Декабристы. Казнь

Валентина Ерошкина: литературный дневник

День 25 июля1826 года !
Приговор приведен в исполнение!
Кондратий Рылеев,
Павел Пестель ,
Сергей Муравьев-Апостол,
Михаил Бестужев-Рюмин,
Петр Каховский
Забавно: сегодня я задавал всем один и тот же вопрос. Точнее - два вопроса:
1) Что сегодня за день?
2) Как звали главных Декабристов?


И если на первый вопрос люди еще могли ответить, то второй вызвал у многих серьезные затруднения.
Вот они, знакомьтесь - слева направо: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский.
Есть очень хорошая книга "Свет праведников" французского писателя (с армянскими корнями) Анри Труайя, посвященная как раз декабристам. Достойное чтение, кстати.
А пока - краткий экскурс в историю вопроса:
Каждый образованный человек знает эту историю: 14 декабря 1825 года, Сенатская площадь. Пять человек: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский – призвали войска восстать против самодержавия, собираясь принудить Сенат принять их «Манифест к русскому народу». Восстание получилось сумбурным – войска собирались слишком долго, и к вечеру было уже поздно – сенат присягнул новому царю.
Провал, катастрофа. А дальше – казни, репрессии, ссылки. И десятки историй о верности и благородстве.
Но что привело к такой развязке?



Сами декабристы называли себя «детьми 12-го года», и это верно – но лишь отчасти: строго говоря, тайные общества в России существовали и до войны 12 года.
Важную роль здесь сыграла Великая французская революция 1794 года, ставшая первым серьезным шагом в борьбе против феодального строя в Европе.
Да, победа над Наполеоном способствовала пробуждению национального сознания: военные походы 13-14 года стали для многих офицеров своего рода «политической школой»: знакомство с идеями французских революционных движений, трудами философов-просветителей, образование франко-масонских лож – все это служило фундаментом для будущих революционных настроений в России. Особенно важным фактором здесь является масонство – уход в подполье, создание тайных обществ, конспиративная деятельность, как первый шаг к продвижению собственных идей. Консервативные круги дворянства всячески противились внедрению новых идей. Так, еще до войны 12 года были отвергнуты реформы Сперанского (предлагавшего грамотное и глубокое преобразование системы – вплоть до созыва госдумы). И после войны становилось лишь хуже: «Аракчеевщина», военные поселения. Все это лишь нагнетало обстановку и каждый раз приводило к новому витку развития тайных обществ.
все-таки – чему нас учит история?
Моему племяннику 14, он любит задавать вопросы.
– А это правда, что историю пишут победители? – Спросил он.
– Нет. Историю пишут историки. – Ответил я.
Он посмеялся, потом пожал плечами.
– Нет, серьезно. Нам учитель сказал, что историю пишут победители. Но если это так, то почему в книгах гораздо чаще говорят о проигравших?
– Например?
– Например, декабристы. – Он листает учебник. – Они ведь проиграли. У них не было шансов. Почему мы их помним?
Я рассказал ему о Христе и Сократе, о трехстах спартанцах, державших Фермопилы под натиском персидского войска.
– Если ты сражаешься за правое дело, малек, значит ты уже победил.
– Даже если проиграл?
– Да, даже если проиграл – то все равно победил.
– Хрень какая-то.
– Победа в бою и победа в истории – это разные вещи. Если бы они сражались за себя, их бы забыли через неделю после казни. Но они сражались за других – и поэтому их помнят


25 июля 1826 года состоялась казнь пятерых руководителей восстания декабристов - на кронверке Петропавловской крепости были повешены Павел Пестель, Константин Рылеев, Петр Каховский, Михаил Бесстужев-Рюмин и Сергей Муравьев-Апостол.


Жестокая расправа Николая I над пятью декабристами и оглашение приговора Верховного уголовного суда 120-ти другим его участникам потрясла всю Россию. Со времен Екатерины II, когда казнили Мировича и Пугачева, в России фактически не было ни одной публичной смертной казни, и уже одно это делало казнь декабристов (к тому же осужденных на смерть за одно только «намерение на цареубийство») событием исключительным, из ряда вон выходящим.


Осознавая это, Николай I, опасавшийся взрыва общественного возмущения, приложил немало сил, чтобы расправа над осужденными прошла незамеченной широкой публикой. Время и место казни, а также приготовления к ней были строго засекречены, ее исполнители тщательно отобраны и круг их предельно ограничен. Ритуал казни до мельчайших подробностей был разработан самим императором, а ее осуществление было поручено «самым надежным» людям: петербургскому генерал-губернатору Голенищеву-Кутузову, военному министру Чернышеву и шефу жандармов Бенкендорфу. Чтобы не допустить стечения народа при свершении казни, не было никакого публичного оповещения - сообщения такого рода появились в печати задним числом. Церемония экзекуции, дабы избежать возможных беспорядков, была назначена на три часа ночи, и лишь случайные обстоятельства отодвинули ее начало на предутренний час.


Несмотря на все предпринятые меры, очевидцами бесчеловечной и жестокой расправы над декабристами оказалось немалое число лиц. И в течение дня весть о свершившейся казни облетела весь Петербург, а вскоре и всю Россию, выйдя далеко за ее пределы. Она застала современников врасплох, ведь от нового монарха ожидали милосердного отношения к «несчастным заговорщикам».
С падением советской власти, выводившей революционную историю именно из деяний этих посредственных изуверов, а точнее, обычных преступников, “героев-декабристов” стали забывать. Школьникам более не приходится наизусть заучивать ленинские строки про побудку ими Герцена. Давно прошла мода на сочинения советского интеллигента Эйдельмана.
Внезапно из преддверия Леты декабристов потянула киноиндустрия. Сняв сериалы про таких героических персон, как батька Махно, бандит Котовский и налётчик Мишка Япончик, вне всякого сомнения, тоже желавших коренного преобразования окружающей действительности, наши кинодеятели направили свои взоры в глубь веков. Монументальный фильм о декабристах с первоначальным бюджетом в 700 миллионов рублей на днях выходит на экраны. Успех почти гарантирован — “оппозиционеры” нынче в моде.
В советские времена, когда декабристы трактовались исключительно как воины-подвижники и рыцари без страха и упрека, о трагической участи рядовых солдат, обманом вовлеченных в бунт, говорить не было принято. Их судьба на долгие годы стала фигурой умолчания. Фельдфебели, унтер-офицеры и рядовые были подвергнуты жестоким телесным наказаниям - от 12 тысяч ударов шпицрутенами до двухсот ударов палками19. Сотни нижних чинов были отправлены служить на Кавказ и в Сибирь. Среди них были ветераны победоносных войн, отмеченные наградами и нашивками за безупречную службу.
Всех этих знаков отличия они были по суду лишены.





Другие статьи в литературном дневнике: