Бальмонт

Валентина Ерошкина: литературный дневник

"Буйнейший пьяница, незадолго до смерти впавший в свирепое эротическое помешательство". И. Бунин


Бальмонт номинировался на Нобелевскую премию по литературе вместе с Максимом Горьким и Иваном Буниным


Поэт является одним из самых экстравагантных представителей Серебряного века.
Бальмонт и поклонница
Как-то раз одна из почитательниц Константина Бальмонта, разгорячённая богемной атмосферой, бессонницей и алкоголем, стала приставать к своему кумиру (очевидно, забыв, что находится в подвале): «Хотите, я сейчас брошусь из окна? Хотите? Только скажите, и я сейчас же брошусь!» «Нет! — отрезал Бальмонт. — Здесь недостаточно высоко!»
Нежный Бальмонт
Ахматова вспоминала, как на каком-то литературном приёме Бальмонт сидел однажды рядом с ней и импровизировал стихи в своём обычном стиле. Потом Бальмонт «заложил ножку за ножку и, когда танцевали, сказал: «Зачем мне, такому нежному, на это смотреть?» Бальмонт у Толстого У Бальмонта было несколько излюбленных историй, которые он рассказывал при каждом удобном случае. Он очень любил рассказывать о своём посещении Ясной Поляны, хотя эти воспоминания и были им уже опубликованы. Суть этой истории заключалась в том, что Бальмонт стал читать Толстому свои стихи «Запах солнца», а Лев Николаевич не мог скрыть своего недоумения. Бальмонт, рассказывая эту историю, всегда добавлял: «Лев Николаевич умело притворился, будто мои стихи ему не понравились»
. Поэт в третьем лице
Встречавшие Бальмонта в эмиграции вспоминали, что поэт в обществе говорил мало и вступал в бой, только, если по его мнению, разговор становился слишком прозаическим и касался только повседневных тем. О себе Бальмонт говорил только в третьем лице: «Поэт считает... Поэт жаждет... Поэт проголодался...»
Бальмонт и Бунин
Бунин и Бальмонт однажды встретились на Елисейских полях. Бальмонт как-то выспренно обратился к Ивану Алексеевичу:«Знаете, Бунин, я прочёл вашего... ну, как его... «Человека из Сан-Франциско».Бунин холодно поправил Бальмонта: «Господина из Сан-Франциско».Но Бальмонта было не сбить, и он снисходительно закончил свою мысль:«Ну, да, „Господина“... У вас, Бунин, есть чувство корабля!» Во время другой встречи Бальмонт решил поделиться с Буниным:«Бунин, вы не поверите, — я заставил себя до конца прочитать, наконец, „Войну и мир“ графа Толстого. Знаете, это очень неплохо, местами это даже просто хорошо, очень хорошо...»
Снежинка
Распечатать
Светло-пушистая,
Снежинка белая, Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается
, На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено
. Но вот кончается
Дорога дальная,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!



Заслуживают внимания «Фейные сказки» - милые детские песенки, написанные в стиле, позже перенятом Корнеем Чуковским.



В Фейных сказках родник творчества Бальмонта снова бьёт струёй ясной, хрустальной, напевной. В этих 'детских песенках' ожило всё, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей как небесный дар, в чём её лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых колокольчиков.


Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог, Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог. Мчится взморьем, мчится морем, Отдаваясь воле волн. Месяц матовый взирает, Месяц горькой грусти полн. Умер вечер. Ночь чернеет. Ропщет море. Мрак растет. Челн томленья тьмой охвачен. Буря воет в бездне вод. Необычный для русской поэзии прием аллитерации принес долгожданный успех автору. Его стихи звучали необычно, очаровывали и опьяняли читателей



Другие статьи в литературном дневнике: