Сила таланта

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В последнее время тянет не столько читать новые книги(мало интересных находится), сколько перечитывать. Но не все тянет перечитывать, что вполне понятно. С годами меняются вкусы и пристрастия.
Но дело не только в этом. По-иному воспринимаешь и талант писателя.
Например, в советское время существовала как бы общая обойма ведущих военных прозаиков, взглянувших на войну, условно говоря, из окопа.
О них много писали, их "разбирали" критики. А хотелось бы их сегодня перечитать?
Я вспоминаю произведения Василя Быкова, его знаменитые в свое время "Альпийскую балладу" и "Сотникова".
Нет, перечитывать не хочу, все это осталось в прошлом. Годится,-хотя мое мнение весьма спорное-, для того времени. Что-то не хватило советским авторам, чтобы их книги волновали и сегодня.
А вот читаешь Алексея Толстого,- и о каком бы времени он не писал,- перечитывать хочется, даже его короткие военные рассказы.
Но сейчас я перечитываю его довольно раннее произведение "Эмигранты" и наслаждаюсь самим стилем повествования, "вкусным" языком.
Так время само всё расставляет по полкам.
И в который раз думаешь об огромной библиотеке, созданной советскими писателями. Одних авторов власть приголубливала, других травила.
Но теперь о них судят и будут судить исключительно по тому, что и главное - как они писали. И вдруг обнаруживаешь, что роман Пастернака "Доктор Живаго", за который его так травили, тоже неинтересно перечитывать.
А, опять же, Алексея Толстого, "советского князя", "барина", не обремененного особыми нравственными качествами,-читаешь с наслаждением.
Такова сила таланта. Она берет в плен, независимо от того, когда жил автор, каким он был, и как к нему относились окружающие.










Другие статьи в литературном дневнике: