Назначение сверху

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Можно ли назначить классика литературы сверху? В Советском Союзе такие попытки были. Но и в современной России - тоже. Эту "роль" отводили Александру Солженицину. Происходило это в два этапа. Первый условно можно назвать "Ельцинским", когда писатель с триумфом возвращался в Россию, проехав на поезде почти всю ее, и на каждой станции Солженицина восторженно и торжественно встречали, как некогда - Горького.
Потом писателю предоставили телевизионную трибуну, и Солженицин, ко всеобщему удивлению, стал произносить скучные, назидательные речи. Эдакий новоявленный гуру, который всё знает и имеет неоспоримое право всех поучать.
Передачу затем закрыли, а Солженицин надолго уединился в своем особняке. Его одиночество однажды нарушил Путин, в первый срок своего президентства. Тогда и начался второй этап "назначения" писателя в "классики". Путин высказал мнение, что творчество Солженицина должны изучать в школе, особенно "Архипелаг Гулаг".
Раз президент сказал,- было исполнено, для чего оную объёмистую книгу даже издали в сокращенном виде.
Но теперь, судя по недавней встрече вдовы писателя с Путиным, дела обстоят не так хорошо. Наталья Солженицина жаловалась на сокращение в школе часов, отведенных на изучение литературы. И, видимо, изучение творчества Солженицина уже не предусмотрено.
К огорчению вдовы писателя, нынешний Путин сказал, что он не может что-либо навязывать сверху, этот вопрос должно решать само педагогическое сообщество.
Безусловно, Солженицин трудился титанически. Но если первые его произведения ("Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор") читались легко и даже с жадным интересом, то последующие одолеть было почти невозможно, настолько вычурным стал язык писателя, а многие слова и вовсе непонятными.
Нынешняя молодежь, увы, вообще мало читает, и заставить ее читать Солженицина вряд ли удастся.



Другие статьи в литературном дневнике: