Тонны окурков и соли

Василиса Фед: литературный дневник

Весной не хочется думать о некрасивом. Но как пройти мимо вот такого?
В Москве снег стал быстро таять. И что он обнажил? Снег скрывал тонны окурков и соли. Прошли команды рабочих в оранжевых костюмах, сгребли окурки, а также бутылки от разных газированных напитков и пива, упаковки от чипсов, целлофановые пакеты и прочее, что надо бросать в мусорные урны.
9 апреля 1699 года русский император Пётр Первый издал указ: "О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки".
Не знаю, почему в том указе значится только Москва и именно Москва, и какое наказание придумал император, щедрый на наказания. Но столько времени прошло, а поведение людей не меняется.


Мусор убрали. А соль? Её сгребли с тротуаров на землю. И она будет ждать дождь, а потом растаявшим ядом впитается в почву и будет травить всю растительность, что попытается прорасти.
… Ночью в Москве ещё морозно. Ранним утром наблюдаю такую картину: в большой луже на тротуаре вода покрыта тонким льдом. Это не пугает красавца-голубя; в его оперении больше белых перьев, чем тёмных. Птица купается, лапами и крыльями разбивая тонкий лёд.
Стою недалеко, любуюсь. Останавливается женщина, улыбается. Нам дальше по пути.
- А голубей ведь всё меньше, - говорит моя спутница. - Соль тоже их травит.
- Недавно я услышала мнение орнитолога: "Москва закрякала", - говорю я.- Он имел в виду, что меньше стало воробьёв, а больше - уток. Воробьям не хватает еды, особенно зимой. Уток население подкармливает. Те утки, которые раньше из Москвы улетали, остаются зимовать. И соль уткам не страшна - они больше плавают, чем ходят. А вот воробушкам соль лапки ест.
- Я давно живу в Москве, - сказала моя спутница.- Мой отец защищал Москву в годы войны, был ранен. После победы приехал сюда, начал работать и нас, семью, перевёз. Я в Москве в школу пошла. Потом, чтобы получить квартиру, работала на стройке. Квартиру получила, да болеть начала. Пошла в дворники. Думала, что работа не тяжёлая. Тяжёлая! Ушла недавно, потому что совсем отравилась тем, что зимой машины рассыпают на дороги и тротуары. Это отрава для людей, деревьев, травы, птиц, животных. Пора бы уже нашему руководству об этом подумать.
Женщина опытным глазом смотрит на тротуары и прилегающие к ним территории.
- Смотрите, - говорит она, - сколько мусора. Безобразно ведут себя люди. Когда я работала дворником, то всегда опасалась находиться возле домов. Из окон и балконов выбрасывают бутылки, куски хлеба и остатки разной еды. Даже использованные памперсы. Всего насмотрелась. Я знаю, что москвичи этого не делают; живут они скромно, ведут себя культурно. Приезжие бросают мусор.


Мы прощаемся. А я с печалью наблюдаю, как на очищенных рабочими городских территориях вновь появляются упаковки от сигарет, окурки, целлофановые пакеты...
В Сингапуре установлен большой штраф за брошенный окурок. Если бы в Москве брали штраф за окурки, то ого-го как бы пополнился бюджет! Но на бросаемых окурках не отпечатываются фамилия и адрес того, кто курил. Жаль!
Люди! Культурное поведение никто не отменял.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.04.2019. Тонны окурков и соли