любимый навечно Леонид Броневой

Мирослава Завьялова: литературный дневник


«Да, меня и на улице, когда узнают, говорят: «Смотри-ка, Мюллер пошел». Иногда бывает обидно: я сыграл больше ста двадцати ролей в театре и кино, а у зрителей в основном ассоциируюсь с моим героем в “Семнадцати мгновениях весны”… Но, с другой стороны, конечно, приятно, что у меня есть роль, которая стала “визитной карточкой”. Ведь бывает так в жизни актера, что он может сыграть массу ролей и ни одна из них не западет в душу людям”.


Первоначально Броневого пробовали в "Семнадцать мгновений весны" на роль Гитлера. Однако воспротивилась жена Леонида Сергеевича, да и у него самого не было желания играть этот персонаж. Тогда и была предложена роль Мюллера. Кстати, блестяще сыгранный им нервный тик Мюллера – результат того, что ему был тесен мундир. Леонид Сергеевич вспоминает: “Мне сшили мундир меньше на два размера, и он резал постоянно вот здесь (Броневой показывает на шею). Из-за этого я все время дергал головой. Лиознова поэтому и спросила меня: “Что это вы делаете?” – “Да мне мундир режет”. – “Я не к тому, что вам режет! Не сделать ли это нам краской в самых “нервных” местах?” И она нашла эти места… Кстати, это очень понравилось Захарову. Он говорил потом актерам: “Видите, как можно без слов передать нервное состояние человека?”. Кстати сам Броневой часто сетовал, что поклонники и чиновники нередко забывают его настоящее имя. Так было в 1976 году, когда художник получал Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых - в приказе его записали как «Мюллер».


О популярности " Семнадцать мгновений весны" говорит и то, что после выхода фильма появилось очень много анекдотов, где главными фигурантами были Штирлиц и Мюллер. Например такой :


Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила.
«Броневой» — подумал Штирлиц.


А ведь анекдот почти автобиографичный. Правда не про самого Леонида Сергеевича, а про его отца. Леонид Сергеевич родился в Киеве. С детства он хотел стать музыкантом, а не актёром. Он изучал музыку, овладевал игрой на скрипке. Мать будущего артиста Белла Ландау работала бухгалтером. Его отец, Соломон Факторович, служил в органах государственной безопасности. Он сменил фамилию в 1918 году во время гражданской войны. Факторович и его братья взорвали белогвардейский броневик гранатой, за что и получили прозвище Броневые, которое стало впоследствии их новой фамилией. Когда Леониду Броневому было восемь лет, его отца обвинили в контрреволюционной деятельности и арестовали. После этого мать сменила отчество Леонида, чтобы избежать ссылки. Однако эта мера была напрасной, семью всё же отправили в город Малмыж, Кировской области, где они проживали до начала Великой Отечественной войны.


О его непростом характере ходили легенды. Он действительно мог как самосвалом переехать. Но иногда, чтобы разрядить обстановку, он сбрасывал лишнюю энергию, которая в нем бушевала. Однажды он сказал, как разгневанный Отелло: «Вот барсучок. Работал, сделал себе нору, а пришла лиса и специально испортила воздух, чтобы выселить его оттуда». Повисла гнетущая пауза («Леонид Сергеевич не в духе!»). Но вдруг все поняли, что это шутка и… тревога сменилась дружным хохотом. Он и сам смеялся громче всех. О своем характере Броневой говорил так: “Говорят, я невыдержанный, вспыльчивый, очень эмоциональный. Но я не выношу несправедливости… Наверное, характер не лучший, а лучше что же – молчать, улыбаться или врать? Я не люблю отмалчиваться, вылезаю, за что часто получаю по голове”.


К своим ролям как в кино так и в театре Леонид Сергеевич подходит со всей ответственностью: «Я самоед. Чем больше играю, тем больше мои требования к самому себе. В молодости был легкомысленным: дали красивые сапоги, замаршировал браво, и все прекрасно. Сейчас все совсем по-другому: долго обдумываю роль, слова, в общем, начинаю жить ею. Другим я прощаю огрехи – не делаю замечаний, если только сами не спросят. А к себе бес-по-ща-ден»
(По материалам ВК)



Другие статьи в литературном дневнике: