Кем были женщины, запечатленные на полотнах художн

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Кем были женщины, запечатленные на известных полотнах великих художников?


Рассматривая известные на весь мир картины, многие люди задаются вопросом, кем был человек, которого изобразил художник. Особенно это касается знаменитых полотен с запечатленными на них восхитительными женщинами. Как сложилась судьба дамы, ставшей лицом известнейшего шедевра мирового искусства? Узнаем о судьбах женщин с картин, написанных прославленными художниками.

Луиза Аббема, «Портрет Жанны Самари» 1879

На картине «Портрет актрисы Жанны Самари», написанной Огюстом Ренуаром, мы видим очаровательную молодую женщину в элегантном сине-зеленом наряде, улыбающуюся и задумчивую. Автору полотна удалось в полной мере показать красоту дамы, освещенную лучезарной улыбкой. Кем же была его очаровательная модель?

О Жанне Самари известно, что она была актрисой парижского театра «Комеди Франсез», игравшей на сцене второстепенные роли служанок. И хотя этой прекрасной даме не удалось стать звездой сцены, ей посчастливилось удостоиться чести быть написанной гениальным художником.

Ренуар написал 4 портрета актрисы. Благодаря этим полотнам она прославилась и вошла в историю мирового искусства. Даже блестящая актерская карьера не принесла бы Жанне столь долгоживущей славы.

О судьбе этой милой француженки известно немногое. Она играла на сцене с юных лет. В 25 вышла замуж. Вскоре у нее появилось трое детишек. Бывшая актриса написала книжку для детей. Ее жизнь трагически оборвалась в еще молодом возрасте (33 года) — женщина умерла, заболев брюшным тифом.

Пьер Огюст Ренуар, «Портрет Жанны Самари», 1877

На известнейшем полотне «Дама с горностаем», являющем собой непревзойденный шедевр великого художника Леонардо да Винчи, изображена некая Чечилия Галлерани.
Это была девушка, принадлежавшая к благородному итальянскому семейству. В десятилетнем возрасте ее обручили с неким сеньором, однако спустя 4 года помолвка была отменена. Несостоявшуюся невесту отправили в монастырь.

Бартоломео Венето, «Портрет дамы с атрибутами Марии Магдалины». Предполагается что изображена Чечилия Галлерани

Там она по удивительному стечению обстоятельств встретила герцога миланского, которого звали Людовико Сфорца. Между молодыми людьми вспыхнула страсть, результатом которой стала беременность девушки. Герцог поселил любовницу у себя в замке и вскоре женился. Но не на Чечилии, а на другой особе — из влиятельного и знатного рода. Этот союз можно было назвать династическим браком.

Жить под одной крышей с беременной любовницей мужа новоиспеченная герцогиня не пожелала. После родов у Чечилии забрали ребенка, а ее саму выдали замуж. Герцог выбрал ей в супруги некоего графа из обедневшего аристократического рода.

Лодовико Сфорца

Брак оказался удачным. Бывшая любовница герцога родила мужу 4 детишек, обзавелась собственным литературным салоном. Она осталась в хороших отношениях с Людовико Сфорца, часто бывая у того дома и играя с малышом, которого родила герцогу его новая любовница.

После гибели мужа и тягот войны, которая лишила Чечилию состояния, женщина обрела приют у сестры, супруги герцога. Не зря эта удивительная женщина поддерживала хорошие отношения с бывшим любовником и его семьей! В тяжелое время они оказали ей помощь. Когда война завершилась, ей вернули имение. Там она и доживала свой век.

Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани», 1480-е

На картине «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой» знаменитый русский художник В. Серов изобразил восхитительную молодую женщину — богатую наследницу, последнюю представительницу рода Юсуповых.

Девица с юных лет была окружена множеством воздыхателей. Руки и сердца этой знатной красавицы добивались даже члены августейшего семейства. Однако Зинаида искала любви и хотела создать семью на основе этого светлого и прекрасного чувства.

В. А. Серов, «Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке», 1900

Желание прекрасной княгини осуществилось. Она действительно встретила большую любовь и вышла замуж по велению сердца. В браке красавица родила 2 детей. Много сил отдавала она делам благотворительности, которой занималась и после того, как покинула страну из-за революционных событий.

К. Е. Маковский, «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», 1900-е

Зинаида поселилась с семьей в Италии. В 47 лет она потеряла ребенка. Ее любимый старший сын погиб в дуэльном поединке. Этот удар судьбы женщине было тяжело пережить. После кончины мужа она оставила Италию и доживала свой век рядом со вторым сыном во Франции.

Талантливейший русский художник В. Боровиковский за свою жизнь написал много портретов представительниц аристократических семейств. Однако эта картина стала одним из известнейших шедевров его авторства. Речь идет, конечно же, о «Портрете М. И. Лопухиной».

На картине талантливый художник запечатлел восемнадцатилетнюю Марию Лопухину, принадлежавшую к графскому роду Толстых. Ее портрет заказал художнику супруг очаровательной женщины — Степан Лопухин. Боровиковскому удалось передать меланхолический и поэтический нрав своей модели, прелесть ее слегка надменного взгляда, очарование непринужденной позы молодой женщины.

В. Л. Боровиковский, «Портрет М. И. Лопухиной», 1797

К сожалению, судьба этой знатной красавицы была незавидна. Она умерла молодой, не прожив и 6 лет после того, как свет увидел ее восхитительный портрет. Жизнь прекрасной дамы оборвала чахотка.
К сожалению, судьбы прекрасных дам, изображенных на известнейших полотнах, написанных талантливейшими художниками своего времени, в большинстве своем печальны и трагичны. Однако, глядя на их улыбающиеся лица, чью красоту и обаяние так талантливо передал автор, в это сложно поверить.


К. П. Брюллов, «Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком» , 1832—1834

Картину «Всадница», написанную Карлом Брюлловым, помнят многие из нас. На великолепном полотне все поражает роскошью. Брюллов не пожалел ярких красок, пышных драпировок.
На картине автор запечатлел красоту сестер Пачини. Джованину, старшую из двух сестер, художник изобразил восседающей на лошади. Маленькую Амацилию мы видим стоящей на крыльце.

К. П. Брюллов, «Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой», 1832
Двойной портрет был заказан художнику его любовницей, приемной матерью сестер, графиней Юлией Самойловой. Эта дама была одной из самых красивых женщин страны. К тому же она была наследницей огромного состояния. Приемным дочкам Самойлова обещала дать хорошее приданное. Однако получилось иначе. Самойлова разорилась, и сестры были вынуждены искать справедливости в суде, требуя у приемной матери обещанных денег и имущества.

На знаменитой картине «Рождение Венеры», написанной выдающимся флорентийским художником Сандро Ботичелли, изображена восхитительная женщина с длинными рыжими волосами. Этот шедевр мирового искусства воспевает красоту одной флорентийской дамы, которую звали Симонеттой Веспуччи. Она считалась одной из первых красавиц своего времени.

Пьеро ди Козимо, «Портрет Симонетты Веспуччи»

Происходила прекрасная собой девица из богатого и знатного рода. В шестнадцатилетнем возрасте родители выдали ее замуж. Супругом златокудрой Симонетты стал Марко Веспуччи. Молодая чета была принята при дворе великолепного Лоренцо Медичи. Красота Симонетты стала настоящим украшением и без того роскошного двора флорентийского правителя.

Помимо прекрасной внешности девушка обладала массой достоинств. Она была скромна и добра. При дворе не нашлось бы мужчины, который бы не был влюблен в прекрасную Симонетту. Не обошел ее своим вниманием и сам Лоренцо Медичи. Однако завоевать сердце рыжеволосой дамы удалось его брату Джулиано. О любви этой пары при дворе слагали легенды.

Для многих художников того времени Симонетта была моделью и музой. Не обошел ее вниманием и Ботичелли. Все Мадонны и Венеры, написанные гением, имели черты лица Симонетты и ее роскошные золотые кудри.
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1486 г.

Однако эта красота цвела и украшала собой мир недолго. В 23 года Симонетты не стало. Она заболела чахоткой и болезнь унесла ее, несмотря на то что лучшие медики прилагали усилия, чтобы спасти жизнь этой непревзойденной красавицы. Ботичелли и после смерти своей лучшей модели продолжал писать ее по памяти, наделяя прекрасными чертами юной флорентийки богинь. Он даже завещал быть похороненным рядом с ней, со своей музой.

Одной из самых знаменитых работ выдающегося русского художника В. Серова является именно эта картина — «Девочка с персиками». Она была написана в поместье Саввы Мамонтова, являвшегося богатейшим промышленником XIX столетия. На полотне художник изобразил его двенадцатилетнюю дочку Веру.

В. А. Серов, «Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)», 1887 г.

Повзрослев, девица расцвела. В брак вступила по большой и взаимной любви. Супругом Веры стал Александр Самарин, представитель известного дворянского рода. Медовый месяц влюбленная чета провела в Италии, а возвратившись на родину из свадебного путешествия, стала жить в Богородске. Вскоре у пары родилось трое ребятишек.

Вера Мамонтова

Счастье молодой женщины длилось недолго. И 5 лет после свадьбы не прошло, как она отошла в мир иной. Причиной тому стала болезнь — воспаление легких. Овдовевший супруг долго горевал по любимой Верочке. Он оставался вдовцом до конца своих дней, так и не женившись во второй раз.

«Портрет Струйской», написанный Ф. Рокотовым, является превосходным образцом жанра портретистики. Глядя на картину, мы видим прекрасную женщину, юную и обаятельную, с изящным овалом лица, легким румянцем и задумчивым взглядом. Благодаря световым переливам автору этого шедевра удалось добиться эффекта легкой дымки загадочности, окутывающей прекрасную даму на картине.

Кем же она была? Ее звали Александрой Струйской. В восемнадцатилетнем возрасте она стала супругой одного очень богатого вдового мужчины. Муж был настолько очарован своей юной женой, что в качестве свадебного подарка построил для нее церковь. На протяжении всей своей жизни супруг слагал своей красавице-жене прекрасные стихи о любви.

Ф. С. Рокотов, «Портрет А. П. Струйской»

За годы брака Александра подарила влюбленному в нее мужу 18 детей, однако 10 из них умерли во младенческом возрасте, не прожив и 1 года. Несмотря на это горе, супруги жили счастливо, как говорится, душа в душу. Прекрасная дама овдовела после 24 лет брака. Она пережила мужа на целых 4 десятка лет. Умерла Александра в преклонном возрасте, оставив детям большое состояние.

«Купчиха за чаем» — полотно гениального художника Б. Кустодиева, которое, по замыслу автора, должно было стать иллюстрацией яркой и сытой жизни России, с ярмарками и каруселями, обилием яств. Удивителен тот факт, что Кустодиев писал эту картину в голодное послереволюционное время, когда такую привольную и сытую жизнь можно было видеть разве что в мечтах.

Галина Адеркас

Фото: Борис Михайлович Кустодиев,

Моделью художнику для образа купчихи стала родовитая дама из астраханских аристократов — Галина Адеркас. Кустодиев мечтал создать полотно, связанное с интересной для него темой купеческого чаепития. Дородная соседка, жившая на 6 этаже в его доме, идеально подходила на роль главной героини. Худые дамы не вдохновляли художника на создание шедевра, а обладающая пышными формами студентка Галина, учившаяся на медицинском факультете, как нельзя лучше олицетворяла собой ту купчиху, чей образ уже жил в воображении гениального художника
.
О судьбе «купчихи» известно, что она получила медицинское образование и работала хирургом. Вскоре бросила профессию, видимо, поняв, что медицина — не ее путь. Женщина стала заниматься хоровым пением, озвучиванием фильмов. Вышла замуж и неожиданно нашла свое призвание, начав выступать в цирке.


Б. М. Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918 г.

Судьбы женщин, изображенных на известнейших картинах, сложились по-разному. Кто-то прожил долгую и счастливую жизнь, а кто-то оставил этот мир в молодом возрасте. Однако все они продолжают жить в мире искусства, восхищая своей неувядаемой красотой каждого, кто смотрит на картину.

https://www.liveinternet.ru/users/2496320/post466689841/




Другие статьи в литературном дневнике: