Посмотрел фильм Утомлённые Солнцем-2 ПредстояниеПеред тем, как это сделать, внушал себе "мантрозно": "Тёма, давай, ты отрешишься от личности Никиты Сергеича Михалкова! Ты ведь умеешь отрешаться от личности Никиты Сергеича Михалкова и получать удовольствие от его творчества. Поэтому - плевать, что там пишут мелкие завистливые людишки в своих разгромных рецензиях!" Посмотрел. Настроившись максимально благожелательно. Потому что первый фильм, собственно "Утомлённые солнцем", мне действительно очень понравился в своё время. Не люблю разбрасываться словами вроде "шедеврально", но там, пожалуй, это было бы уместное слово. Классно сделано. С душой, умно и красиво. Ничего лишнего, ничего натужного, ни одной фальшивой ноты. И плевать при этом, что за человек Никита Михалков и какие у него есть неприятные черты. Да хоть бы младенческие мозги через темечко посасывал - на здоровье, если его это вдохновляет. Младенцев, в конце концов, много, а режиссёров уровня Михалкова в России - айн, цвай... унд аллес. Но данное суждение касается первого фильма. А второй, вот это, "Предстояние" который... На что похоже "Предстояние"? Похоже ли оно на Великую Отечественную Войну? Что ж, конкретно там меня не было, поэтому судить не возьмусь. Немецкий стрелок-радист "Штуки" не имел шансов реально обосрать советское госпитальное судно, высунув жопу из кабины? Просто в силу законов физики? Да ему это было похер. Среди пилотов "Штук" - даже Рудель был малолетним долбоёбом. Что уж говорить про стрелков-радистов? Но вот когда пассажир этого санитарного транспорта поражает единственным выстрелом из ракетницы ту самую наглую фашистскую задницу, свесившую с борта "Штуки" - я рискну определить, на что похож этот фильм... Скажите, у вас бывало такое, что вы смотрите сон, весьма живой, и вдруг понимаете, что предугадываете развитие событий в нём? А чуть поразмыслив - осознаёте, что вы и определяете эти события. Допустим, плывёте вы на круизном лайнере(во сне). Беседуете с барышней о море, о пиратах (в таких мнимых беседах обычно присутствует какая-то идефикс, которая кажется столь же красивой и умной во сне, сколь бредовой и убогой - по пробуждении, если вы её запомнили; ну да это - к слову). Значит, о пиратах. А вот, кстати, и они. И не чумазые сомалийцы на утлых лодчонках, а реальный пиратский эсминец. И сон становится слишком очевидной игрой разума. Вплоть до пошлого. Ещё какое-то время крутишь себе кино, на грани пробуждения, но уже чётко знаешь, что это не реальность, а твоя фантазия, которую можно контролировать, "заказывая" себе события и картинки. "Бред демиурга". Вот на такой сон похож фильм Никиты Сергеича Михалкова "УС-2: Предстояние". Местами - живо и интересно (актёры, опять же, хорошие). А местами - такой назойливый "вершительский" бред, что туши свет. И дело-то не в том, что опальный комдив Котов поднимает бревном немецкий танк, вызволяя из-под него товарища. И не в том, что морская мина, поцелованная Надей, плывёт и топит строго тот нехороший кораблик, который не подобрал девушку на воде. А в том, что такие финты - абсолютно предсказуемы. Смотришь - и понимаешь: да, вот именно такой абсурдный ход породит сейчас дремлющее сознание демиурга. И ему самому это, наверное, покажется гениально (как любые идефиксы во сне), а на бодрую голову - это уныло. Оно и сделано уныло. В первом УС - была пронзительность, был драйв. Хотя всё по минимуму. Всё действие - в дачном домике и на прилегающих полях-пляжах, и танка всего три - но получилось достойное, стройное, рельефное кино. Такое, где хотелось вслушиваться в фоновые реплики, которые будто бы ничего не значат, но оказывалось, что значат, что какое-то серое вещество и какая-то "нематериальная субстанция" - в них тоже были вложены. И если в первом фильме напряжённо следишь за путешествием этой мистической шаровой молнии, то во втором - ну совершенно неинтересно, куда полетит сигнальная ракета с палубы (да ясно, что в фашистскую жопу на Юнкерсе) и куда поплывёт та пресловутая "рогатая смерть" (да ясно, что прямиком на "нехороший" кораблик). В первом фильме сначала не можешь предугадать такие моменты, потом - отмечаешь, что стильно и жизненно сделано. "Остро, чёрт возьми". Во втором - предугадываешь на сто процентов, в процессе - кривишься от этой предсказуемости, потом - плюёшься от послевкусия этого навязчивого, липкого бреда. Между тем, отсылок к первому фильму там много, включая прямые визуальные реминисценции. Но только - касательно самых "толстых" сюжетных линий, вроде отношений Котова с дочкой. А, скажем, когда появляется Миронов в ипостаси командира штрафной роты - вообще никак не всплывает, что в первом фильме он был командиром-танкистом, лаявшимся с неопознанным комдивом Котовым. Почему, собственно, не всплывает? Неужто совсем ничего нельзя было выжать из такой неожиданной встречи двух колоритных персон? И его самого не колышет ничего, что связано с военным делом. "Опытный" старлей оборудует позицию без "секретов" и дозоров, позволяет панцерам "подкрасться" незамеченными с тыла вплотную к окопам? А и Котову всё похуй. Говорилось прежде, будто "офицеры бывшими не бывают"? Комдивы, значит, бывают. То ли дело - поплакать потом над невинно и бездарно загубленными курсантиками. Впрочем, Меньшиков здесь - ещё более "никакой". Нет, актёр-то он хороший, конечно, но - он явно неуютно чувствует себя в этой аляповатой фантасмагории. Это ведь даже не юнкерок из "Сибирского цирюльника" - здесь у него вообще какая-то непонятная роль, непонятный статус. Открыто живёт с бывшей женой Котова (правда, в другом теле, поскольку Дапкунайте не участвует), а товарищу Сталину и товарищу Берии втирает, будто не знает, где она. Но если уж ступил на путь исторического абсурда - так что б не быть последовательным? Почему бы не сказать товарищу Сталину в ответ на его интерес: "Это вам не положено знать, товарищ Сталин. Это может травмировать вашу тонкую психику, которая нужна народу"? Тихо сказать, деликатно. Но какой бы возник вихрь конспирологических версий относительно статуса героя Меньшикова. А так - он просто "непонятный, но и *** бы с ним". Короче, нельзя сказать, будто фильм разочаровал (поскольку шквал разгромных рецензий и не позволял "очароваться" предвкушением). Но я всё-таки надеялся, что гнев он навлёк неким скандальным, вызывающим антиисторизмом, в котором может быть какой-то смысл (хотя и воспринимающийся как "глумление над памятью Войны"). Однако ж, всё хуже. Тот антиисторизм, какой есть в фильме - он ничем, по сути, не оправдан. Весь фильм - ничем не оправдан. Увы, но получилась претенциозная, пафосная, однако ж малохудожественная пустышка. Проблески есть (поскольку актёрское мастерство не спрячешь), но в целом впечатление - полста лямов на ветер. Хотя, конечно, Михалков - хозяин-барин над своими деньгами и своими картинами. P-s.: Да, касательно актёрского мастерства. Я бы не сказал этого Надежде Михалковой, если б хотел её соблазнить. Я бы сказал, что она классно сыграла в первом фильме семилетнюю девочку, когда была семилетней девочкой. Но сейчас она выросла, а у меня есть жена. Поэтому скажу так: не абсолютно все Михалковы обязаны быть хорошими актёрами. Да в этом, собственно, и нет ничего предосудительного, когда человек - не актёр. Мало ли, кто из нас чего не умеет? Я, например, музыку сочинять не умею. И не сочиняю. © Copyright: Артем Ферье, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|