вересаев пришвин

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Викентий Вересаев. Настоящая фамилия — Смидович, русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Ученый. Врач. Свободный художник и честный человек. Ровесник Бунина, Куприна, Мережковского; чуть старше Вересаева: Короленко, Чехов… Кому не знакомы эти имена. Но мало тех, кто знаком с его творчетвом.
Короткий рассказ Вересаева «Легенда» очень метафоричен, аллегоричен. В конце его автор поясняет, что лес символизирует человеческую жизнь. Но мне кажется, что не жизнь одного человека, а каждое дерево в священном лесу символизирует человека, а лес — общество в целом. Моряки, которые вторглись в священный лес с топорами, вызывают у меня ассоциацию с какими-нибудь правителями или политиками, которые затеяли для собственного обогащения войну или революцию и загубили множество человеческих жизней. Но моряки в рассказе поняли, что натворили, а правители и политики нет — они могут губить жизни направо и налево, и считать, как будто так и надо.


В общем — надо относиться ко всем людям вокруг себя с сочувствием и пониманием, а не видеть всех людей как ресурс, который можно пустить на дрова — а не то увидишь, сколько крови пролил, и тебе плохо станет.


Легенда. Викентий Вересаев


Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.


Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.


А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.


Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.


Мне представляется: наша жизнь- это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем — побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как все это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.


44444444444444444
"Из камней, упавших в душу, получится хорошая дорога".


Уже который раз ловлю себя на мысли, что хочется перечитать книги из прошлого — Пришвина и Паустовского.


У мудреца Пришвина есть такой замечательный оборот речи — «неоскорбляемая часть души». Неоскорбляемая, то есть, не поддающаяся действию извне, свято хранимая тобой и тебя хранящая.


Возможно, это оборот речи и не более. Как можно оскорбить какую-то часть чего-то несуществующего? Как можно разделить душу на части? И нужно ли написанное считать за аксиому?


А если все-таки она есть, то ей вратник или цербер требуется, чтобы не допускать тех, кто хочет ее растоптать. А еще лопата, а лучше бульдозер, чтобы накопившийся хлам из нее выгребать. Хлам из телевизора, интернета. Хлам от соприкосновения с миром.


© Валентина Ерошкина 729



Другие статьи в литературном дневнике: