Посмотрел кин Аватар

Артем Ферье: литературный дневник

Миленько. Симпатичненько. Зрелищно.
Но в сцене epic battle поймал себя на мысли, что какими бы уродами ни были показаны военно-корпоративные ребята - всё равно не могу выдавить из себя ни грамма сочувствия к синим хвостатым автохтонам. Нет, я не расист, и дело не в их внешности, но, пожалуй, в конфликте высокодуховных туземцев и буржуйской цивилизации - всегда буду на стороне последней. Тут уж ничего не попишешь: сам буржуй :-)


Вообще же, понятно, что создатели работают на зрителя, но это всё же забавно, как рьяно и самозабвенно цвет культурной элиты во всех развитых странах нападает на то, чему обязан в жизни абсолютно всем: на капитализм и корпорации. Казалось бы, уже давно прошли времена, когда колонизаторы травили аборигенов ветрянкой и объявляли награду за скальпы (это было жестоко, и занимались этим, как правило, отпетые ублюдке, но по глобальному счёту - надо ж как-то было расчистить место под Силиконовую долину). Нынешние империалистические корпорации - конкурируют между собой не столько в извлечении прибыли, сколько в благотворительности. Возможно, это даже перегиб - то незаслуженно великодушное отношение к туземцам, какое являет современный капитализм. Балуют дикарей, чрезмерно балуют (на мой конкистадорский взгляд).


Ну и вот на этом суперблагостном фоне - опять страшилки про лютую корпорацию, которая, вкупе с военными отморозками, хочет завалить священное для туземцев далёкой планеты мегадерево, чтобы разработать находящееся под его корнями месторождение какой-то минеральной ***ни :-)


Наверное, в двадцать втором веке это будет очень пикантным анекдотом - сама идея лететь куда-то на край галактики, чтобы добыть из недр далёкой планеты ЦЕННЫЙ РЕСУРС. Ей-богу, не хочется пугать Саудовскую Аравию и Венесуэлу, но мы, наверное, наблюдаем последние десятилетия, в которые любые минеральные ресурсы имеют хоть какую-то ценность. Дальше - единственным важным материальным ресурсом будет только энергия, но её будет дохуя и она будет очень дешёвой. Во всяком случае, без выполнения этого условия - о межзвёздных полётах можно не мечтать.


Соответственно, в самую шизофреничную голову не придёт столь любимая фантастами мысль о добыче какого-то уникального железного говна на уникальной далёкой планете. К чему бы эти мудовые рыдания, когда любое вещество можно синтезировать где угодно? (И сейчас можно - только накладно при нынешней цене энергии).


А вот что было бы интересно для корпораций на этой Пандоре - так это живописные природы и туземное население с богатыми и своеобычными культурно-мистическими традициями. Соответственно, туристическая привлекательность. Туризм - это и сейчас очень серьёзный бизнес, а лет через двести будет уж точно гораздо важнее, чем из земли чего-то выковыривать. Рискну сказать, та Пандора, которая у Стругацких, - более реалистичная модель эксплуатации живой планеты в условиях трансастральной цивилизации. Туда, помнится, молодёжь летала в каникулы охотиться на неких тахоргов. Правда, у Стругацких там, вроде, разумных аборигенов не было.


Но и когда они есть - через туризм они весьма эффективно приобщаются к благам цивилизации. Камлать, взявшись за руки, на священное дерево - им никто не запрещает (даже денег заплатят за поглядеть), а так-то люди (и даже инопланетяне) очень быстро осознают достоинства таких вещей, как портативные средства связи, устройства для просмотра видео, санация ротовой полости, etc. Поэтому когда один из персонажей говорит: "Что мы им можем дать? Лёгкое пиво? Голубые джинсы? Да у нас нет нихрена, что было бы им нужно" - это расхожая, но эмоциональная реакция европейского интеллигента при первом контакте с "гармоничным" первобытным обществом. Практика показывает, что можно сколько угодно кричать о своей самодостаточности и отрицании всего "чуждого нашей культуре", но быстро оказывается, что нифига оно не чуждое. А очень даже желанное. Не только, конечно, пиво и джинсы.


И конфликты-то возникают обычно не потому, что "люди с пробковыми головами пытаются навязать нам чуждые вещи", а потому - что слишком мало этих самых чуждых вещей навязывают. И тогда находится какой-нибудь бойкий вожачок, который пытается шантажировать "колонизаторов", требуя большей доли от их бизнеса. Иногда, конечно, это приводит к вооружённым стычкам - когда эта борзая обезьяна совсем уж зарывается.


Но, право, создатели фильмов всё же слишком буквально понимают стишок "как надену портупею - всё тупею и тупею". Спору нет, военные - ребята прямолинейные и в каком-то роде психи, но не до такой же степени лунатики, чтобы при таком превосходстве в средствах херачить по джунглям ракетами? Тем более, когда есть сонный газ и желание минимизировать потери. Усыпить, подобрать, поместить в комфортабельные концлагеря для перевоспитания и "растления" цивилизацией. Это и сейчас технически нетрудно, когда речь идёт о малочисленном народце, вооружённом луками и копьями. Вернее, в таком запущенном случае - насилие вообще без надобности (стрела из лука, пробивающая бронестекло ганшипа - это, конечно, сильно, но - "это фантастика, сынок"). Достаточно демонстрации возможностей. Умные аборигены всё поймут, а неумным фанатикам - сами перережут глотки, чтоб не провоцировали и не мешали вкушать плоды прогресса.


Другое дело, что, повторю, для межзвёздной цивилизации этот народ будет гораздо полезнее сам по себе, как туристический объект, а вовсе не земля, которую он занимает. Поди фигово: синие кенгуру, говорящие по-английски с выраженным среднешотландским акцентом! Люди раскошелятся, чтобы посмотреть на это чудо :-)


Впрочем, нельзя и не ценить гуманистической компоненты фильма, как бы наивна ни была фактура (И почему американцы так обожают снимать фэнтази про то, как им вломили ****ов какие-то дикие лесные люди?) Весьма трогательно. Но главное - просто красиво очень сделано. Эстетически приятно, глаз отдыхает (мозг, впрочем, тоже).



Другие статьи в литературном дневнике: