***

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Сказка из детства
Петр Плетнев (1 сентября 1791 - 10 января 1886). Литературный критик, цензор,поэт, ректор С.-П. университета, друг Пушкина и Жуковского.


Заслуги, оказанные им отечественной литературе, не кидаются в глаза с первого раза. И посему, мало кто может оценить меру утраты…


А Пушкин называл Плетнева и другом, и братом, и кормильцем. Потому «кормильцем», что Петр Александрович издавал произведения гения и платил ему деньги. Очень хорошие.
Кому Пушкин написал в письме такие известные слова: «Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает…»? Плетневу!
А кому он написал в письме другие не менее известные слова, очень личные, какие пишут самым близким людям: «Я женат — и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь»? Плетневу!
Плетневу же он пишет после смерти Дельвига: «Без него мы точно осиротели. Считай по пальцам: сколько нас? Ты, я, Баратынский, вот и все».


И хочется вспомнить интересную историю из его преподавательской деятельности.
Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не слышал сказку о Коньке-Горбунке. И даже более того, что ее автор Петр Ершов. И что написал он всего единственное произведение. А дело было так.


Шел 1834 год. Преподаватель кафедры русской словесности Санкт-Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, как обычно, пришел в аудиторию, но вместо лекции неожиданно начал читать неизвестную озорную сказку: «У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак…» Когда он закончил, восхищенная аудитория потребовала назвать автора. Тогда-то Плетнёв объявил, что читал он на самом деле курсовую работу по народному творчеству, которую написал их коллега — студент. И указал на счастливого и смущенного 19-летнего юношу — Петра Ершова.


И немного личного. Почему вдруг впомнилась сказка, а вместе с ней и, честно сказать, давно забытый мною издатель Плетнев.


Когда человек заходит в определенный возраст, часто смутно помнит, что было недавно. Но зато отчетливо вспоминаются детали из далекого прошлого. А история такова. Моя бабушка, которая была неграмотная, даже подпись свою ставила «галочкой», но обладающая феноменальной памятью, наизусть рассказывала мне эту сказку. А жила она в глухой сибирской деревне, где практически все были неграмотны.


Вопрос: откуда она ее знала … кто ей читал эту сказку?


© Copyright: Валентина Ерошкина, 2020 Свидетельство о публикации №220011100526


© Валентина Ерошкина 729



Другие статьи в литературном дневнике: