Именинникум. Евгений Петров Валерий Брюсов

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Кому суждено сгореть, тот не утонет...


Евгений Петров имел странное и редкое хобби: всю жизнь коллекционировал конверты... от своих же писем! Делал он это так - отправлял письмо в какую-нибудь страну. Все, кроме названия государства, он выдумывал - город, улицу, номер дома, имя адресата, поэтому через месяц-полтора конверт возвращался к Петрову, но уже украшенный разноцветными иностранными штемпелями, главным из которых был: «Адресат неверен».


В апреле 1939-го писатель решил, как обычно, потревожить почтовое ведомство Новой Зеландии. Он придумал город под названием «Хайдбердвилл», улицу «Райтбич», дом «7» и адресата «Мерилла Оджина Уэйзли». В самом письме Петров написал по-английски: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».


Прошло более двух месяцев, но письмо с соответствующей пометкой не возвращалось. Решив, что оно затерялось, Евгений Петров начал забывать о нем. Но вот наступил август, и он дождался... ответного письма. Поначалу Петров решил, что кто-то над ним подшутил в его же духе. Но когда он прочитал обратный адрес, ему стало не до шуток. На конверте было написано: «Новая Зеландия, Хайдбердвилл, Райтбич, 7, Мерилл Оджин Уэйзли». И все это подтверждалось синим штемпелем «Новая Зеландия, почта Хайдбердвилл». Текст письма гласил: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России».


Петров никогда не ездил в Новую Зеландию, и поэтому он был тем более поражен, увидев на фотографии крепкого сложения мужчину, который обнимал... его самого, Петрова! На обратной стороне снимка было написано: «9 октября 1938 года». Тут писателю чуть плохо не сделалось - ведь именно в тот день он попал в больницу в бессознательном состоянии с тяжелейшим воспалением легких. Тогда в течение нескольких дней врачи боролись за его жизнь, не скрывая от родных, что шансов выжить у него почти нет. Чтобы разобраться с этими то ли недоразумением, то ли мистикой, Петров написал еще одно письмо в Новую Зеландию, но ответа уже не дождался: началась вторая мировая война.


Е. Петров с первых дней войны стал военным корреспондентом “Правды” и “Информбюро”. Коллеги его не узнавали - он стал замкнутым, задумчивым, а шутить вообще перестал.
Закончилась эта история совсем уж не забавно.
В 1942 году Евгений Петров летел на самолете из Севастополя в Москву, и этот самолет был сбит немцами в Ростовской области. На месте падения самолета установлен памятник.
Мистика – но в тот же день, когда стало известно о гибели самолета, домой к писателю пришло письмо из Новой Зеландии.
В этом письме Мерил Уизли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. Среди прочего в письме были вот такие строчки:
“Помнишь, Евгений, я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее — летай по возможности меньше”.


По мотивам этой истории недавно был снят фильм «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли.



«Роковой гений,
загадочный волшебник, трагический художник, эгоистический поэт, холодный и хитрый литературный честолюбец, таинственный герой, маг, спирит, Дон-Жуан, Наполеон, анархист, черносотенник, космополит, скептик, сплетник, ницшеанец, и солипсист, кружковист, брезгливый москвич, скрытный, острый и рассудочный, — как только его не определяли, кем для себя не делали! И Брюсов со всеми был действительно тем, кем его желали видеть. Не то чтобы он сознательно играл роль, нет, но все эти личины, равно, были ему так чужды, что он, не замечая, носил их с одинаковой легкостью…»



<1910>
«Свой/ #Валерий_Брюсов, #человек_поэт», фрагмент
#Зинаида_Гиппиус.
«Русская мысль». 1910. № 2/под псевдонимом Антон Крайний.




В декабре этого года — #юбилей поэта, 145 лет со дня рождения поэта, прозаика, литературоведа, переводчика, одного из лидеров русского символизма Валерия Яковлевича Брюсова (13 декабря 1873— 24 октября 1924).
Сегодня его стихи «выступают» в дуэте с портретами тоже «декабрьского» именинника, современника Брюсова, знаменитого итальянского живописца Belle ;poque Джованни Больдини (итал. #Giovanni_Boldini; 31 декабря 1842—12 января 1931).
Говорят, эти стихи Брюсова они были написаны именно под впечатлением от женских портретов кисти Больдини.



Помните «канонический» портрет композитора Джузеппе Верди (1886)?
Это Больдини. По-итальянски фамилия художника произносится мягко — Больдини.



Именно благодаря портрету Верди о живописце #Джованни_Больдини заговорили как о выдающемся мастере реализма. Самому композитору портрет очень нравился, и он с удовольствием рекомендовал художника друзьям в мире искусства. И тогда о нем заговорили так: «Вы, месье, чудовищно талантливы!» (Эдгар Дега). Или — «Когда жизнь расставит всё по своим местам, Джованни Больдини будет признан величайшим художником прошлого века. Все новые школы родились от него, так как он первый применил упрощенные линии и плоскости» (Гертруда Стайн).



Детали жизни художника неизвестны, но наследие у него впечатляющее — более двух сотен картин. Правда, до сих пор на крупные аукционы часто попадают портреты из частных коллекций, поэтому точное число картин неизвестно.
Мировая живопись могла бы потерять БОЛЬШОГО мастера — Больдини хотел стать военным, но из армии он был уволен по причине очень МАЛЕНЬКОГО роста. Тогда он отправился учиться живописи во Флоренцию. После учебы, когда он работал в Лондоне, желающие получить портрет кисти Маленького Итальянца, выстраивались в очередь. Славу большого мастера ему принесли импрессионистские полотна. В Париже он стал настолько популярен, что портрет кисти Больдини стал вопросом моды и статуса. Он писал элегантные портреты красивых дам из высшего общества, а мужские портреты его кисти выполнены в лучших традициях реализма.



Не могу сказать, что я полностью согласен с мнением #Умберто_Эко, который в своей книге «История уродства» (2007) «расположил» портреты Больдини в главе о китче, называя его автором портретных шаблонов, по которым работают в том числе и современные художники. Но отчасти он прав. И чтобы разобраться в этом, стоит его процитировать:



Умберто ЭКО:
«Если принять классификацию Макдональда, отличным примером #midcult будут женские портреты Больдини, художника рубежа XI-XX веков, знаменитого портретиста, известного в «приличном» обществе своего времени как «дамский живописец». Заказчики его портретов хотели получить произведение искусства не только само по себе престижное, но и превозносящее со всей очевидностью прелести дамы.



Для этого Больдини строил свои портреты в соответствии с лучшими правилами достижения эффекта. Если приглядеться к его женским портретам, видно, что лицо и плечи (открытые части) подчинены всем канонам чувственного натурализма. Губы у этих женщин полные и влажные, тело напоминает о тактильных ощущениях; взгляд нежный, манящий, лукавый или мечтательный, всегда готовый #соблазнить того, кто на них смотрит.



Однако стоит только Больдини перейти к изображению платья, стоит опуститься от корсета к фалдам юбки, а потом от одежд перейти к фону, как он отказывается от «гастрономической» техники, за которую Шопенгауэр бранил голландских художников: контуры утрачивают четкость, материалы расслаиваются на отдельные яркие мазки, вещи превращаются в сгустки красок, предметы растворяются во вспышках света...



Нижняя часть картин Больдини напоминает об эстетике импрессионизма, художник творит искусство, заимствуя из арсенала живописи, в то время считавшейся передовой. Таким образом, его бюсты и лица (возбуждающие желание) окружены венчиком живописного цветка, услаждающего взор.



Эти женщины — #сирены, соединяющие в себе элементы разных стилей; голова и бюст «для потребления» сочетаются с одеждами для созерцания. Изображенная на портрете дама не ощутит неловкости из-за того, что ее телесно выставили напоказ, как куртизанку: ведь нижняя часть ее туловища способствует эстетическому любованию, то есть наслаждению высшего порядка. И потребитель из разряда midcult вынужден проглотить обман — неважно, осознает ли он, что это обман, и в какой степени осознает».
/////



Согласитесь — не самая плохая оценка ) Всё-таки признающая мастерство.



Картины Больдини, как их называет Умберто Эко — из разряда midcult, есть в Лувре, Париже, в «Метрополитен» в Нью-Йорке, Лондонской национальной галерее. До сих пор зрители «услаждают своей взор» эмоционально-музыкальными, сверкающими и летящими женскими образами.



В годы Belle ;poque (1890-1914) — расцвета европейской культуры, появления стиля ар-нуво, развития кинематографа, талантливый Маленький Итальянец Больдини дружил с Сарой Бернар, Эдуардом Мане, Клодом Моне, Ренуаром. Лучшие его картины написаны в эти годы.
В русской культуре эти двадцать пять лет называют Серебряным веком. Именно тогда творил Брюсов.



«Свой», «Человек-поэт», «Одержимый», «...всех покоряя, — ты вечно покорен: То зелен, то красен, — то розов, то черен…» — так писала о Брюсове Зинаида Гиппиус. Он отвечал ей: «Женщина, безумная гордячка! Мне понятен каждый ваш намек…».
Отношение Брюсова к #Гиппиус резко менялось, в 10-ые годы ему пришлось разочароваться не только в Гиппиус-писательнице, но и в Гиппиус-критике. Настроения Зинаиды Николаевны после эмиграции тоже стали иными — тому свидетельством эмоциональный очерк «Одержимый»» — это уже не «Свой».
И хотя Гиппиус пытается отмежеваться от Брюсова, но именно она написала поэту полторы сотни писем, — больше, чем кто-либо другой. Поэтом позволим ей эмоционально высказаться о лучших годах Брюсова. И заметьте, столько живописных эпитетов в тексте, — словно описание картины:



Зинаида ГИППИУС:
«Нет, конечно, Брюсов нисколько не феномен и не чудо.
Не один он на свете свой и чуждый всем. Мы говорим о нем, потому что он виднее, потому что в его природу вложена еще яркая способность самопроявления — сильный стихотворный талант. Кроме того, — нет и совершенства, как нет чуда. Я говорю лишь о самой первой, о самой главной черте в облике Брюсова, обо всем уклоне человека-поэта. И уклон этот — несомненно, единственность, самогармоничность, природная самостремительность, не связанность со внележащим и крайняя, ясная простота -- в себе. Отношение к Брюсову и к его поэзии может быть только чисто созерцательное. Но кто знает, не в чистом ли созерцании, то есть в бескорыстии и легкости, тайна красоты?



Да, бескорыстие и легкость — легкость хорошая, крылатая, — вот то, что родится в душе от общения с Брюсовым и его книгами.



«Я был разорван мукой страстной,
Язвим извилистой тоской…



Как просто это сочетание слов! Какой свежею прохладой веет от них! Я знаю, это не моя мука, не моя тоска, но почему бы мне не забыть сейчас о моей? Смотрю в иную душу, вижу, верю — не довольно ли? Пусть будет эта прекрасная, чужая тоска; пусть будет это мне ненужное, бесполезное сочетание слов. Пусть будет. Это хорошо.



Разнообразна жизнь, и, может быть, самое дорогое в ней — ее разнообразие. Далекость, чуждость, бесполезность, неподвижная гармония — могут быть так же прекрасны, как близость, действенность, бег мелодии. Тому и другому надо уметь сказать: да будет!
…мое праведное и бескорыстное «да будет!», которое надо сказать этому явлению жизни, человеку-поэту Брюсову. Я не сужу, не ценю, не меряю. Я просто — беру с благостью: да будет. Так хорошо».




«Бег мелодии» — как они тут совпадают — «свой» русский поэт Серебряного века и «чудовищно талантливый» художник Belle ;poque! Так хорошо )



Друзья, традиционно желаю всем уютных выходных!



В сети есть почти все картины Больдини и все стихи Брюсова. А книга Умберто Эко уже не раз переиздавалась.
Читайте классику и наслаждайтесь прекрасной живописью! Повторю за Гиппиус: «Разнообразна жизнь, и, может быть, самое дорогое в ней — ее разнообразие».



#ноябрьские_вечера #Belle_;poque #Серебряный_век #русская_поэзия #стихи #итальянские_художники #импрессионизм #реализм #женский_портрет #итальянские_сокровища #красота #искусство #живопись #уютные_выходные #пойдем_в_музей #дуэт #живопись_поэзия




Другие статьи в литературном дневнике: