От Москвы и до Владивостока... Снова - спасти Авто

Артем Ферье: литературный дневник

Намедни Лёшка поинтересовался, не без ехидства: ты так оскалился на Автоваз, потому что, типа, "волком бы выгрыз протекционизм"?


Гхм!


Ну он-то - шутит. Ему ли не знать, что "назгулы" не скалятся. Они или улыбаются - или кусают. Но Автоваз - мне лично решительно не за что кусать. Мы-то по-любому налогов не платим. Да и не в Автовазе дело, и как раз его-то - больше всех жалко.


Но что безусловно верно - конечно, я враг протекционизма, чего никогда не скрывал. И протекционизма, и социализма, и любых прочих форм "благотворительности за чужой счёт". То есть, когда людям, сумевшим как-то преуспеть и подняться в этом непростом мире под коварной луной, предъявляют, потирая руки: "Ага! Так вот вы какие, значицца, богатенькие буратинки! Ну-ка - делитесь со всякой босотой(замечу, вполне трудоспособной)! Ну а что сейчас потеряли через нашу прихоть - так то, небось, снова наживёте, когда такие сноровистые (чтоб и дальше тащить на себе явных и тайных "велфарополучателей", благополучно растлевая их до полной цивилизационной деградации)".


Кому-то это кажется охуенно здоровским. Типа, социальная справедливость. Абырвалг. Или - с дрожью в голосе! - "Мы ж один народ! Мы ж одна страна! Так посмотрите ж, что ж вы делаете-то?"


Поднимаю брови: "А что я делаю?"


"А вот хурму в тёплых странах покупаешь!"


Хмурюсь:
"А что, нельзя?"


"Нет, можно-то оно можно, но ведь и деньги твои туда ж уходють!"


Пожимаю плечами в решительном недоумении:
"А куда ж им ещё уходить, когда я хурму именно там покупаю?"


"Дык в том-то и дело! Что там ты задёшево покупаешь!"


Вовсе теряю нить:
"Так что ж я, по-вашему, дороже им цену давать должен, когда они на меньшее согласны?"


"Нет-нет, не им! Но - дороже! Да, ты должен давать больше... Фёдору Макарычу".


"Какому, ещё, блин, Фёдору Макарычу?"


"А вот тому самому, который тоже хурму растит, но в Салехарде. Только там дорого получается. Вот и ты должен ему, значит, дороже платить!"


"Гхм! Да с какой радости, скажите мне ради всего святого, я вообще должен чего-то платить этому вашему странному Фёдору Макарычу, когда у него получается дорого, а у тёплостранцев - дёшево?"


"Не с радости - а с горя. С того, что холодно там в Салехарде, и хурма растёт как-то не очень..."


Перебиваю, уже немного на нервах:
"Так может, с этого и стоит начать? Или вернее - тем и кончить, что нехер там хурму растить, под Салехардом? Короче - привет Фёдору Макарычу!"


Всплёскивают руками:
"Да как же ты не понимаешь! Ведь это ж НАШ, наш родной Фёдор Макарыч! Наш - отечественный производитель! И ты обязан его поддержать, любой ценой!"


Тут я всё-таки вынужден бываю разъяснить диспозицию жёстко.


"Значит, так, дружок! Вот ситуация. У меня есть деньги. И обрати внимание: это мои деньги. И они у меня есть, потому что люди ценят мой труд. Ценят - как мы с ними сошлись в цене. Но и мне, и им, показалось бы, мягко говоря, странным, если б я стал набивать себе цену по каким-то не имеющим отношения к делу мотивам. Например - набиваясь в "родню". Как это делает твой дражайший Фёдор Макарыч. Что мне немножко удивительно. Нет, пусть он докажет, что его хурма лучше тамошней - и я охотно переплачу ему. Но когда нет - то не шёл бы он к чёрту? Вслед за тобой, разумеется. Потому что про тебя - я вообще не въезжаю, откуда ты нарисовался, жалостливый такой, и какого дьявола имеешь наглость указывать мне, как мне тратить свои деньги!"


Разумеется, так я рассуждаю как обычный человек, имеющий обычные человеческие желания: получить побольше - потратить поменьше.


Как политик - ну да, я всё это понимаю, что надо как-то чем-то занимать людей, поддерживать "отечественного производителя", чтоб совсем уж не одичал, в беспредел не вдарился.


Чуть меньше - понимаю разводки вроде "продовольственной" или "сырьевой" безопасности любезного Отечества. "Да, товарищи, нам приходится покупать у своих дороже, чем можно было бы у чужих, но ведь если мы окажемся в изоляции, если нам объявят эмбарго, если ни одна сволочь в мире не захочет иметь с нами дело..."


Тут я уточняю: "Вы действительно мыслите такую ситуацию, когда ни одна сволочь в мире не захочет торговать с Россией?" (Тут я мог бы рассказать много интересного про то, как иные американские коммерсы поставляли Гитлеру стратегические материалы через латиносов, да и история с Уренгой-Помары-Ужгород весьма показательна - но это и так общеизвестно).


Оно - с пафосом кивает. "Да, потому что у России нет союзников, акромя армии и флота, но вам, с вашим дефицитом патриотизма, этого, конечно, не понять!"


Улыбаюсь чуть смущённо:
"Спорить не буду: из ноздрей у меня патриотизм не пузырится. Но всё же, смею уверить, его вполне хватит, чтобы продырявить вашу баранью башку, если вы впрямь вознамеритесь довести Россию до полной изоляции".


Впрочем, не будем о мрачном. Нет, на самом деле, конечно, я понимаю, что хоть какой-то протекционизм неизбежен. И полная свобода интернациональной торговли - нам только снится. И в обозримом будущем, и не только в России, долго ещё придётся считаться с этим нахрапистым лобби "гильдии плохих танцоров". То бишь, этого очень специфического сорта отечественных производителей, от которых только и слышно, как им в штаны кто-то насрал, и теперь оно им танцевать мешает.


Но всё же - я не могу не топорщиться, когда слышу от них суждения вроде того, что "Мы-то - не какая-нибудь там компрадорская буржуазия, торгаши презренные! И не какая-нибудь там шелупонь брокерско-лоерская. И уж тем более не какая-нибудь там Ксения Собчак! Мы - соль земли и сажа труб. Мы - реальный сектор экономики!"


Со зла - мог бы сказать следующее (не только российским). "Реального - в вас то, что вы реально геморрой, со своей клинической неспособностью понять, насколько вас дохера много лишних, неспособных встроиться в полезную надстройку постиндустриального социума, которая уже давно стала базисом. Но если это слишком сложно - попробую проще. Вся разница между вами и Ксенией, ****ь, Собчак, - в том, что она, *****, пусть sucks, но не попрошайничает, а вы - и сосёте, и попрошайничаете".


Разумеется, это не есть наезд на "реальный" сектор как таковой. Потому что, разумеется, в целом материальное производство... ну тут даже говорить, что оно жизненно необходимо - как-то слишком, запредельно ежупонятно было бы, да?

Нет, речь о другом. О той ситуации, когда конкретные какие-то пижоны, зачастую вообще не имеющие никакого отношения к реальному сектору, или просто лоббирующие интересы "клуба плохих танцоров", начинают давить слезу: "Вот тут у нас торгаши/богема жируют, плесень такая, а там у нас - реальный завод/фермер загибаются". Этакий захлёст по фибрам, удушающий возражательные струны.


Но всё это - от лукавого. Потому что всё это - бизнес. И фермеры, и заводчики, и шоумены, и торговцы - всё это бизнес. И если кто-то из них дальше от "холодного чистогана" и ближе к каким-то идеалистическим/меценатским понятиям - то се лишь сугубо персональные различия, мало зависящие от конкретной формы и сферы бизнеса. И во всех его сферах и формах - бывают удачи, бывают провалы.


Но почему-то когда измождённый кризисом биржевик честно прокололся и прогорел - он честно и стреляется, или прыгает из окошка, или хотя бы не гундосит, как ему все по жизни должны.


А когда фабрикант какой-нибудь, реальную ряху отъев на своём реальном секторе, который сам же планомерно и реально гробил лет несколько и угробил окончательно, - он заявляется за очередной подачкой к властям, притом шантажируя общество возможными негативными социальными последствиями.


И в первом случае широкая общественность злорадно потрёт руки: "Не всё fatcat'у масленица". А во втором - пустит слезу: "Эх, и до чего ж удушили реально таких производящих пацанов!"


Впрочем, конечно, всё относительно. В кризис-то - и банкиры, вестимо, в очередь становятся за поддержкой. Ну и что среди них прохвосты есть - тоже никто не отрицает.


Но, возвращаясь всё-таки к "Владивостокско-Тольяттинскому" противостоянию. Нет, разумеется, в массе своей жители обоих городов - все человеки, и всем сейчас несладко, и вообще - это как бы символические обозначения разных типов автомобильного бизнеса. "Владивосток" - как "компрадорский", "Тольятти" - как "производящий".


И да знаете, что? Я бы пожелал им обоим, бизнесам этим, и гражданам, в них вовлечённым, - удачи. Потому что они оба вершат в целом полезное дело - насыщение российского рынка автомобилями.

И разговоры о том, кто сам производит (создавая рабочие места в России, конечно), а кто лишь служит "перевалочной базой" (ну совершенно не создавая никаких рабочих мест в России... как бы) - это не суть важно.


Но что важно, когда интересы оказались слишком конфликтующими, - "Владивосток" был готов продолжать свой полезный бизнес, ничего не требуя от властей, кроме того, чтоб не ухудшали его положение. А "Тольятти" (опять же, как собирательное название отечественно-производительского лобби) - потребовал как раз резко поднять пошлины и тем самым - принудительно ухудшить положение конкурента. А заодно - и тех миллионов граждан, что пользовались его услугами.


Конечно, прямо сейчас - это не будет иметь столь уж серьёзных последствий. В конце концов, и для Владивостока есть рецепт очень простой. Покупаем, как прежде, подержанные японские иномарки, но на территория края организуем кучу местных автопроизводств. Типа, была куплена пятилетняя японка за 7000 баксов... оформляем, как будто за четыре. Дальше - делаем из неё машину преимущественно российского происхождения, на местном производстве, прямо в гараже. Брызгаем святой водой/полиролью, изгоням духов из тачки... обряд - три тысячи баксов, и вот она - прибавочная стоимость, родившаяся на родной земле.


Ну да ладно, потом как-нибудь. А то отвлекли.


Автовазу же, и всем тем ребятам, кто работал над его спасением в эти годы - могу сказать лишь одно. Ребята, я действительно считаю, что Калина - могла бы выйти в Европу даже лучше, чем делала до сих пор. Нет, лично для меня она - по определению "отстой". Но именно - по определению. Поскольку сам я пижон и меньше чем на D-классе родной германской сборки - лет с 19 не езжу. А уж B - за машины в принципе не считаю. "Кочка на дороге" :-)


Но судя по отзывам, она так вполне ничего себе машинка, ваша Калина. Не уступает тому, что лепится и в Корее, и в Европе в данном классе. И что Автоваз действительно, вроде, на Калине явил прорыв, овладев культурой сборки, дотоле невиданной в здешних краях. Нет, косяков, говорят, навалом - но в этом классе их у кого угодно навалом по определению.


Да что там: и нынешние мерсы - уже вовсе не те "неубиваемые фашисты-миллионники", которыми мы восторгались лет двадцать назад. Нынешний мировой автопром, в большинстве случаев, это - сдача-приёмка жестяной тары с оборотом максимум года в три.


Но кризис, возможно, и внесёт коррективы, и ваша Калинка, как потенциально более долговечная машинка среди одноклассников - могла бы расширить успех.


Впрочем, боюсь, всё будет по-другому. Вместо того, чтобы проводить агрессивную рекламную политику, именно сейчас, когда пожухли конкуренты - ваше лобби занимается хернёй. Пытается урезать фиктивную конкуренцию со стороны не вполне свежих японок с ДВ. Это глупость. И это уже, в принципе, было. В 98-м.


Не буду вдаваться в детали, сходства и различия, но тогда случилось то, что может случиться и сейчас: очередное "социальное расслоение" спроса на автомобили в России. То есть, кому-то похер будет, как и было, сколько платить за SUV или E-класс, а кого-то - подопрёт так, что и Калина ваша покажется слишком дорогой. И придётся упрощать, урезать её в муках добытую вами "машинообразность".


Тогда - так случилось с самой, пожалуй, перспективной на то время отечественной моделью, Москвичом-Святогором с реношным двиглом и бошевскими фарами. Из-за девальвации рубля - оказался слишком дорог для тех, кто хотел "почти новую почти иномарку".


Но, естественно, его бы никогда не купили те, кто мог себе позволить сравнимого класса новую иномарку без "почти". То есть, на российском рынке - модель попала в пустоту после августовского кризиса. И это была лебединая песня АЗЛК.


А, да, впрочем, кому это я рассказываю? :-)


Но что вам советую - у вас это действительно сейчас уникальный шанс: пробиться в Европу. Для этого - использовать вот как раз такую нетипичную рекламу, как я расписал в статье. То есть, не буквально, может, такую - но по сути. Максимально издевательскую, лишённую какой-либо вкрадчивой слащавости. Потому что невольно - всякий житель развитых стран сейчас воспринимает старые формы рекламы как атрибуты того надувалова, которые сопутствовали наступлению кризиса. Каковой кризис, естественно, он переживает куда болезненнее, чем на самом деле его эта фигня коснулась. И это, конечно, его паранойя - но этим надо пользоваться :-)


И вот даже похер, что за машина Лада (хотя Калинка, повторю, ничего так себе в своём заведомо убогом классе; в случае чего - не стыдней за неё будет, чем за Логан). Но главное: производители Лады - первые, кто говорит о себе в рекламе правду. И - с юмором висельника, вроде того. Но всё-таки - напрямую не называет свою продукцию "говном на колёсиках". А скорее - околично проводит ту мысль, что всё сейчас в этом мире говно (с чем совершенно согласен европейский потц-потреб), и всё катится в какую-то жопу(что его впрямь беспокоит), но наша Ладка-Калинка - и по говну ездить горазда, и в последний момент перед зияющей жопой - вырулит. Потому как - честная реклама и честная машинка.


Наварганить таких рекламных фенечек, совершенно отвязных, экзистенциально, ****ь, протестных против той блаженно коматозной буржуазности, которая предшествовала кризису (никаких, впрочем, чегеваров в рекламе!) - и выложить их на ютъюб. Ну просто потому, что потенциальная аудитория Лады Калины - скорее там тусуется и заметит, чем на ТВ.


А полученные кредиты - естественно, использовать на максимально агрессивную раскрутку Лады в Европах. И налаживание сервисной сети там, естественно. Чтоб оттудова - получать денежки. Вот только так - Автоваз сможет стать действительно "государствообразующим" предприятием. А не "государствогробящим". В смысле, драчка с поставщиками тойоток да размазывание одних и тех же крошек нефте-манной каши по всё тому же национальному столу - это некрасивое зрелище и неполезное действо.


Так примерно :-)



Другие статьи в литературном дневнике: