Пара слов о китайской угрозе

Артем Ферье: литературный дневник

Обсуждали давеча вопрос о перспективах зауральского сепаратизма при росте китайского (отчасти и японского) влияния в восточных регионах.


Если задуматься, то самое, пожалуй, забавное в этом - следующее. Когда всерьёз начинаешь анализировать реальные источники роста сепаратистских настроений, неизбежно приходишь к выводу, что главнейший из них - идея абсолютной сверхценности российского территориального единства, проповедуемая московскими идеологами той или иной степени близости с Кремлём.


В действительности, их параноидальные видения вроде "вражьих планов" по расчленению и чуть ли не оккупации России - оскорбительны не только для правящих кругов США, Китая, Японии и т.п. В конце концов, политики и спецслужбы имеют давнюю привычку не обижаться на инсинуации умалишённых. Но для кого они по-настоящему оскорбительны - для собственно жителей российских восточных регионов, которым, в этих фантазиях, начисто отказывается в наличии какой-либо собственной политической воли вне стремления сохранять вековечный союз с Москвой, который, якобы, должен быть для них априори свят и нерушим.


При этом на главный вопрос, почему, собственно, сибиряки и приморцы должны сохранять маниакальную лояльность Москве при любых обстоятельствах, - ответа не даётся вовсе. Или же - ответ сводится к тому, что они должны беречь статус-кво лишь затем, чтобы какому-то "евразийскому" дядечке в Москве лучше, пардон, дрочилось на политическую карту мира. И таким образом - обсуждение вопроса с этой, "имперской" стороны - сразу же выпадает из рациональной плоскости, по сути - сакрализируется.


Нет, конечно, порой они присовокупляют к этой идее сверхценности единства ещё и некие страшилки в духе "а вот хлынут китайцы, всё заселят, ресурсы все к рукам приберут, природу всю загубят, да жителей поработят, а иных - споят безнадёжно". Чем, естественно, являют не только патерналистское хамство (а патернализм - это всегда хамство, особенно в такой ущербной форме: "вас споят - и даж не спросят"), но и потрясающее невежество в вопросах китайско-сибирского соседства.


Между тем, как раз "сепаратистами" (реальными или потенциальными) данный вопрос рассматривается, как правило, в сугубо практической плоскости и трезво. Без надрыва, без заламывания рук и посыпания головы пеплом. И при трезвом рассмотрении - у них не может не возникнуть мысли о выгодах сближения с Китаем при отказе от управления их хозяйственными делами из Москвы. Особенно, когда та, в отличие от Китая и Японии, как представляется, делает всё возможное, чтобы затруднить и без того непростое их существование. И кинув очередную подлянку, вроде запретительных пошлин на иномарки, во утешение производит такие действия, которые трудно назвать "непродуманными". Ибо вернее было бы - "лунатичными". Вроде предложения поставлять туда "жигули" по европейской цене или осуществлении экспорта всего металлолома через Петропавловск-Камчатский.


И я примерно представляю себе, что чувствуют сибиряки и приморцы, когда читают пассажи вроде "мы должны отказаться от китайских пуховиков и прочего дешёвого ширпотреба во имя целостности России". Спору нет, московские "геополитики", пишущие подобное, сей подвиг уже давно совершили. Ибо костюмы у них вполне себе итальянские, а бытовая электроника - голландская или немецкая. Но всё же остаётся открытым вопрос: с каких чертей и за какие коврижки от всех этих вещей должны отказываться жители Зауралья? И главное - что они получат взамен?


Парадоксально, но эти "околокремлёвские" мечтатели не имеют ни малейшего представления о "сибирском менталитете". Он же таков, что даже когда эти ребята считают себя этнически русскими, связь с Европейской Россией видится им довольно-таки зыбкой и всё менее обязывающей к чему-либо. Вплоть до того, что при неблагоприятной экономической ситуации там может стать преобладающим воззрение на московско-сибирские отношения как колониальные и грабительские. То есть, сибирский сепаратизм, разумеется, не так криклив и патетичен, как кавказский, но он есть - и со временем, на фоне московского имперского хамства, может нарастать.


При этом, конечно, даже самые заядлые сибирские сепаратисты в самых смелых своих мечтах о суверенитете предполагают лишь "цивилизованный развод" с сохранением добрососедских отношений и хозяйственных связей (но - на условиях перераспределения прибылей от эксплуатации сибирских ресурсов, естественно).


Когда же такой вариант кремлёвские кликуши называют "катастрофой" - сибиряки лишь пожимают плечами: "Почему, собственно? Ну да, для иных ваших олигархов и воров-чиновников - это будет катастрофа, что лишатся такой кормушки. Но - для кого ещё?"


Когда же в пример приводится "ужасающий" развал Советского Союза - человек здравомыслящий опять же лишь пожмёт плечами. "Да чем же он ужасающий-то был? Спору нет, кое-где на окраинах разгорелись конфликты и были притеснения меньшинств. Но, собственно, они начались ещё до развала, как симптом клинического ослабления Советской Власти. Сам же развод - был вполне цивилизованным и мирным. И если б "поднимающийся с колен" Кремль не взял курс на раздувание склок со всеми своими соседями - отношения с Прибалтикой, Грузией и Украиной были бы дружественными и сейчас".


Что до нашей позиции - нам всё-таки видится нежелательным даже самый "цивилизованный и мирный" развод между Россией и Сибирью (как он видится нежелательным и в США, и в наиболее влиятельных кругах Китая). Но если смотреть на вещи трезво, Москве придётся парировать сепаратистские настроения на Востоке чем-то более весомым, нежели сакральная имперская демагогия. Там - это блюдо не все готовы кушать.


Дать регионам бОльшую экономическую и политическую самостоятельность - само собой. И восстановление выборности губернаторов - это будет первое, что я сделаю, когда стану президентом. Причём не только из уважения к федерализму, но потому, что введённый Путиным порядок - грубое нарушение принципа разделения властей (верхняя палата парламента формируется, фактически, при полном контроле со стороны главы исполнительной власти). Однако ж, этого мало. Ведь в конце концов, при отделении Сибирь получила бы куда более значительную самостоятельность.


Поэтому - важно всё же повернуть дело так, чтобы российское гражданство давало некие ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ощутимые преимущества, нежели "суверенное сибирское". И что бы мы могли реально предложить по этой части - безвизовый режим с ЕЭС, США, а главное - право на участие в ОАО "Африканская реконкиста" :-)


При этом - остаётся, конечно, "китайский вопрос". Но на самом деле, он стоит вовсе не так остро, как мнится московским параноикам, которые видят в каждом китайце в России этакого "солдата демографической оккупационной армии", выполняющего волю Пекина. Нет, скорее, он здесь - как раз потому, что решил смыться подальше от воли Пекина. А в общем-то - он приехал делать деньги. Но когда говорят, будто Китай спит и видит, как бы заселить Сибирь - это бред. Огромнейшая часть территории Сибири - вовсе не те земли, которые хоть кто-то мечтал бы заселить. Тем более - Китай, который на протяжении истории вообще очень мало интересовался территориями к северу от Поднебесной. Собственно, и нынешние его северные владения - результат не экспансии с юга, а как раз наоборот - завоевания маньчжурами Китая.


И когда говорят о каком-то чрезвычайно высоком демографическом давлении в Китае - я вообще не понимаю, о чём речь. Да, население Китая огромно - но и территория немаленькая (причём северные области - заселены вовсе слабо). И по плотности населения Китай уступает раза в полтора-два всем европейским странам, и в два с половиной - Японии. Но ведь и там как-то живут, даже в условиях заведомой невозможности "продовольственной автономии".


Да, значительная часть населения живёт в нищете. Многих это побуждает разбегаться по миру, в том числе и в Россию, в поисках заработка. Но, ей-богу, в этом нет никакой государственной политики, направленной на "мировое господство посредствам диаспор". А тем более - на приобретение каких-то новых территорий. По хорошему счёту, в ближайшие годы главной заботой Пекина будет сохранение своей власти над тем, что уже есть, при очень и очень неоднозначных социальных явлениях.


Говорят ещё, будто Китаю не хватает пахотных земель. Что ж, пусть даже так - но где он возьмётся искать их? Под Красноярском? Вряд ли. Те же земли на Дальнем Востоке, что действительно пригодны для сельского хозяйства, - конечно, берутся в аренду китайскими фермерами. Но я не вижу в этом ничего плохого, и что главное - эти фермеры менее, чем кто-либо, заинтересованы в распространении юрисдикции КНР на свои российские владения.


При этом, что следует иметь в виду - Китай действительно очень дорожит репутацией страны, которая тысячелетиями воздерживалась от захватнических войн. И понимает те опасения, которые внушает миру его нынешнее развитие. Поэтому для него жизненно важно не давать ни малейших поводов для подозрений в какой-либо "недружественности" по отношению к соседям. И уж понятно, что действия, хотя бы отдалённо похожие на аннексию части России - будут восприняты и Штатами, и Европой как "страшный ахтунг". Не из уважения к российской целостности, конечно. Но - из инстинкта самосохранения.


Хотя, разумеется, китайские корпорации (и не только китайские) заинтересованы в доступе к сибирским ресурсам. Но это, собственно, главная причина того, почему они против распада России и сибирского суверенитета. Их гораздо больше устраивает то замечательное правительство, какое есть сейчас в Москве. При этом понятно, что когда власть примем мы - ситуация значительно изменится. Но отнюдь не только в плане снижения коррупции. Нет, просто у нас есть изрядные рычаги для поддержания добрососедских отношений не только с Китаем, но и со всеми крупными "игроками" на планете. И заинтересованность в углеводородах, а также в пресной воде - вообще здорово упадёт.



Другие статьи в литературном дневнике: