Рецензии на произведение «Европейская цивилизация Андрея Тарковского»

Рецензия на «Европейская цивилизация Андрея Тарковского» (Алексей Чурбанов)

Доплутогонная Европа к сегодняшней не-Европе (географической Европе) не имеет отношения. Тарковский выразился как плутогон сегодняшней не-Европы.

Есть некоторые сценарные находки, есть заслуживающие экзистенц-мотивы, интеллектуальные пассажи. Но до осознания Европы исконной, до архетипов белоевропейской Европы, — Тарковский, к сожалению, не дорос. Вся его жизнь — это бесконечная «подростковая» рефлексия, а с такой безудержной всепожирающей рефлексией Европу-действие, Европу-жизнь (военный экзистенциализм) не осмыслить. «Европа» как архетип, как - мета и как -фора — не осмыслена. Европу как изначальную Мораль, как мобилизацию духа — мы не увидели.

Мало того, в «Андрее Рублеве» Тарковский выступил как ненавистник Европы, ненавистник прекрасной и Холодной страны, - со своим тяготением к грязи, аморальным поступкам в отношении женщин, прославлением латинизации. Лживый грязный фильм о белоевропейской истории, воровская пропагандность известного животного происхождения.

Примечательно, что Тарковским образ Сталкера (Кайдановский) кинематографично размазан и плаксив – в отличие от литературного Рэдрика Шухарта. В этот типично по-женски переделанный образ (я даже не говорю – реконструированный) Тарковский вложил свою «женскую», «мятущуюся» рефлексию на всех и вся (жить, кстати, вообще «тяжело», не только режиссерам) и даже эмигрантскую «космополита-мира-гражданина» душу. Неудивительно, как неоднократно отмечалось, что, уехав «обиженным» из России (на обиженных воду возят), ему уже ничего не удалось создать – там, в сытости, безмятежности и благополучии итальянских штатов.

Вычитки шифров Европы через лингвистику мы не увидели. Сплошные стенания — женское начало в душе Тарковского очевидно.

Какие-то концептуальные манифестации не просматриваются. Дневники его примитивны. Интеллектуал? Да, можно согласиться. Интеллекрат? Нет, на эту роль он не годится.

Он нанес сильнейший, кинематографический удар по образу Студеной страны, объективно (или все-таки субъективно) принес русским людям вред.

Валерий Галицких   29.10.2018 13:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Насчет вреда русским - нет, не думаю. Но вы правы: попытки "дотянуться" до белой Европы, найти в ней свое место и интеллектуальное успокоение, не увенчались успехом. В том числе и по причине упоминаемой вами "женской рефлексии".

Алексей Чурбанов   29.10.2018 13:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Европейская цивилизация Андрея Тарковского» (Алексей Чурбанов)

Это вы хорошо заметили, что режиссёр Тарковский в своих вольных экранизациях - раб европейской культуры. Намертво закодированный культурным кодом европейской цивилизации.
На мой взгляд не только "Тарковского совсем не интересуют литературные произведения, которые он экранизирует" но и других "творцов" часто и не интересует то, что пишут и думают другие. Им удобно жить в Системе ярлыков об-ва.
По себе знаю, что иногда и не понимаешь, что хочет сказать тот или иной художник. А Тарковский - и подавно. Согласен, что лишь Андрей Рублёв - настоящий прорыв у Тарковского.
"И главное: способна ли ? Эти вопросы сейчас представляются ещё более актуальными. Ответов у Тарковского нет"...
- Ответ у меня есть: - европейская цивилизация не способна выжить «завернувшись сама в себя».
Почему? Это тема для отдельной статьи. Но времени у европейской цивилизации просто не осталось... см. Последние времена МГ

Михаил Галакт   28.10.2018 22:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. У любой цивилизации есть, как минимум, два варианта исхода: растворение и исчезновение. Третий - капсулирование - европейской цивилизации не грозит, слишком она масштабна и наплодила слишком много недругов - фактических и потенциальных.

Алексей Чурбанов   28.10.2018 22:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Европейская цивилизация Андрея Тарковского» (Алексей Чурбанов)

Алексей, для меня Тарковский тоже мой, но я не уверена, что он так был одержим именно идеей "европейскости", по крайней мере "Андрей Рублёв" - это "вырывание варвара за флажки" но не в направлении именно Европы. "Андрей Рублёв" даёт воочию все приоритеты Тарковского - обрести (а не найти и принять без доказательств) смысл своей короткой жизни среди людей, в естество и сознание которых просто физически не может поместиться, даже при всём желании, весь этот огромный объём культуры, веры и ума, собранный такими же предЪшественниками в пространстве-времени. Очень ценю все Ваши поиски памяти Тарковского

Серафима Куцык   28.10.2018 21:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Серафима! Благодарю за отзыв. В отношении "Рублёва" я согласен с Вами. Только добавлю, что в Тарковский рассматривал русскую цивилизацию как часть европейской, в отличие, скажем, от Сокурова. Об этом я ещё напишу.

Алексей Чурбанов   28.10.2018 21:28   Заявить о нарушении
если Вы считаете "русскую" цивилизацию частью "славянской" цивилизации (Сербия, Хорватия, Словения, Болгария, Польша, Словакия, Чехия, Босния, Македония, Чёрногория, Россия, Белоруссия, Украина, полабская и сербо-лужицкая Германия\Австрия) - восточной стены "европейской" цивилизации, то я с Вами

японский вектор Сокурова не делает его неевропейски ориентированным в итоге всего этого, "Ковчег" - доказательство 100% его европейскости

Серафима Куцык   28.10.2018 21:56   Заявить о нарушении
Ну пусть будет частью славянской, я по поводу "Рублёва" это написал. А Сокуров относит к европейской только западно-европейскую цивилизацию, если можно так выразиться, а славянскую европейской ИМХО не считает.

Алексей Чурбанов   28.10.2018 22:08   Заявить о нарушении
Алексей, просто Сокуров ТОЖЕ очень ценит русЬскую часть европейской культуры и ОТЪмежовываетЪ её от именно ЗАПАДНОевропейской, т.к. отЪ ВОСТОЧНОевропейской части русЬскую часть просто невозможно разЪмежевать, потому СокуровЪ подальше переноситЪ Рубикон - не для возвышения ихЪ и опускания насЪ, а для НЕ-СМЕШЕНИЯ сладенького с полынЪно-горькимЪ

Серафима Куцык   28.10.2018 22:20   Заявить о нарушении
"если Вы считаете "русскую" цивилизацию частью "славянской" цивилизации..."
Непонятно, что значит "славянская цивилизация". В 7-9 веках одна часть славян восприняла цивилизационные элементы от Византии, другая часть - от немцев, т.е. западно-европейцев. Происходило это через принятие христианства по православному или католическому обряду. Поэтому западные славяне и часть южных приобщились к "европейской цивилизации"; восточные славяне (кроме части предков западных украинцев и белорусов) и другая часть южных славян находились в стороне от развития этой цивилизации. К тому же они попали в зависимость от азиатских государств, население которых приняло ислам. В России восприятие элементов западноевропейской цивилизации произошло при Петре Первом (или было им навязано).

Алексей Аксельрод   29.10.2018 00:36   Заявить о нарушении
как-то слишком быстро Вы, г-н Аксельрод, разобрались с этими цивилизациями, наверное у Вас в "смешочках" был готовый ответ
Слышали ль Вы чешские народные песни, например
Lásko, bože, lásko
Kde ťa ľudia berú
Na horách nerastieš
V poli ťa nesejú
Kdyby sa ta láska
Na poli rodila
Nejedna panenka
By pro ňu chodila

много ли в них немецкого?

сошлитесь в своих выводах на учёных-этнографов, фольклористов, некремлёвских историков... а так, банально перечёркивать тысячелетние родовые нити славян мифом о Петре-создателе России...

Серафима Куцык   29.10.2018 02:21   Заявить о нарушении
Ну, слышал. Даже неплохо знаком с балладой К.Я. Эрбена "Золотая прялка", написанной на стилизованном под народный чешском языке (если не знаете, чешский язык практически "умер" в 16 столетии и был возрожден чешскими патриотами в 17-18 вв.). Баллады Эрбена занимают важное место в чешской национальной культуре (как сказки Гофмана - в немецкой культуре). Но одноименная симфоническая поэма А. Дворжака - это уже произведение мировой (европейской) музыкальной культуры (как оперная тетралогия Вагнера "Кольцо Нибелунгов"). Кстати, приведенная вами песенка не вполне чешская. Язык песенки ближе к моравскому диалекту, который имеет сходство скорее со словацким языком. Если вы не понимаете, укажу на диалектизмы: ľudia berú - это практически словацкий язык; по-чешски было бы lide berou; ...nerastieš V poli ťa nesejú/|по-чешски было бы nerostes V poli te nesejou. Возвратная частица sa - это словацкий (ако са маш - как дела; у чехов - як сэ маш) у чехов возвратная частица пишется se. Моя, кстати, любимая моравская песня - "Как меня в Годонине забрили в солдаты". В Чешской Республике она широко известна, популярна, хотя язык песни - не чисто чешский (нет характернейшего чешского звука "рж/рш"). Другая популярная песня в темпе польки - Танцуй, викруцай - снова моравский диалект. Но это - музыкальный фольклор. Да, в нем узнаешь что-то близкое, славянское, родственную душу (хотя чех, по суждению Гашека, вспоминает о своих славянских корнях только после шестой кружки пива). Но фольклор - это не цивилизация, а часть народной культуры, которая, в свою очередь, лишь часть, элемент цивилизации. Чешская полька, польские мазурка, краковяк и полонез вошли в сокровищницу мировой (точнее западноевропейской) музыкальной культуры, стали элементом европейской цивилизации. Но аналогичный вклад в европейскую культуру внесли и венгры (в этом этносе есть славянские черты) с их чардашем, гусарскими атрибутами, и даже татары благодаря уланам. В целом же западные славяне, хорваты и словенцы, несмотря на то, что они сохранили свои славянские языки, уже давно стали частью западноевропейского мира - и внешне и внутренне, т.е. на уровне сознания, ментальности. Читал, что у сербов забываются народные песни, люди переходят на латинскую графику в письме, равноправную с кириллицей. Мы, русские, также интегрируемся в европейскую цивилизацию. Даже здесь на сайте есть деятели предлагающие заменить кириллицу латиницей и пропагандирующие свои варианта письма латиницей. И не только мы интегрируемся. Это - мировая тенденция. Помнить о своих этнических корнях и сохранять их - это одно, и народные песни славянских народов - часть общеславянского культурного наследия. Понятие цивилизации - гораздо "ширше".

Алексей Аксельрод   29.10.2018 11:49   Заявить о нарушении
Вы великолепны, г-н Аксельрод, но ссылка на ЧЕШСКИЙ ресурс снимает вопрос о принадлежности песни http://www.ujdeto.cz/lyrics/lidova-ceska/lasko-boze-lasko/. И Морава полностью входит в состав Чехии. Ну да, была в своё время и Великая Моравия, больше Германии, но так от Тарковского мы уходим слишком далеко...
Я тоже свободно читаю и чешский и словацкий текст, понимаю беглую разговорную речь. Рада и Вашей способности. Не хочу растекаться мыслью по дрєву - я не вербую Вас в сторонники термина "славянская" цивилизация или "славянская составляющая" европейской цивилизации - глупо это как-то, просто все перечисленные мною выше народы БЕЗ ВАРИАНТОВ не принадлежат ПО ЯЗЫКУ к романо-германской группе и посему обречены оставться быть в славянской языковой группе. Ст.славянское слово "язЫки" означает "народы" - как Вам не общая подкладка для общих культурных корней и т.п.

Серафима Куцык   29.10.2018 12:39   Заявить о нарушении
Позвольте поучаствовать в дискуссии. ИМХО европейская цивилизация имеет четыре ветви: атлантическая (англосаксонская), германо-романская, западно-славянская, восточно-славянская. Их объединяют в две пары: западно-европейскую и восточноевропейскую. Я так понял, что Серафима именно вторую назвала "славянской".

Алексей Чурбанов   29.10.2018 12:47   Заявить о нарушении
yes, Алексей

Серафима Куцык   29.10.2018 12:59   Заявить о нарушении