Рецензии на произведение «Ольга Горбач. Солнечное сплетение»

Рецензия на «Ольга Горбач. Солнечное сплетение» (Мария Шпинель)

Первое впечатление от редактуры "Солнечного сплетения": прекрасно, лаконично, учтены все замечания и советы МБ, но исчез отчаянный порыв Александра Ивановича, острота чувств, желание всё бросить и убежать в детство, в юность. В редактуре всё, вроде бы осталось, но стало академичным, закономерным, качественным. Мне очень нравятся обе работы, но часто в отредактированных вариантах нет оголённого нерва. Как его сохранить? Вот в чём вопрос. Что именно создаёт этот нерв и почему он исчезает? Не знаю, удастся ли мне поймать ответ.
Но во втором варианте я заметила упущенные подробности и словечки, которые пропустила в первом. Люблю смаковать предложения и видеть в них намёки, намёки...на то, что непринято называть своими именами. Намёки лучше. Кто хочет, поймёт, кому неприятно - не заметит.
Какие прекрасные мысли: "Теперь и у него все будет так. Без игр, без вранья. И эта новая жизнь уже началась. Даже люди вокруг другие – искренние, честные, чистые. Как эта милая заплаканная Аллочка". Как часто люди себе их проговаривают, а потом, споткнувшись на первом камешке, дают задний ход - а как же? сама Вселенная против! Вот и с героем случилось. Ничего нового. Так живут почти все. Каков процент смельчаков? Боюсь даже озвучить, столь мал он. Но самый главный аргумент в подобных историях: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Ну, да, зачем входить, если можно как-то дожить до смертушки, не надрываясь? Пишу о впечатлении, ищу нерв, натыкаюсь на драгоценности в тексте. Вот эта: "стаканы с кипятком в жестяных подстаканниках, и они по-стариковски брюзжали на столе" - дорогого стоит . Картинка к моим словам. Теперь Про Лену. "Александр Иванович хватает его свободной рукой, пакет переворачивается, падают на асфальт, катятся желтые колхозницы. Их поднимают, отгоняют от поезда ногами торговцы". Не войти дважды..., не вернуться на тот перрон...и брошены шары (дыни), но Разбились и остались в прошлом.
"Вдоль насыпи бежал, спотыкаясь, мужик в черных калошах. Куда бежал, зачем? Бежал, наверное, и думал: «Куда они все едут? Зачем?» Бежал и убежал, назад дороги нет. Безысходно. И даже души прекрасные порывы. Это я о Миньке и Александре Ивановиче. Там, в душе порыв зарождается и умирает, остальное выдумали писатели. Не выплёскивается в жизнь порыв. Не хватает души или смелости? Если уж о смелости, я на миг коснусь упорного стремления народонаселение России в Москву за счастьем. Вот и три сестры Чехова и наш главный герой стремились в Москву за счастьем, но на место мечты пришло сожаление об утраченной молодости, способности мечтать и надеяться и осознание того, что ничего не изменится. Не изменилось. Бесподобная сцена в туалете. Как много в ней подтекста, смыслов. Остаться в туалете, где закрыли, чтобы не убежал от "счастья". Я написала лишь об одном, самом важном, потому что герою нужно и по плечу только такое "счастье". "Точка. Вот и славно, вот и хорошо, вот и гора с плеч...Александр Иванович с двумя тяжелыми чемоданами послушно последовал за супругой…".
Нашла малость того, что откололось от нерва: "Кира... Серые глаза, светлые выгоревшие брови, закушенная влажная губа с капелькой крови, закинутые за голову горячие руки… Пылают щеки, бисер пота на лбу, хриплое дыхание… И нежность… Первая нежность, до бессилия, до дрожи, до слез, до боли в солнечном сплетении...Ветер сорвал с головы женщины косынку, треплет белые выгоревшие волосы, вылинявшую блузку, старую коричневую юбку. А она все стоит и смотрит, стоит и смотрит… Самая красивая девочка в их классе…"
Об этом рассказе можно говорить долго, и он типичный для людей, где бы они ни жили, к сожалению.
Рассказ прекрасный. А серость и трусость...не лучше преступлений. Только в таких случаях человек совершает преступление против себя.
Спасибо, Оля.

Александра Стрижёва   13.03.2023 22:51     Заявить о нарушении
Ох, Саша... Спасибо тебе огромное за подробный разбор, за сравнение, за мысли. Перечитала оба варианта. Знаешь, конечно, ты права, в первом варианте больше чувств, а во втором больше смысла. Увы, при упорядочивании чувств они теряют остроту, но становятся логичнее, более цельными, точнее передают идею. Я так поняла, что во имя торжества идеи следует жертвовать даже остротой и красочностью. Да, я убрала первую любовь героя, заменила детским предощущением огромности жизни, возможности любого чуда и свершения мечты. Ведь это у меня рассказ, была бы повесть, можно было бы и про первую любовь написать, но это отдельная тема, а в рассказе имеет право быть только одна тема. И это очень правильно, это учит вычленять главное и, как ни жалко, отсекать второстепенное. Вот ведь как бывает - любовь оказалась второстепенной. В рассказе о женщине такого быть не может, поэтому часто пишу от лица мужчины :))
Мне очень приятно, что ты так здорово уловила все намеки и "полутени", мысли, которые не высказаны, но которые очень хочется, чтобы угадали. Ты как глубокий критик все поняла, спасибо! А вообще это такая неисчерпаемая тема - примирение достигнутого с задуманным. Мы ведь постоянно, ежедневно это делаем, даже в мелочах. И прощаем, прощаем себе эти мелочи, которые постепенно слипаются в огромный ком, который давит напрочь неосуществленные мечты.
Кстати о Москве. Я уже писала: Москва-лакмусовая бумажка, проявляет человека целиком и полностью. Да, все стремятся в Москву, и раньше, и сейчас. Раньше было сложнее - пресловутая прописка. Помню, как наши мальчики в институте правдами-неправдами старались жениться на москвичках. Почти все женились. И почти все потом развелись. А потом многие уехали из страны, и половина вернулись. Да, неисчерпаемая тема - поиски счастья и пресловутый вопрос его цены.
Спасибо тебе большое, столько всколыхнулось всего в душе!

Ольга Горбач   13.03.2023 23:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ольга Горбач. Солнечное сплетение» (Мария Шпинель)

Ольга, да!

Прямо принцип Микеланджело!
Все лишнее "отсечено".
И смысл скульптурно вылеплен.

Восхищаюсь проделанной работой.
Сильно.

С уважением,
Ольга

Убейсингха Патабедиги Ольга   13.03.2023 01:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Олечка!
Да, сравнивая исходник с редактурой, понимаю, на сколько важен взгляд со стороны, мнение сотоварищей по перу и Учителя. Не было бы этой помощи, так и остался бы первоначальный вариант. И только возможность обсудить его с "заинтересованными лицами" и особенно, конечно, с МБ, открывает глаза, видишь лишнее и уже отсекаешь с полным пониманием, что хочешь получить в результате.
Спасибо Марии Шпинель, всем рецензентам, Саше и нашему Учителю МБ за эту уникальную возможность!

С уважением и благодарностью,

Ольга Горбач   13.03.2023 13:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ольга Горбач. Солнечное сплетение» (Мария Шпинель)

Отличное прои, глубокое, многоуровневое. Всю душу ты мне им перевернула.Все здесь мое. И прожаренное соленым солнцем детство, и теперешнее томление по безвозвратно-ушедшему и примирение с действительностью...
Прекрасный язык, выше всяких похвал.
Некоторые эпизоды просто шедевральные.
Короче, я в восторге!

Елена Лозовая   12.03.2023 18:02     Заявить о нарушении
Большое спасибо! Так приятно, так приятно! Что может быть лучше понимания и сопереживания. "И нам сочувствие дается, как нам дается благодать" - лучше Тютчева не скажешь. Я очень рада! Спасибо!

С уважением и благодарностью,

Ольга Горбач   13.03.2023 12:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ольга Горбач. Солнечное сплетение» (Мария Шпинель)

Рассказ погружает, окунает по уши в эту, такую, видимо, типичную для многих, жизнь. В этом главное достоинство, на мой взгляд, этого рассказа.

Был такой советский фильм "Мелочи Жизни" - оттуда запомнил эту атмосферу безнадеги, обреченности, сермяжной правды жизни.

Вот и этот расказ очень выпукло воссоздает такую атмосферу через Санькины раздумья, метания, через хорошо изображенную жену Саньки и Аллочку, через все жизненные детали - проводниц и т.д.. Очень пробирает эта атмосфера, угнетает.

В этом смысле рассказ удался.

Хотя есть, конечно, у меня протест против такой жизни, и обида за Саньку, и хочется цепляться к деталям и видеть какие-то неправдоподобия, не хочется думать, что у Саньки все вот так вышло...хотя в жизни все вполне могло быть именно так.

Мне мешает, что Санька - инженер, технарь. Ну все-же с мозгами, и ктому-же вырос на море, романтик и эстет где-то. Вот тут кажущееся неправдоподобие - ну был бы он птушником из Воронежа или выпускником какого-нибудь экономомического из Брянска - тогда бы я скорее поверил в такую судьбу и, даже, может быть, не так его жалел.

Но извините, для инженера, выросшего на море, предать себя до такой степени, жениться на двухкомнатной где-то в помойной Маааскве и работать никем - как-то неправдоподобно. Вот знаете, если бы была нарисована кака-то ситуация из прошлого Саньки, в которой бы показывалось, что он, на самом деле, весьма недалекий человек и, главное, конформист - тогда мне было бы легче примириться с его судьбой.

Также из критики - на мой личный вкус, мне не слишком понравились философско-отвлеченные разговоры Саньки и Миньки из детства - они могли бы быть более простые, детские, на реальные темы.

Максим Эрштейн   10.03.2023 18:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Максим, за прочтение и развернутую рецензию, было интересно узнать ваше мнение. Несколько меня удивило, что вы увидели лишь угнетающую атмосферу, я вовсе не старалась ее создать. Рассказ о кризисе среднего возраста. Каждый из нас, достигая зрелости, даже выросшие на море технари, спрашиваем себя - так ли мы прожили жизнь, как собирались в самом ее начале, не предали ли идеалов юности. Пожалуй, только совсем недалекие люди остаются полностью удовлетворены. Потому что "утро всегда обещает, после долготерпения дня вечер грустит и прощает", потому что идеалы детства невозможно пронести без потерь к финалу. У кого из нас не возникало желания бросить все к чертовой матери и начать жить с начала? Но невозможно вернуть начало, невозможно переписать жизнь заново. И человек прощает себе неудачи, понимая, что все же добился чего-то. Пусть это всего лишь двушка в Маааскве (почему это она помойная, она такая, какой сам человек, можно быть великим философом в захолустье, а можно быть неучем и дегенератом в прекрасной столице)и нелюбимая жена, но этот выбор сделал ты сам, значит именно это и заслужил. Тема Аллочки оттеняет мысль о том, что мы зачастую мечемся между подобным и не в силах разорвать порочный круг, который сами себе начертили. А поезд - это жизнь, которая везет нас из пункта "Детство" в пункт "Старость", и не сойти нам с него, и не повернуть вспять. Разговоры Саньки и Миньки - попытка воссоздать тот идеальный мир, к которому стремится душа, но который возможен только в мечтах. По-моему, говорят они о простых вещах, и говорят то, что чувствуют дети. Это уже повзрослев они начинают говорить на "реальные темы". Во всяком случае, так было в моем детстве. Жаль, конечно, что вам диалоги не понравились, ведь это самая важная часть рассказа. Наверное, я в чем-то не дотянула.

С уважением и признательностью,

Ольга Горбач   10.03.2023 22:29   Заявить о нарушении
"Жаль, конечно, что вам диалоги не понравились, ведь это самая важная часть рассказа. Наверное, я в чем-то не дотянула."

Да нет, это мой личный вкус, мое видение. Другие, может быть, воспримут по-другому. Но я не вижу, как дети могут говорить вот так:

Душа-то, она от солнца......
.....Вот когда… Как сейчас - красиво очень. Хорошо ведь, а у меня сжимается внутри. Почему так? И жалко, и больно, и хорошо - все сразу… Вот исчезнет этот день, и больше никогда-никогда так не будет. Никогда.
- Минька, но ведь завтра опять будет солнце, море, вечер. Опять все будет, почему ты думаешь, что никогда?
.............
- Будет-то оно будет, только не так, по-другому. А так, как сегодня, не будет никогда. И я такой только сегодня, и ты, и все. Понимаешь? А вдруг, вот сейчас — самое лучшее в жизни, вот сейчас, в эту самую минуту. И это уходит, исчезает, и невозможно остановить. Никому и никогда. И так жалко от этого. Весь мир жалко.
А по поводу "прекрасной столицы" - это у вас у всех в РФ-ии такая иллюзия. Нет большей помойки чем маастква, начиная с красной площади, кстати.
Уехал бы Санька в Питер - все было бы по-другому. Не удивляйтесь, я из Питера :)

Максим Эрштейн   10.03.2023 22:48   Заявить о нарушении
Может быть вы и правы, надо сделать диалоги попроще.
А насчет Москвы вы сильно заблуждаетесь. Я очень люблю Питер, для меня это огород-праздник. А Москва - город-калейдоскоп, древний и современный, трудовой и праздный, средоточие всего самого лучщего и самого "не лучшего", город самых больших возможностей и самых больших разочарований. В Москве как нигде проявляется суть человеческая. Это огонь, вода и медные трубы в одном флаконе. Но слезам и соплям она точно не верит.

Ольга Горбач   10.03.2023 23:30   Заявить о нарушении
Опечатка про Питер, конечно город-праздник, а не огород

Ольга Горбач   10.03.2023 23:32   Заявить о нарушении
уахахаха - классная опечатка

Максим Эрштейн   11.03.2023 00:10   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Оля. Очень хорошая редактура. Появилась глубина, большая проработка даёт большее погружение. Жизнь, как дорога из пункта А в пункт Б. Ощущение поезда на все 100.

Вспомнила тут... пересматривала недавно "Три тополя на Плющихе". Схемы сюжетные похожи. Только там другие пункты. Очень запомнилась в фильме концовка - муж её спрашивает: "ну а себе-то что привезла?" и её лицо в кадре. Потрясающая концовка. У вас очень здорово вот этот абзац -

//- «А приехал я назад, а приехал в Ленинград», - пробурчал Александр Иванович и усмехнулся. Действительно – будто и не было этой дороги, ничего не было между пунктом А и пунктом Б, просто сон. Странный, бессмысленный и ненужный сон. А теперь явь, такая, какая была, есть и будет. И должна таковой быть! А все эти фантазии пусть остаются за линией горизонта событий, там, откуда никогда ничего уже не придет в его жизнь, не отзовется болью в солнечном сплетении. Все. Отболело.//
С разговорами детей я бы немного поработала - может попробовать слова попереставлять? Чтобы предложения были более разговорными?

Варвара Солдатенкова   11.03.2023 10:37   Заявить о нарушении
Например:
//— Это где под дых? Ну, когда ударят, болит. И дышать не можешь.

— По-научному оно называется солнечное сплетение.//
— Это где под дых? Ну, как ударят, болит. И вдохнуть не можешь.

— Вроде солнечное сплетение по-научному.
Я бы вот так сделала. Примерно.

Варвара Солдатенкова   11.03.2023 10:41   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Варя. Спасибо большое за теплые слова и понимание. "Три тополя на Плющихе" - один из моих любимых фильмов. Простая история, рассказанная вроде бы простыми приемами дает потрясающую глубину как раз тем, что зритель погружается в этой колодезной чистоте в самую глубину человеческое осознание бытия. Это ведь не выскажешь словами, это и не сказано, но в душе рождается нечто сокровенное и важное. Как бы мне хотелось научиться хотя бы отчасти овладеть этим искусством. Так много ощущений, которые никак не передаются на бумагу. Вот и с диалогами мальчишек. Как передать то ощущение, которое лучше всего воспринимает чистый детский мозг, как он впервые видит красоту окружающего мира, его хрупкость, неуловимость. Тут ведь есть грань, за которую никак нельзя свалиться - в угоду подражания детской речи пожертвовать сутью сказанного. Идеально было бы написать как в Библии - максимально просто о самых сложных вещах. Но опять нельзя - не та стилистика. Да и написать так смогли только пророки, и то, наверняка множественные редакции довели текст до совершенства. Вряд ли эта задача мне по силам.

С уважением и благодарностью,

Ольга Горбач   11.03.2023 11:30   Заявить о нарушении