и ВВС. Хотя он также несет, как глава государства, за деятельность госорганов, и ни разу не ответил, ибо Законом о президенте он освобожден от этой тягомутины, включая уголовное преследование. Летели головы чиновников рангом пониже, как козлы опущения.
Так что судебный конфликт лежит несколько в иной плоскости, и тут обе стороны заинтересованы молчать: для «обвиняемой», что есть факт нелегальной продажи танка, для обвинения - что существует коррупция. Хотя, как намекнул мне коллега из МИДа, уже достигнута определенная договоренность между государствами. Ю.Корепанов отсидит какое-то время, чтобы не получилось так, что военная прокуратура и суд зря старались, а потом отпустят домой, потому что он все равно уже не гражданин Узбекистана. Да и Москва просит...
А пока полковнику никто не пишет... потому что он сам в курсе всех событий...



Другие статьи в литературном дневнике: