Автоментовский анекдот

Артем Ферье: литературный дневник

Залетал ко мне на плантацию Лёшка Зимин, рассказал потешный анекдот.
Он сейчас замдиректора Агентуры по HR, курирует все кадровые и воспитательные вопросы, соответственно, знает всё обо всех. И есть у него в стажёрах один паренёк, Витя Н. Я его хорошо знаю, сын одной тётки из Аналитики, учился в нашей школе (которую, можно сказать, построил я :-) ), в этом году закончил, а теперь, значит, стажируется под Лёшкиным руководством, учится всякому «плохому».


И вот на днях он возвращался поздно вечером из гостей. Не то, чтобы сильно пьяный, но так, бутылку вина, коньяку грамм двести, немножко и прикурили ещё. Ехал очень аккуратно, естественно, поскольку все наши проходят курс пьяного вождения, где получают представление о дефекте реакции и глазомера, чтоб иллюзий не питать. И, как назло, стопят его на посту. При этом понятно, что за непившего проканать – без вариантов. Никакими антиполицаями не заглушишь.


Что делать?
Будь он действительным сотрудником – у него была бы волшебная ксива, которая решает все вопросы. ФСБ, или какого-то серьёзного ментовского подразделения, или прокуратуры – это зависит от многих факторов.
Но стажёрам – не полагается (как и датыми ездить, строго говоря).
По официальной инструкции – в таких случаях положено связываться с дежурным, чтобы он перетёр с ментами и разъяснил недоразумение.
По жизни – НИКОГДА нельзя дёргать серьёзных людей, чтобы они решали проблемы, которые ты, сопляк, создал себе по собственной дурости. Особенно, если можешь хотя бы постараться решить их сам.
Думаю, прямо так сразу его бы из Агентуры не попёрли за такой косяк, но – осадок бы остался. Что этот парень – чуть что, бежит плакаться большим дяденькам, напрягая их и создавая такую ситуацию, где они оказываются как-то должны мусорам. Что он такой дурачок, который считает, будто инструкции реально пишутся для того, чтобы их исполняли.
Поскольку Витя не дурак – он это прекрасно понимал. Поэтому решил обойтись своими силами. Но как?


Вдавить газ и удрать?
Ну, на самом деле – это выполнимо. Менты привыкли преследовать полных лунатиков, а с людьми, которые на самом деле умеют водить – сталкиваются редко.
И понятно, что с этими идиотскими ужесточениями борьбы с пьянкойо датые водилы скоро не только что удирать от ментов будут, но ещё и отстреливаться, людей реально в угол зажали с этим психозом, но вот то, как они пытаются сбросить гайцов – это обнять и рыдать.


Я просматривал много видюх с ментовских регистраторов, и всегда недоумевал: вот на что надеется беглец, уходя так тупо и неизящно? Он серьёзно считает, что менты рано или поздно утомятся? Или что им надоест?


Нет. Не утомятся. Они трезвые, и к тому же профессионалы какие-никакие. И машинки у них сейчас довольно шустрые и приёмистые. И если ты плавно входишь в повороты и не выжимаешь больше полторашки – ну какие у тебя основания считать, что менты, вися у тебя на хвосте, не сумеют повторить твой манёвр?


Поэтому менты ведут упорно и целеустремлённо, стараясь не столько даже прижать (они реально очень берегут свои машины), сколько – дождаться, пока ты, бухой криворукий водятел, во что-нибудь въеб.ёшься. Что и происходит с вероятностью процентов в восемьдесят. Ну или, пытаясь скрыться во дворах, беглец сам себя загоняет в тупик.


Что можно этому противопоставить?
То, в чём имеется ЯВНОЕ преимущество.
Допустим, скорость. Да, если у тебя машина позволяет быстро набрать за двести, на хорошей прямой, и если ты сам не стремаешься таких скоростей, - есть шанс оторваться, выпасть из виду, и уйти на поворот раньше, чем выдвинутся «перехватчики».


Или – проходимость. Если у тебя внедорожник – можно чесануть по полю, где ментовская десятка или Фокус на брюхо сядут.
Правда, тут два нюанса.
Во-первых, на любом поле, тем более ночью и на скорости, всегда есть шанс словить нечто такое, что тебе мосты нахер вырвет, если не брюхо вспорет. Шпалы, швеллера, пень недовыкорчеванный, кем-то выкинутая старая газовая плита. Что угодно.
Во-вторых, если к ментовской погоне присоединился уазик, - вариант с отрывом по бездорожью отпадает. Потому что в наши дни, скорее всего, это не «козлик». Это Хантер. А от него – уйти нереально. Есть джипы мощнее, есть джипы проходимей, но вот такое сочетание проходимости и тяговооружённости – оно почти что уникально.


Помню, мы с коллегами ставили эксперименты. Ну и понятно, что есть места, где можно легко проползти на дизельном семидесятом Крузаке, скажем, а Хантер обломится, но пока ты найдёшь такое место – он семидесятку как стоячую нагонит. Потому что для него сто двадцать по полю втопить – как нехер делать. И в поле – менты с гораздо большей охотой, чем в городе, станут палить по колёсам.


А более «паркетные» джипы – они скорее на асфальте от Хантера уйдут, чем по оффроаду. Хотя тоже – только на прямой. Потому что с места, с поворота – Хантер принимает зверски. Мы как-то с Лёшкой Зиминым игрались, и с его Инфинити, и с моим Туарегом – ну вот только на прямых они перед Хантером ощутимое преимущество получают. А со старта и до семидесяти где-то – ну почти одинаковое ускорение.


Правда, есть ещё нюанс, где можно получить преимущество, даже имея машинку послабее, чем у преследователей. И это – разумная тактика. Просто, нужно знать, чего ты хочешь, на что рассчитываешь, и – соответственно строить маневрирование. Неожиданное. И, конечно, иметь некоторые навыки спецвождения (уж «квадратик», во всяком случае, делать автоматически, не задумываясь).


Как мы реально отрываемся от ментов, когда ручкаться с ними нежелательно по тем или иным причинам?
Ну вот махнул он жезлом, ты проигнорировал, помчался прочь, он пустился в погоню.
Если машина слишком слабая, чтобы легко и быстро оторваться на прямой – не стоит и пробовать. Держим скромненько соточку, позволяем ему подойти вплотную и встать на обгон слева. Он не будет зажимать, угрожая боковым тараном, или можно игнорировать такие угрозы, поскольку он действительно бережёт свою тачилку, – но он постарается обогнать в любом случае. И пусть.


А на ближайшем девяностом повороте вправо (и тут, конечно, желательно знать местность) – уходим в него юзом. Как это делается – собственно, «квадратиком» и отрабатывается.


Всё. Мент пролетел дальше, и пока он там развернётся, или сдаст назад, - считай, секунд десять, а то и двадцать, ты выиграл. За это время – вполне реально, набрав скорость, вышмыгнуть из виду и снова куда-нибудь свернуть. И либо затеряться во дворах (в этом случае – лучше сразу бежать от машины куда подальше, потому что они прочешут территорию и найдут её), либо – постараться выбраться всё же на колёсах.


При этом, нужно понимать их тактику. Когда он видит, что ты от него оторвался вправо – сам он, возможно, и не рассчитывает тебя нагнать. Но он обязательно передаст, что ты движешься по перпендикуляру на параллельную улицу. Где тебя уже, скорее всего, будут ждать. Поэтому уходить надо – не дальше по перпендикуляру, а – возвращаться на ту трассу, с которой началось преследование. Этого – они меньше ожидают. То есть, кругаля дать по часовой стрелке – и вернуться практически туда же, где ты от него оторвался. Вот там – никакой подстраховки, скорее всего, не будет. Потому что с поста все машины уже сорвались, а «перехватчики» - они в других местах, на других маршрутах.


И стряхивать хвоста – желательно сразу. Пока он всего один за тобой. Потому что если увязались уже две машины – их, скорее всего, так просто уже не получится «катапультировать» по прямой, когда ты юзом уходишь вправо. Одна – будет держаться чуть поодаль, и она нормально за тобой впишется, не потеряет из виду.


Конечно, Витька мог бы оторваться. Он знает все эти приёмы, он их отрабатывал. И, как он признался, первая мысль была именно такая.


Вторая – не устраивать погоню по городу, а свернуть в лесопарк, увлекая за собой ментов, там мирно остановиться, и, заговорив зубы, – вырубить их, вдали от посторонних глаз. Нежно и по-доброму, разумеется.


Но это – ЧП в любом случае будет. А тачка его – под родными номерами (стажёрам не полагаются «номера прикрытия»), записана на того мужика, у которого он по доверенности эту «бэху» брал. Что от погони уйти, что, тем более, сотрудников глушануть – этого мужика подставить стопудово. Даже если почки не отобьют – кому приятен визит ОМОНа в час ночи?


И Витя придумал действительно очень толковое решение.
Не прибавляя скорости – чуток ещё проехал, но только чтобы сунуть документы, бабки и ствол в тайничок в двери (ствол, вообще-то, стажёрам тоже не полагается, но все наши родичи по нашим правилам имеют право его приобрести в корпоративном супермаркете, только что носить вне территории – на свой страх и риск, и все носят, поскольку и в школе привыкли… и слава богу, что привыкли).


После чего Витя послушно остановился и вступил в диалог с инспектором.
«Слушайте, товарищ лейтенант! Тут такое дело. Ну, короче, девушка у меня есть. Лида зовут. Лидочка. Ну, очень надо было её отвезти. На поезд опаздывала. Ну и чего делать-то? Своя машина в ремонте, в том же, собсна, автосервисе, где я работаю, - ну вот и пришлось… одолжить у клиента. Но он только завтра её забрать должен. Я бы сейчас на место и поставил. Не, ну войди в положение! Давай разойдёмся, а? Ну, вот пятикатка! Больше нет, правда!»


«ЧО?!»


Разумеется, что водитель пьян – это мент сразу почувствовал. Но теперь – до него стало доходить, что машина-то – типа, угнанная? А это – уже уголовщина, а не какая-то там административка.


«Документы предъявил!»


«Ну какие документы, командир? Говорю же: одолжил я эту машину. А так-то у меня и прав нет, если честно. Но давай – разойдёмся, а?» - и снова суёт пятикатку.


«ЧО?! Ну-ка быстро из машины!»


Повинтили Витю по полной. И поскольку уголовщина – сдали коллегам из ОМВД. Да, машина ещё не в угоне – но завтра-то хозяин чухнется, и заяву-то напишет, и вознаградит, когда ему, как на блюдечке, ту машинку предъявят. Или – страховая вознаградит. И дело раскрыто. А чтоб не раскрыто, чтоб не дело – тут уж Вите придётся напрячься да отвалить косариков так триста. Но об этом говорить в тему – когда заява будет.


И по этой части, по возвращению угнанных машинок, - разумеется, есть некоторые договорённости между гайцами и ОМВД. Много какие есть. И со страховыми компаниями – тоже. И настолько лакомая вырисовывалась ситуация, что о пьянке за рулём – просто забыли. Ну а чего его освидетельствовать-то? Для квалификации угона пьянка никакого значения не имеет, прав у клиента нет, он назвался вымышленным именем, да ещё и как гражданин Республики Беларусь, подрабатывающий тут в Москве в автосервисе и чересчур иссохший по какой-то дивчине по имени Лида. Он – уже и так влетел дальше некуда. И то ли откупится, то ли на зону отправится, – всяко все в плюсе. Преступление раскрыли, машину нашли.


Когда в отдел доставили – Витька изобразил, как будто его вовсе сморило, да его и не собирались сейчас допрашивать (следак дежурный дрыхнет, опера бухают, дознавателя нет), его закинули в обезьянник – там он и проспался.


Что характерно, машину не стали отгонять на спецстоянку, а поставили прямо перед отделом, только на заднем дворе. Дело понятное: они вообще никак не хотели оформлять официально задержание машины – пока не будет заявы об угоне. Они её по просьбе заявителя «найти» хотели.


Ну а поутру, когда Витяня проспался, как младенец (кстати, в обезьяннике, несмотря на зримый дискомфорт, почему-то всегда хорошо действительно высыпаешься, даже сидя), - он им приготовил nasty surprise:
«Ребят, вы только по голове сильно не бейте – она и так дурная. Чему подтверждение, что я вчера просто прикололся. Ни у какого клиента я эту машину не угонял, и ни в каком сервисе я не работаю. Я – журналист сетевого издания, пишу статью о методах работы полиции, специально в такие ситуации подставляюсь. И это реально моя машина. Я – хозяин. Если проследуем к ней – я покажу все документы. Там же и денег немножко есть, и я думаю, что должен поделиться своим гонораром с вами как с соавторами, поскольку оплата творческой деятельности – по закону вам не возбраняется».


Дежурный оказался умный мужик. Осклабился:
«И, типа, ты пьяный за рулём не был? Типа, сейчас уже ничего не покажет?»


«Притворялся пьяным. Так, пару капель во рту погонял, для запаха».


«Хитро. Никогда ещё с таким не сталкивался. Правда, что ли, журналист?»


Дежурный прекрасно понимал, что если сейчас упереться, если дать делу ход – то там выявятся все косяки, какие они успели сделать. И что гайцы нетрезвого водилу не освидетельствовали, и что задержание его никак не оформили, и что машину – тоже никак не оформили. И он понимал, конечно, что их развели – но не собирался лезть на рожон. Вдруг, действительно пресса, блогосфера, всякое такое? Заинтересуется начальство – и как объяснять свои действия?


Ну а Витя, когда подошли к его машинке, действительно показал документы и отстегнул им пятёрку, за «ночлег». Расстались все довольные. Конечно, менты на существенно больше рассчитывали, изначально, но если угона нет и даже пьянку теперь ничем не докажешь, спустя десять-то часов, только вопросы ненужные будут рождаться, - и то хлеб. К тому же, Витьку не зря на стажировку в Агентуру приняли: он реально обаятельный парень, и уболтать может кого угодно.


Вот так запросто отделался от обвинения в пьянке за рулём, что по нынешним временам – довольно суровая штука. Поскольку обыватели суеверны, верят во всякие дурные приметы, вроде того, что если сел поддатым за руль, то непременно беда случится, а власть, зиждящаяся на всеобщем избирательном праве, всячески эксплуатирует ко своей выгоде предрассудки самой многочисленной и самой безмозглой электоральной своей паствы.


На самом деле, губит людей не пиво – губит людей вода. Та, которая в мозгах, вместо серого вещества. И если чел – дебил, то он что пьяным, что трезвым ездит, как дебил. И таких, к сожалению, очень много на наших дорогах. И я не против, вообще-то, введения гораздо более жёсткого тестирования на пригодность управления автомобилем, и введения гораздо более продолжительных курсов обучения езде.


Вот в нашей школе – с пятого класса автоводство начинается, и даже кто у родителей не учился (если вдруг), уж к пятнадцати годам (когда мы обычно своим отпрыскам права делаем) – очень хорошо водят. А в шестнадцать, по желанию, проходят и курс пьяного вождения, который я упоминал. Просто – с целью понять, насколько ты на самом деле неадекватен после трёхсот граммов коньяка или шести-семи банок пива, и выбирать соответствующий стиль вождения, а не лихачить кривоглазо-косоруко, создавая проблемы людям.


Понятно, что и в таком состоянии, хороший водитель, имеющий хорошую подготовку, гораздо безопаснее на дороге, чем абсолютно трезвый «цивилитик», который просто водить не умеет, у которого нулевая реакция по-любому, и который машины своей совершенно не чувствует (да и ездит на лепёшке навоза с говёными шинами и всеми глюкавыми системами). Или – чем усталый офисный клерк, который возвращается с работы и вообще нихера не видит вокруг.


Но вот когда сейчас мода – придираться именно к пьянке за рулём, и эта мода уже в манию переросла, то могу рекомендовать метод Вити Н. Если, конечно, духу достанет сначала подставить себя под уголовку, чтобы менты на радостях забыли тебе освидетельствование сделать, а потом – достанет обаяния, чтобы убедить их не п.издить ногами за облом :-)


Надо сказать, в этом маленьком смешном инциденте – Витяня проявил неплохие агентские навыки. Но в чём он их больше проявил – это когда Лёшка, повстречавши его и начав расспрашивать о приключении с ментами, не должен был отвечать на тупой вопрос: «А как ты узнал?»


Ибо всякому стажёру-агентурщику должно быть ясно, что Лёшка, отвечая за кадры и их подготовку, по определению знает всё и обо всех :-)


Ну на самом деле – просто фиксируется пребывание всякого стажёра в… некоторых местах, вроде ОМВД, по GPS. И если он там провёл всю ночь, вне какого-либо задания, - конечно, узнаётся ненавязчиво, чего б это значило.



Другие статьи в литературном дневнике: