Прошлое - это не камень, привязанный к ногам

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Праге я разговаривал с коллегами, теми, кто живет и работает здесь, на радио "Свобода". Они признаются, что здесь интересно, не скучно, много событий, только...
"Знаешь, Алишер, - сказала мне одна журналистка. - Чехи остались в прошлом, в 1968 году, когда советские войска подавили их революцию. Они живут тем временем и не хотят понять, что СССР нет больше и люди изменились. Постоянно укоряют нас в том событии. Но ведь это в прошлом, туда дороги уже нет. Зачем ставить этот вопрос краеугольным камнем в отношениях с народами бывшего Союза?"
Я ответил:
- Гм, если так рассуждать, то я должен при общении с немцами помнить 1941 год? Мой дед погиб под Сталинградом, и теперь я должен ставить в укор любому жителю Германии и союзникам фашистов - Италии, Румынии, Турции и так далее?
Другой журналист тоже сообщил мне подобную картину:
"Мне один чех сказал, что я - русский, и мы виноваты в событиях 1968 года. Я ответил, что я - узбек, и когда СССР распался был маленьким. Мои родители и родственники не были в Чехословакии, почему я виноват? Чех настаивал на своем: "Ну, неважно, вы, узбеки, были в СССР и несете ответственность за подавление революции в моей стране".
Мне показалось, что этот штрих - реальность чешского общества. Да, в Союзе было много негативного, однако виноваты ли во всем наши родители? Все выживали в тех условиях, однако прошлое не должно быть пропастью для будущего. Следует помнить о тех далеких и не совсем событиях, и все же строить мосты на новом фундаменте. И не винить всех во всем. Мы не несем ответственность за прошлое, мы отвечаем за сегодняшний день и что делаем для будущего. Надеюсь, что чешский народ это когда-нибудь поймет. Камни негативного утянут в омут, лучше избавляться от такого груза.



Другие статьи в литературном дневнике: