Авторитет

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Авторитет государства зависит от его репутации. Репутация, в свою очередь, - от проводимой им политики. Политика же строится на конкретных делах. Вот по ним и судят, что представляет собой та или иная страна, и, естественно, ее руководитель, ибо на нем лежит главная ответственность за то, в каком направлении она движется, какое место занимает в современном мире, как к ней относятся соседи, друзья, враги.
Всё это всем известно, но,- во всяком случае, такое складывается впечатление,- кроме израильской политической верхушки. Без конца раздаются ее стенания об усилении в мире антисемитизма под видом антисионизма и неприязненного отношения к Израилю, о стремлении к его изоляции, попытках его демонизации.
И никто, кроме отдельных представителей оппозиции, не говорит правду:отношение к Израилю ухудшилось с тех пор, как страну возглавил Нетаниягу, и продолжает ухудшаться, поскольку Нетаниягу возглавляет уже третье правительство подряд.
Всё упирается в личность Нетаниягу. СМИ приводят его характеристику из книги бывшего министра обороны США Роберта Гейтса, который назвал его "кичливым, неблагодарным, заносчивым".
В 2011 году достоянием гласности стал обмен мнением о Нетаниягу между тогдашним президентом Франции Саркози и Обамой на саммите большой двадцатки. "Я больше не могу видеть Нетаниягу. Он - лжец",- сказал Саркози. "Тебе он надоел? А уж мне-то. Я должен иметь с ним дело почти каждый день",- ответил Обама.
С одной стороны, Нетаниягу кичлив и самоуверен, супервысокого мнения о себе как о необычайно умном человеке, а, с другой, на редкость нерешителен, а, может, продуманно нерешителен:любое дело, даже не терпящее отлагательств, он старается отложить в долгий ящик и не решать его, прибегая к различным уловкам.
Сегодня он говорит одно, завтра-другое, делает третье. К примеру, то разрешит строительство поселений за так называемой зеленой чертой, то заморозит их,- в зависимости от того, какая политическая "погода" на дворе.
Естественно, каждый, с кем он обсуждает проблему, слышит то, что он слышит в данный момент, а потом удивляется, когда в другом месте Нетаниягу говорит совершенно другое.
Особенно Нетаниягу достал всех своими выступлениями по иранской ядерной программе, представив себя как единственного спасителя мира, стараясь предотвратить переговоры Запада с Ираном, лишив тем самым Израиль очередной порции симпатии.
Нет у него четкой позиции и по палестино-израильским переговорам. Может, и есть, но ее никто не знает. Ибо Нетаниягу, как всегда, говорит каждому то, что от него хотят услышать.
Временами он выдвигает и вовсе экзотические идеи. Например, взять Иудею и Самарию в аренду у палестинцев. С одной стороны, Нетаниягу признает, что это -неделимые части Израиля, а, с другой, если палестинцы настаивают, что Иудея и Самария должны стать частью их государства и придется пойти им навстречу, то почему бы не предложить аренду?
Ясно, что это даже не вариант решения проблемы, а какая-то глупость.
Столь же экзотическим выглядел и один из вариантов решения проблемы с нелегальными беженцами. Одна из израильских газет рассказала, что Нетаниягу вынашивал план - поручить ее решение ... журналисту(было названо его имя). Тот должен был искать государства, которые согласились бы их принять.
За эту работу ему должны были платить 30 тысяч шекелей в месяц плюс бонусы, которые зависели от того, сколько беженцев удастся отправить из Израиля. За 500 человек заплатили бы бонус в сто тысяч шекелей.
План по каким-то причинам не был реализован, но удивляет. как легко премьер готов пускать по сути на ветер государственные средства.
Впрочем, не удивляет, ибо он без зазрения совести государственными деньгами оплачивает и личные расходы свои и своей семьи, и из года в год они непомерно растут, так что в Кнессет подан законопроект, который должен установить четкую грань между государственными и личными расходами премьер-министра.
Но вряд ли его примут:за годы нахождения у власти Нетаниягу сумел создать зависящее от него окружение преданных ему политиков и чиновников, обязанных нахождением у власти лично ему. Вот они и держатся друг за друга, поэтому и пребывает Нетаниягу у власти так долго.
Разумеется, все это не прибавляет авторитета Израилю, ведь сегодня никакую информацию от вездесущих глаз Интернета не скроешь.
Как же намерен Израиль поднимать свой престиж и авторитет в мире? Привычным способом, хотя опыт уже показал, что этот метод не работает,- призывом к евреям диаспоры встать на защиту Израиля. Для этого создана специальная организация "Облик Израиля", которая вместе с ними займется пропагандистско-просветительской работой.
Разумеется, в диаспоре найдутся люди, которые ухватятся за возможность и самим попиариться на этом, и что-то лично поиметь от Израиля, но большинству евреев диаспоры это было и будет до лампочки. Почему они должны болеть за Израиль, ведь они граждане другой страны? Зачем им надо, чтобы их обвиняли в нелояльности к своему государству? Ведь это только усилит антисемитизм.
Удивительно, что в Израиле этого не понимают или не хотят понять.
Или гордыня Нетаниягу и подчиненным передалась? Вполне возможно. Если на частном уровне известно, что, с кем поведешься, от того наберешься, то на властном - тем более.



Другие статьи в литературном дневнике: