О расплавлении мозгов и смягчении нравов

Артем Ферье: литературный дневник

В Москве стоит Жара. Лично я к жаре отношусь позитивно. Будучи холоднокровной сволочью с ледяным сердцем и дефицитом тепла душевного, я приветствую тепло внешнее, солнечное. Благо, в местах, где мне приходится проводить изрядную часть рабочего времени в году, тридцать градусов выше нуля - это почти что "лёгкий морозец". Они, места эти, горячие не только в политическом смысле.


Но в массе своей - горожане страдают. Плавится асфальт, плавятся мозги. Народ выходит из положения, как может. На улицах - полно парней, голых по пояс. Тут вспомнилось одно из "семейных преданий". Где-то в начале семидесятых мой батя, тогда ещё студент, поспорил на червонец, что профланирует без рубашки по Невскому от Александровской лавры до Казани. И он прошёл. И даже попросил у встречного милиционера прикурить - и тот дал, но никаких замечаний не сделал.


Желающие, конечно, могут усмотреть здесь свидетельство мягкости советского режима (в то время он уже и был относительно мягок) и преувеличенности суждений о его рестрикторских замашках. И я бы не стал преувеличивать "нудистский" героизм своего родителя, но главный факт: нашлись персоны, уверенные на целый червонец в том, что парень имеет мало шансов пройти по Невскому голым по пояс. А это говорит о многом.


Между тем, прекрасно помню, как году этак уже в девяностом и уже я сам (мне было где-то пятнадцать) зашёл в деревенский лабаз в плавках. И для меня было некоторым шоком, когда тумбовидная продавщица, этакий Герман Геринг в фартуке, вдруг завопила: "Молодой человек - вы чего в таком непотребном виде? Ну ни стыда ни совести!"


Я опешил, а потом сказал:
"Мадам, я сюда пришёл пиво купить, а не спасение души!"


Пива она мне так и не отпустила, эта монстрозная фрекен Босх. Пришлось метнуться в другую деревню и натянуть шорты с футболкой.


А буквально на днях стою в очереди в очень похожем "сельпо" в глуши - и тут картина. Заваливается девчонка. В самом, что ни на есть, купальном обличии. Нет, не то, чтобы на ней был лифчик с крошечными, "насосочными" чашечками. Или - микроскопические трусики танга. Ничего этого не было. Вообще ничего. То есть, купальность её обличия - выражалась в полнейшей его естественности. Проще говоря, девица была абсолютно голой. По виду - скорее студентка, нежели школьница. Должен отметить, симпатичная. В изящной ручке - ворох купюр.


Как ни в чём ни бывало, девчонка пристроилась в хвост очереди. Нет, на неё, конечно, смотрели (искоса и мельком) - но никто ничего не говорил. Продавщица, правда, сделала замечание. Но было оно совершенно нейтрально-уведомительным.
"Барышня, - сказала продавщица со старательно подавляемой ухмылкой, - боюсь, купальников у нас в продаже нет!"


Девчонка отмахнулась:
"Да я за минералкой!"


"Небось, в карты проигралась, - подумал я. - Или на спор. Дело житейское, молодёжное".


Очередь состояла в основном из мужчин, и все были как на подбор рыцари - и мы галантно пропустили эту юную нимфу. "Если только минералка - так чего уж там? Бери!"


И продавщица, передавая бутыль, лишь пожелала "приятного отдыха".
Всё - по-человечески, разумно, цивильненько. Человек принёс вам деньги, чтобы обменять их на товар. Какая, нафиг, разница, как он выглядит и во что одет, если его облачение не доставляет никому дискомфорта?


Всё-таки - рыночные отношения облагораживают нравы, что ни говори. По крайней мере, операторы кассовых аппаратов перестают ощущать себя "раппортфюрерами нравственности", которая в самом примитивном сознании ассоциируется почему-то со степенью телесной облачённости.


Наверное, в каком-нибудь Ашане такой номер не прошёл бы. Предупредительный охранник преградил бы вход такой бескомплексной барышне и уведомил бы о том, что в зале может присутствовать пыльное мудачьё, которое будет покороблено её видом, а их дело - забота о комфорте всех покупателей. И в Европах - та ж фигня. Ну да, компромиссы, компромиссы...


И всё-таки - здорово прогрессировали нравы за последние лет двадцать.


Дорогие дети! Не верьте всяким пыльным дядям, которые уверяют, будто в последние годы нравы упали. Эти дяди, будучи беспросветными нравственными кадаврами, лишь в ханжестве находят жалкое подобие компенсации за свою ущербность. Они просто не ведают, что несут. И я бы мог долго втирать за то, что представляла собой "нравственность" советского образца - но воздержусь. Хотя замечу, дело вовсе не в степени публичной наготы. Дело в том, что на фоне того культа позорного малодушия и вранья как нормы жизни, которые царили в "блаженные" советские времена - говорить о какой-либо нравственности вообще не приходится. То есть, падать нравам было особо неоткуда...


Но всё же - вот какой вопрос меня мучает. Сейчас на улицах столиц полно голых по пояс парней. Я и сам рулю обычно в плавках, и в таком виде захожу в магазины, и никто не возбухает, и это правильно. Но - что же девчонки? Почему они продолжают носить эти дурацкие блузки и лифчики?


На этом месте ко мне подкралась Женька и, вчитавшись, пресекла мои дальнейшие рекомендации ко внешнему облику горожан интригующем подзатыльником...
На сём - вынужден пре... :-)



Другие статьи в литературном дневнике: