Рецензии на произведение «Притча Иисуса о добром самаритянине»

Рецензия на «Притча Иисуса о добром самаритянине» (Василий Евгеньевич Никитин)

Спасибо за Ваш анализ и мнение о знаменитой притче .

Вы пишете :
"Что же нам вынести из этой притчи? То же, что и тому книжнику, не способному любить никого, кроме своих земляков. Что любовь и служение следует распространять на буквально всех созданий Божьих, а не лишь на тех, кто близок тебе по крови, по вероучению, по церкви или по иным признакам. "

С каждым словом Вашего заключения я мог бы полностью согласиться,если убрать Ваше замечание о неспособности книжника "любить никого, кроме своих земляков".
Ведь Иисус одобрил ответ законника ( "правильно ты отвечал") , кгда тот привел слова из Библии :
«ВОЗЛЮБИ Господа Бога твоего... И БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, как самого себя».Где в этом ответе указание на неспособность "любить никого, кроме своих земляков" ? Где слова, что любить следует ТОЛЬКО "своих земляков" ?

Вопрос Иисуса подразумевает, что "ближним " для пострадавшего был ТОЛЬКО ОДИН из трёх( «Кто из этих троих»). Если"ближний" только один , т.е. самаритянин, то разбойники, левит и священник -естественно, отпадают в качестве "ближних". и никого из них любить , как "самого" себя пострадавший не должен.

Но как же тогда соответствие другой заповеди - любить врагов (Мф 5:44):
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас,
45 чтобы стать вам сынами Отца вашего. Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари?
47 И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники? (Мф 5:44)

Согласно притче, ближний - тот , кто оказал тебе помощь. Но ведь именно так "рассчётливо" считают "язычники". А как же те, кто не нуждаются ни в чьей помощи?, кто для них ближний?
Так, кто же является «ближним» если соотнести
заповедь «Любите врагов ваших» и заповедь о любви к ближнему в контексте истории о добром самаритянине?

Удачи Вам!

С уважением,
Игорь Лощинин

Игорь Лощинин   28.03.2024 18:09     Заявить о нарушении
Как я понимаю, ближний — это любой человек, оказавшийся поблизости. Тот, кто помог пострадавшему поступил по заповеди, ибо, видимо, из любви помог ближнему своему, невзирая на религиозные и политические разногласия и межнациональную вражду. Вот и все, чему учит Господь в этой притче.

Это раскрывается и в других словах учения Иисуса и может быть сформулировано кратко так: люби всех людей — твоих братьев и сестёр, ибо один у нас Отец Небесный. Поскольку человек не может полюбить всё многомиллиардное население Земли, кроме как умозрительно, заповедь эта реализуется на тех, кто рядом, то есть на ближних своих, кто бы это ни был. Друзья это или враги, земляки или иноземцы, женщины или мужчины. Следует проявлять свою любовь не абстрактно ко всему человечеству, а к тем, кто рядом. Большего не требуется.

С добром,

Василий Евгеньевич Никитин   28.03.2024 18:36   Заявить о нарушении
Да, я не ответил на Ваш первый вопрос. Законники толковали слово «ближний» как представитель иудаизма и/или еврейского народа. Остальных они считали не ближними, а гоимами (гоями, язычниками, чужаками). Поэтому из их толкования любить их не следовало.

Василий Евгеньевич Никитин   28.03.2024 18:42   Заявить о нарушении
Я не могу согласиться с Вашим утверждением, что
"Законники толковали слово «ближний» как представитель иудаизма и/или еврейского народа. Остальных они считали не ближними, а гоимами (гоями, язычниками, чужаками). Поэтому из их толкования любить их не следовало."

Прежде всего, "Законники" - это люди, посвятившие себя исследованию и объяснению еврейского закона,и они в принципе не могли ТАК толковать заповедь Божью, на которую Вы ссылаетесь: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, НО люби ближнего твоего,как самого себя" (Левит,19:18).
Заповедь не относится ТОЛЬКО к иудеям.
В той же книге Левит говорится :"« Как житель страны среди вас пусть будет у вас пришелец, проживающий среди вас; ЛЮБИ ЕГО,КАК САМОГО СЕБЯ, ибо пришельцами были вы в Стране Египетской» (Ваикра, 19:33, 34).
Пришелец, т.е. не-еврей, - так же может быть ближним. Главный вопрос: кто же является ближним, заслуживающим любви, "как к самому себе"? И ВЗ дает ответ: ближний- это любой человек, которого В ИДЕАЛЕ надо любить как самого себя, поскольку ЛЮБОЙ человек создан по образу и подобию Бога, а закон призывает: "И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими" ( Втор 6:4-8).Т.е. "ближний" . это тот, кто всей душою любит Бога, по образу которого создан, бережет этот образ и не пренебрегает заповедями, которые дал Бог.Поэтому понятие "ближний" в иудаизме не зависит ни от родственных связей, ни от национальной принадлежности. Если закон нарушает еврей, он недостоин любви, так как не может считаться ближним. Формально в В.З.в число ближних входят и соплеменники: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. " (Лев. 19, 18).Однако, это не значит, что ВЗ. в целом призывает любить только ближнего из " народа твоего"( Лев. 19, 33 - 34;Исх. 23, 9 и др.

В притче о самаритянине Иисус не отвечает прямо на вопрос :"кто есть ближний". Ближний согласно притче, -это "оказавший милость". В притче о козлах и овцах милосердные. сострадательные , те, кто творит добро людям , - это и есть ближние.

К "ближним не относятся ВСЕ люди.В притче Иисус задает вопрос:.КТО ИЗ ЭТИХ ТРОИХ, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? " Вопрос Христа заключал ВЫБОР ОДНОГО из "ЭТИХ ТРОИХ" как ближнего, т.е. самаритянина, священника или левита.
Иисус одобрил ответ законника:"оказавший ему милость", т.е. из предложенных в вопросе ТРОИХ ближним явл.только один: тот, кто проявил сострадание, милосердие.

Вы не ответили на другой вопрос, который я задал: как
соотнести заповедь «Любите врагов ваших» и заповедь о любви к ближнему в контексте истории о добром самаритянине?

С уважением,
И.Л.

Игорь Лощинин   29.03.2024 00:08   Заявить о нарушении
Игорь, я понимаю эту притчу так: Иисус на примере показал, что из всех прохожих только самаритянин исполнил заповедь любви, поскольку без всяких рассуждений проявил любовь к незнакомому человеку, оказавшемуся в беде. Он только и стал ближним, поскольку поступил как брат, а не чужак. Остальные соблазнились своими лукавыми толкованиями заповеди любви и нашли себе повод пройти мимо, поскольку не имели любви в сердце, но одни лишь только правила в разуме. Они отказались признать его ближним и в отчуждении прошли мимо. То есть не исполнили заповедь.

Сама жизнь и учение Иисуса демонстрируют его нелицеприятную любовь ко всем людям: мужчинам, женщинам, детям, богатым и бедным, начальникам и рабам, язычниками и иудеям, праведникам и грешникам, друзьям и врагам — всем, кто оказался рядом и стал ближним. Иисус учит нас любить ВСЕХ людей безусловно. Всех, кто рядом. И основано эта заповедь на истине, что каждый человек, кто бы он ни был, твой брат или сестра, поскольку один у нас Отец Небесный. Вот на чём основана эта братская любовь и служение. Иисус проявлял свою любовь и к Иуде, не меньше, чем к другим апостолам, хотя знал, что тот задумал. И к Пилату, судившего Его. Он пытался спасти и злобных фарисеев и лукавых законников, обращаясь к ним в притворах Храма. И к разбойникам, ставшими Ему ближними на кресте... Поэтому, самой жизнью Сына Человеческого определяется ближний как любой человек, оказавшийся рядом. Без всяких хитросплетений ума.

Потому и следует любить врагов. Они же тоже ближние, если знают тебя и враждуют с тобой. И это не напрасно. Немало врагов и недоброжелателей Иисус своей любовью обратил в друзей. Не всех, но многих.

Желаю Вам добра,

Василий Евгеньевич Никитин   29.03.2024 07:06   Заявить о нарушении
Извините. Понравилась ваша беседа наверное даже более, чем сам текст. Беседа ожывляет поле текста, становится интересно общаться, чего только лишь при прочтении текста -нет.

Откликнусь на беседу (именно на беседу) о ближний и не ближний - ссыланием на прагматическое, близкое фразе "ты же поишь своего осла и в субботу..." :

прощённое воскресенье - как день, имеющий своё начало в давних веках   дня  обнуления всех  имеющихся долгов экономических.
И в Библии сохранилось немного ( к сожалению немного)  упоминаний о таких днях. Например в Неемия гл 10  стих 31:  "в седьмой год оставлять долги всякого рода". Хотя говорится о дне раз в семь лет, а не ежегодном,  тем не менее  обнуление долгов - обрядовое  явление  очень древнее.
Очень древнее, потому что нужное. Ведь сам по себе учёт долгов как чего-то натурального имеющегося (для рынка)  таит в себе огромнейшую опаснейшую разрушытельную силу.

Также учтём, что во всех религиях (кроме иудейской ветви) был запрет на ростовщический процент.  Запрет - это значит и убийство как наказание  преступившего запрет.
В этой главе 10 не дописаны (или убраны для краткости текста) наказания нарушывшых договор. Ведь без известности наказаний сам по себе договор не имеет "веса" как стимула его исполнять. Не прописано там и "а что делать, если священству привезут пищи больше, чем им нужно...", это непроговоренность тоже является браком договора. Не допустимым браком.

К Библейской главе  10 Неемия как хорошему примеру "земского договора",
в котором фигурируют и священники, и, - обратите внимание : и не священики - левиты как чиновники, т.е. в договоре присутствует полнота сословий : и священство, и чиновничество, и представители родов выращивателей крестьян, -

нужно будет позже потщательней обратиться вниманием,
------

Мне интересно ваше мнение о "кто такие левиты?"

Георгий Сотула   29.03.2024 16:06   Заявить о нарушении
Георгий, для нас это вряд ли сейчас существенно, кто он такие, но я дам выписку из БРЭ:

Леви́ты (евр. לְוִיִּם), священнослужители в Древнем Израиле. Для всей совокупности книг Ветхого Завета невозможно дать единообразное определение левитов. В исторических и пророческих (допленного периода и эпохи плена) книгах Ветхого Завета левиты – это потомственные священнослужители; их отношение к Левию, 3-му сыну Иакова, оценивается неоднозначно (ср. Суд 17:7 и 3 Цар 12:31). Левиты здесь не противопоставляются священникам. В Пятикнижии Моисеевом, книгах Паралипоменон и в 3-й части книги пророка Исаии (т. н. Тритоисаия, единственный пророческий текст послепленного периода, в котором используется термин «левиты») левиты – это все представители колена Левия, не являющиеся священниками. Последние противопоставляются левитам как потомки одного конкретного рода в колене Левия – рода Аарона. Не раз подчёркивается функциональное различие священников и левитов. Если священники были ответственны главным образом за совершение жертвоприношений и должны были принимать решение в вопросе о ритуальной чистоте или нечистоте, то левитам надлежало выполнять второстепенные храмовые работы. Соответственно, при описании левитов как социально-религиозного института в Древнем Израиле имеет смысл проводить различие между двумя данными текстовыми корпусами в составе Ветхого Завета.

Василий Евгеньевич Никитин   29.03.2024 16:28   Заявить о нарушении
Василий Евгеньевич, категорически не согласен с позицыей "нам не важны," когда вы говорите о левитах "вряд ли существенно".

Напротив, считаю для уяснения, для понимания Вами (!) взятого рассмотрения "кто ближний" - ключевым. (Вами приведенная выписка - есть типичный пример манипуляцыи. Морочат головы)

(Не знаю на сей момент, - желаете ли далее моих высказываний, поэтому подожду вашего ответа в этом).
А суть ключевого:
Левиты И ИЗЫМАЮТ, И сами платят налог. НАЛОГ ! Но в разные направления.

Георгий Сотула   29.03.2024 21:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Притча Иисуса о добром самаритянине» (Василий Евгеньевич Никитин)

Василий Евгеньевич, думаю, что не будет двух мнений относительно вашего вывода о смысле притчи, что «любовь и служение следует распространять на буквально всех созданий Божьих, а не лишь на тех, кто близок тебе по крови, по вероучению, по церкви или по иным признакам». Однако ее смысл этим не исчерпывается и поставленный Вами вопрос - что же нам вынести из этой притчи этим не ограничивается. Разъяснения, поданные Господом законнику, имеют более широкое и сложное значение.

Эти две главных заповеди Закона есть заповеди лишь самого начала любви! Они вершина Ветхого Завета, но еще только самое подножие Нового Завета. Это заповеди не благотворительности, а лишь только благодарности! Самой искренней человеческой благодарности к уже любящим его Богу и человеку!

Но именно с этих ответных благодарности и любви начинается вход в Новый Завет. Без ответных благодарных чувств истинная любовь никак невозможна, хотя сами по себе эти заповеди для Завета Любви слишком малы. Понимание их важнейшей части: кто - кому есть ближний как раз в разъяснении Господа.

Вот этот важный момент: человеку, пострадавшему от разбойников ближним стал возлюбивший и пожалевший его! И заповедь Господа однозначно велит возлюбить ближнего своего. То есть в ответ возлюбить уже любящего тебя! Предписывая ответные любовь и благодарность за оказанные благодеяния, эти заповеди не требовали от ветхозаветного человека ничего особенного и в отличие благотворительности были вполне ему по силам. В то же время без нелицемерных искренних ответных чувств благодарности и любви к Богу и человеку эти заповеди были для людей просто неисполнимы!

Ради их немощи и неразумия Господь через апостолов подает им разъяснение справедливости их исполнения: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4:19), и потому исполнять все заповеданное Им для нашего же блага.

Но для Завета Любви одни только ответные чувства слишком малы. Поэтому и сказал Господь: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф.5:46). Для истинной любви мало любить ближнего, надо самому становиться ближним! Именно это и сделал добрый самарянин из притчи Господней. Он поступил по любви несравнимо большей ветхозаветных заповедей. Пожалел и оказал милость совершенно незнакомому и возможно не любящему его человеку, особенно если учесть отношения иудеев и самарян! Человеку, который никак не был ему ближним, но которому ближним стал он сам!

Вот к чему в конце призвал Господь законника, сказав: иди, и ты поступай так же. (Лк.10:25-37). Именно так поступил Сам Господь пришедший в мир. Словом и делом всего Своего служения Он стал ближним не только иудеям, но всем людям! Вслед за Ним такими же ближними иудеям и язычникам стали святые апостолы, исповедники, праведники Его. Такими же ближними всем нуждающимся в милости, становятся все истинно верующие в Него, спасающиеся в Нем люди….

В приведенной притче Господь не говорит нам, каким отношением ответил пострадавший от разбойников своему ближнему доброму самарянину. Это в данном случае не важно. Истинная любовь никогда ничего не требует взамен для себя….

Владимир Морщиков   27.10.2023 22:21     Заявить о нарушении
Здесь раскрыт только один вопрос — кто есть ближний. Как его любить — это другой и большой вопрос и на эту тему есть «Беседа о любви».

Василий Евгеньевич Никитин   27.10.2023 22:31   Заявить о нарушении
В Израиле в пустыне Негев есть "Музей доброго самаритянина". Был там, но очень давно.

Геннадий Шлаин   08.02.2024 22:59   Заявить о нарушении