Рецензии на произведение «Александр Банников Я ненавижу войны...»

Спасибо, Светлана!

Иосиф Гальперин   23.05.2019 12:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александр Банников Я ненавижу войны...» (Иосиф Гальперин)

Вполне вероятно, что про меня кто-то скажет, что мол, сбрендил под старость. Да только что мне чьё-то мнение? А считаю я, что если есть на том свете ад и рай, то непременный контингент ада - это бывшие люди, имеющие хоть какое-то отношение к оружию. Вне зависимости от любой, на счёт оружия, аргументации. Даже я сам, своего рода оружененавистник, я люблю свой автомат полувековой уже давности. Иногда я явственно представляю его. Каждую щербинку на его прикладе, запах металла и смазки, чувствую тяжесть его, со сбалансированным центром , и многое другое, почти интимное. И я знаю, как меняется человек, взяв в руки оружие. И эти изменения тревожны. И тогда уж не важно, что происходит от твоего выстрела, ребёнок ли моджахедский падает замертво на родную землю, или же частицы грудей отлетают в сторону у санитарки на броне. Это не важно, потому что и те и другие - убийцы волею нелюдей в высоких кабинетах. Убийца - поэт, тракторист, тунеядец ли, художник - даже если сам он ненавидит войну. Такова его личная трагедия в энной степени, где эн есть число сколь угодно большое. Но она же ещё и масштабируется суммой трагедий множества.

Виктор Гранин   25.03.2019 15:36     Заявить о нарушении
Да, скорее всего, вы правы, но лучше почитайте Сашины стихи - там ссылка есть. А потом поговорим: об ответственности за единственную свою жизнь, о родстве с окружающими и т.п.

Иосиф Гальперин   25.03.2019 17:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Иосиф Давидович! Как говорится - сам виноват: когда бросили своё неосторожное - "потом поговорим".
Вот и результат.

Мне посчасливилось быть не от мира сего. В том смысле, что я воспринимал его как некий не руководящий артефакт, случайно брошенный мне под ноги. А жил я миром, созданным собственными представлениями о том, каков быть должен он, исходя из соображений всеобщей целесообразности, которая вовсе не обязательно должна быть идеальной. Напротив, людские слабости как-то возвышаются в рейтинге наших вообще предпочтений, чем совершенство, чаще всего притворное. Так честная давалка Зинка ближе моему мироощущению, чем блестящая репортёрка из моего рассказа о двух персонах. http://www.proza.ru/2017/09/26/1384
С внешним миром мои отношения утилитарны. Ничего особенного от него для себя не требуя, я как-то ухитрялся избегать крайностей. Даже удивляюсь - как мне это удавалось. Например, краем жизни соприкоснувшись с молохом войны, я как-то ненароком из рядового дошёл до капитанского чина. Более того, случайно обнаружив, что моя учётная карточка оказалась в коробке команды, подготовляемой для пополнения в Чечню, я легко убедил чиновника удалить её от туда, потому что я боюсь, что с моим характером я дойду там до состояния стрелять на поражение не в ту сторону. Потому что псы войны живут не в будках, а в комфортабельных кабинетах.
Да и в гражданской жизни дело не раз до ходило до состояния войны. Здесь животрепещуща оказалась для меня альтернатива "или - или". Тогда на пике административной карьеры, я буквально выпрыгнул из бронепоезда борьбы за власть прямо на ходу и скрылся в чащобе низменных занятий плебса. Да не запропал и там для занятий самим собой.
Но ещё сложнее мне говорить о стихах. Обнародованные от моего имени сочинения, стихами - да ещё и моими - назвать я затрудняюсь. Собственно я их и не сочинял. А просто извлекал из чего-то неясного, куда эти слова и смыслы были положены кем-то, возымевшим надо мною необоримую власть.
-Сделай так, чтобы они выстроились в строки!
И я впадал во грех.
Послушай, здравый смысл, мой неизбывен грех.
Перед величием твоим я немощен, я слаб;
Дорогою прямой не иду я, а ухаб
Любой манит меня предчувствием утех
Постыдных. Ямба от хорея – да! да! – не в силах отличить,
Мне надо бы молчать, достоинство лелея.
Но не могу порок свой излечить.

Вот варвар в ночь с цепи спускает пса - меня,
И мечется рассудок оголтелый.
То рифмою простой, а то размером белым –
Бежит мой смысл, как мрак лица огня.
И (птеро)- дАктилем взмывает над пространством...
…Побитый сим постыдным постоянством,
Повержен древний сторож Амфибрахий,
Окрест крича: – Увы! – рассыпав охи, ахи.

- Тебе – кричит – давно пора на плаху
Должно нести главу бесстыжую свою!

А я же до сих пор то вою, то пою –
Воистину не признавая страха
Перед лицом суда, сурового как стужа:
- Ну, посмотри, глупец, - кому ты нужен
С безумием своим, когда на светофор
Равняются ряды давно уж выверенных форм.
-Что? Ты туда спешишь! Послушай, не смеши.
Предайся лучше воспитанию души:
Из прочных прутьев ей исполнив клетку;
Или подставь себя под выстрел меткий.

Так исполнитель рьяный АнапЕст
Направит на меня карающий ваш перст.
И метабасит на глазах у всех:
- Его пред здравым смыслом повергаю грех!
18:20 09.01.2007

Но я, хоть и сопротивляясь до дрожи в суставах наваждению, садился за стол, наперёд зная, что дело кончится результатом, для меня безразличным: хороши эти строки или же позорны.
Имея такой опыт словоизвержения, то, вообще говоря, и большинство творений, созданных во все времена, представляются для меня банальностью, о которых приличнее бы промолчать. (За очень редким исключением - которые я не берусь даже анализировать, а только лишь наслаждаться работой чувств и ума творца недосягаемости)
Да этим, пожалуй и ограничусь разглагольствовать о себе любимом.
Ну и о тогда можно говорить со мной человеку, ценящему своё время и силы?
Вот и Саша Банников - он весь из себя поэт (прежде всего стремлением быть им и не жалеть сил ради чувств, выраженных строками - не гармонии даже, а ритма рваного как сама жизнь и судьба). Он поэт - хотя бы трагической своею судьбой, поразительно предопределённой. И мне ли его хоть как-то оценивать? Тогда как я предельно осторожен, я изо всех сил стараюсь сохранить свою обыкновенность, и сдерживать свои порывы экзальтации, которые до неприличия часто побеждают мою предосторожность; и уж тогда я становлюсь чем-то неприятен людям, даже добрым.
Не поэтому ли гипотетическое полное собрание моих сочинений я называю "Голос геополитического ребёнка, заплутавшего в дебрях цивилизаций"
И, может быть поэтому, содержание всех коллизий жизни, впечатливших меня когда-то, я как бы уместил в строках, вроде бы как созерцательных:
http://www.proza.ru/2015/03/22/1222

Бабочки тихую смерть на оконном стекле наблюдаю,
Вот бы ей в небо вспорхнуть, да прозрачная твердь не пускает.
Так же и мы: ещё дышим теплом и как будто не знаем,
Что впереди холода, что зима издали подступает.

а за окном з а в е р ш а ю т полёты стрекозы
в жёлтых болотах вода от прозрачности синя
там по утрам проступает серебряный иней
что тут гадать? - совсем на подходе морозы

Мне бы минуты продлить твои, бабочка. Но не сумею!
Только сложу лепестки хрупких крыльев под книжной страницей,
Чтобы суровой зимой мог случайно повеять
Мне от страниц тех намёк из-за дальней границы
Некогда суетных дней. А теперь вот крылато
Просто лежать суждено тебе, бабочка, словно осенний листок.
Чтобы в те дни, когда позади золотой карнавал листопада,
Снова раскрыть себя...

нужно ли объяснять что "бабочка" моя не проста для меня, а как бы концентрирует в себе всё прекрасное многообразие живого мира (да и косного тоже) - обречённого стать жертвой чудовищной мутации гармонически существующей дикости в вид не на шутку разыгравшегося разума.

PS. Втайне надеялся когда-либо встретить в собеседнике профессионала, потрудившегося нелицеприятно оценить способ и форму моего самовыражения. Полученные множественные хвалебности весьма меня настораживают, ибо лишают здравомыслия. Это важно для меня, хотя время и не сулит мне перспективы для творческого роста и практических от этого преференций.

Виктор Гранин   27.03.2019 06:38   Заявить о нарушении
Думаю, всерьез и подробно разбирать ваше творчество издалека не получится хотя бы потому, что это в виде кратких записей не сделать, а на большие письма в конце седьмого десятка уже и времени нет. Одно могу сказать, что выбранного вами направления самодостаточности не изменить, как нельзя было кардинально повлиять на строй образов Банникова. Дело в том, что для меня поэзия - способ познания действительности. А не - освоения, не пытаюсь гнуть под себя, под свои смутные чувства. Здесь для меня пример - Гумилев и школа акмеизма, Ахматова, Мандельштам, Заболоцкий. Речь не о копировании, а о наблюдении, понимании того, как они делали свое дело. Если вам интересно, посмотрите более близкого вам моего друга Ивана Жданова http://ivanzhdanov.com/ , на мой взгляд - лучший русский поэт современности.

Иосиф Гальперин   27.03.2019 12:50   Заявить о нарушении