ОдинМатериал из Википедии — свободной энциклопедии У этого термина существуют и другие значения, см. Один (значения). О;дин или Вотан (прагерм. *W;;anaz или *W;;inaz; др.-исл. ;;inn) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов (саг), царь-жрец, князь (конунг)-волхв (vielus), но, в то же время, бог войны и Победы, покровитель военной аристократии, хозяин Валгаллы и повелитель валькирий. Супруг Фригг. Древние римляне отождествляли его с Меркурием/Гермесом. Английское название среды — дня, посвящённого Меркурию — Wednesday, происходит от его именипрофиль удален. В соответствии с эсхатологическими мифами викингов, в день рагнарёка Один будет убит чудовищным волком Фенриром. * 1 Потомки Одина Потомки Одина Сын Одина от земли Йорд (альтер. Фьёргюн или Фригг): Тор. Сыновья Одина от Фригг: Бальдр, Хёд, Хермод. Сын Одина от Ринд: Вали Сын Одина от Грид: Видар Спутники Одина — вороны Хугин и Мунин («думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное — восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir, «скользящий»). В Вальхалле Одину и его дружине прислуживают валькирии — девы, определяющие судьбу воинов на поле битвы, выбирающие героев для Вальхаллы. Характеристика Один одноглазый — один свой глаз он отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости. Подобное самопожертвование во имя мудрости — не редкость для Одина. В частности, чтобы постичь силу рун, он, принеся самого себя в жертву, 9 суток провисел на стволе ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгнир. Будучи мастером перевоплощений, Один часто является людям в различных образах. Чаще всего — в образе старца в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооружённый копьем. Считалось, что под видом бедного странника или уродливого карлика он бродит по свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своём коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу. Вероятно, Один не нуждался в пище — ряд источников (в частности, в «Саге об Олаве Святом») намекает на то, что он никогда не ест, а живёт лишь тем, что пьёт мёд или брагу. Во время зимних бурь Один в сопровождении погибших в боях проносится в небе. Эти выезды носят название «дикой охоты». Имена Одина В сказаниях Один выступает под множеством имён и прозвищ. Это связано с традициями скальдической поэзии, где приняты поэтические синонимы — хейти и непрямые упоминания о предмете — кеннинги. Вот некоторые из имён Одина — (Альфёдр — «всеотец»), (Игг — «страшный»), (Хар — «высокий»),(Вератюр — «повелитель людей»),(Бёльверк — «злодей»). Перечень имён Одина приводится в Старшей Эдде в одной из глав «Речи Гримнира»: В Младшей Эдде рассказывается о том, как Один при помощи коварства добывает священный напиток — мёд поэзии, источник жизненного обновления. Асы и ваны заключили мир после войны богов, смешали свою слюну в сосуде и сделали из неё мудрого карлика Квасира. Другие карлики убили Квасира и смешали его кровь с мёдом, получив мёд поэзии. Но им пришлось отдать этот мёд великанам в качестве выкупа. Великан Суттунг спрятал мёд в скале и велел своей дочери сторожить напиток. Один проникает в скалу: просверлив отверстие с помощью бурова, он превращается в змею и влезает в него. Он соблазняет стража-великаншу, которая дает ему выпить мёд. Тогда в облике орла Один возвращается в Асгард и приносит мёд поэзии; по дороге он пролил часть мёда — этот мёд достается бездарным поэтам. Один в скандинавском эпосе Мифы, записанные в 1200-х гг. Снорри Стурлусоном, описывают жизнь асов и их переселение в Скандинавию из Трои и Анатолии. Согласно Эддам, Один имел владения в Азии (на востоке от реки Танаис, «в стране турок». Переселился в Данию, оставив править в Асгарде сыновей Ве и Вили. Править страной саксов поставил троих сыновей: Вегдег в восточной стране саксов, Бельдег (или Бальдр) в Вестфалии, Сиги (родоначальник рода Вольсунгов) в земле франков. Дальше Один пошёл в страну Рейдготланд (Ютландия)и сделал её правителем своего сына Скьёльда (от которого род Скьёльдунгов, датских конунгов). Затем Один достиг Швеции, где его радушно встретил правитель Гюльви, и основал Сигтун. Затем он поехал на север и поставил править Норвегией сына Сэминга, родоночальника норвежских конунгов, ярлов и других правителей. А с собою Один взял сына Ингви, конунга Швеции, основателя рода Инглингов. Внук Одина Фроди правил Данией (тогда называемой «Страной готов») во времена жизни императора Августа при рождении Христа. Согласно Эдде асы, потомки Одина, расселившись по Стране Саксов, принесли туда древний язык из Азии. Знаменитый путешественник и учёный-антрополог Тур Хейердал выдвинул теорию, что Один, князь Асгарда, был реальной исторической личностью. Он жил на рубеже нашей эры в Приазовье в городе Танаис и переселился в Скандинавию со своим народом (асы) из-за давления римлян. Археологические раскопки Хейердала в данной местности обнаружили «три пряжки, принадлежавшие средневековым викингам». Среда — день Одина Имя Одина-Вотана восходит к древнегерманскому корню -wut- (букв. «неистовство»). Языковеды и историки культуры пришли к заключению об изначальном единстве религиозных представлений древних германцев, почитавших одних и тех же богов. Свидетельством этого стали, как ни покажется на первый взгляд странным, названия дней недели. Переняв от римлян семидневную неделю, германцы, как пишет М. Элиаде, заменили названия дней именами своих божеств. Одину досталась среда, у римлян — «день Меркурия», dies Mercuri, а у древних германцев — «день Одина (Водена)»: Wuotanestac (староверхненемецкий), Wednesday (английский), Woensdag (нидерландский), Odinnsdagr (староскандинавский) и др. Так что правильнее говорить не о том, что древние римляне отождествляли Одина с Меркурием, а о том, что древние германцы восприняли вражеского (римского) бога Меркурия в отождествлении с понятным им образом грозного божества войны — Одином. * Считается, что Один похоронен на эстонском острове Осмуссаар, который до 1918 года носил шведское название «Оденсхольм» («могила Одина»). © Copyright: Альфия Давлетшина, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике: |