Рецензии на произведение «В небе над Синаем»

Рецензия на «В небе над Синаем» (Владимир Пастернак)

Здравствуй, Владимир. Прочитал рассказ и комментарии к нему. Утвердился во мнении, что в войне, особенно в современной, решающее значение имеет опережение противника в техническом оснащении. В 1951-м году в Корее начались бои реактивной авиации. Наши МИГи значительно превосходили американские и по техническим характеристикам, и по вооружению, и по результатам боёв. Потом Хрущёв чуть полностью не уничтожил военную авиацию СССР, как самолёты, так и личный состав. Дальнейшее отставание было трудно устранять. Как результат этот описанный вами эпизод. Возможно он был и не единственный.
Рассказ понравился. Жму на зелёную.

Алексей Борзенко   09.01.2024 19:16     Заявить о нарушении
Да, безусловно, Вы правы - современные вооружения играют большое значение, однако, не соглашусь, что главное. Общался на эту тему с некоторыми военными лётчиками и они все согласились с моим мнением, что хорошая техника - большой плюс, но без профессионализма летчика...
Моя дочь служила на авиабазе и там по традиции раз в год устраивают "родительский день". Выставляют всю технику, можно потрогать руками и даже сесть в кабину... Потом соревнование на скорость в подвеске ракет между группами вооруженщиков. Кстати, там было полно девченок, как моя дочь. Ну, а дальше - самое интересное. Была Объявлена тревога и командир базы включил секундомер. На взлетной полосе стояли два F-16 с полным боекомплектом и прогретыми двигателями, как на боевом дежурстве. Комната отдыха пилотов находится в 2-х км.и они на дежурстве уже одеты в высотные костюмы. После получения сигнала тревоги самолеты должны быть в воздухе через 6 минут (норматив). Мчатся по полосе две машины с экипажами на скорости, думаю, 180-200 км/ч. Выскакивают пилоты, бросают машины и...почти вертикально уходят небо. На всё про всё - 5 минут(!)
Потом был "воздушный бой". То, что они творили у нас над головой трудно передать. Правда, потом долго ходил с заложенными ушами.
С уважением и благодарностью за отзыв,

Владимир Пастернак   09.01.2024 22:43   Заявить о нарушении
Я и не отрицал того, что главное это профессионализм лётчика. Хрущёвские сокращения в армии были в основном среди лётчиков. Два моих дяди летчики захватившие ВОВ, войну с японией, войну в Корее были уволены в возрасте сорока лет. Они ненавидели Хрущёва именно за это. Конечно до Синая они бы не дотянули, но была оборвана связь поколений. Вступившие в бой над Синаем не имели своего боевого опыта и не переняли опыта и знаний предыдущего поколения лётчиков.

Алексей Борзенко   10.01.2024 07:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «В небе над Синаем» (Владимир Пастернак)

Победы Израилю.

Владимир Юшков   10.11.2023 08:11     Заявить о нарушении
Благодарю, тезка! Террористы получат по заслугам. Жму руку.

Владимир Пастернак   10.11.2023 14:06   Заявить о нарушении
Жму краба.

Владимир Юшков   10.11.2023 14:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «В небе над Синаем» (Владимир Пастернак)

Доброго дня, Владимир. Вы попросили отреагировать над описанием воздушного боя над Синаем, с точки зрения бортовых РЛС МиГ-21 и ( Вы не указываете, но скорее -всего F-4E Phantom).
Сразу скажу, что я, хоть и увлекаюсь историей авиации, но не настолько компетентный специалист в электронных кишОчках, дабы в качестве специалиста дать развернутую характеристику воздушного боя, который вошёл в историю. Я, теперь уже бывший, СД-шник. Не не из тех, с двойными рунами в петлицах и одним погоном на парадной униформе. Я специалист по "самолёту и двигателям" (СД), а точнее ( как в дипломе)- "инженер по эксплуатации пилотируемых летательных аппаратов и двигателей к ним".
Тем не менее, в советском военном училище я учился не в информационном ваукуме и не под зомби-программированием Соловьёвых-Шапир, Марданов и Сатановских. Кое-что нам доводилось под грифом, а кое-что рассказывали преподаватели, бывшие несколько лет назад непосредственными участниками арабо-израильских войн.
Описываемый Вами случай действительно имел место. Бортовые РЛС МиГ-21 по дальности обнаружения чуть ли не на порядок уступали американским. Причём, прижимистые янки поставляли Израилю так называемый "экспортный вариант" с заниженными параметрами чувствительности. Тем не менее, и этот "обрезанный" вариант превосходил советские бортовые РЛС. Короче говоря, когда израильтяне увидели на своих прицелах МиГ-21, последние были слепЫ. И даже, когда израильтяне произвели пуски ракет "воздух-воздух" ( т.е цели уже были захвачены не бортовой РЛС, а головками самонаведения ракет) и отвернули, то МиГ-21 продолжали следовать курсом как ни в чём не бывало. И получили по-полной.

Теперь о конструкции летательных аппаратов "синайских" противников. Посмотрите на фото МиГ-21 и F-4E Phantom.
У последнего - два воздухохозаборника по бокам и огромный радиопрозрачный конус посередине, где можно разместить мощную РЛС ( "тарелку" антенны и всё оборудование, даже громоздкое ламповое). У МиГ-21 это обрудование размещалось в конусе воздухозаборника. И тоже ламповое. Втиснуть в столь ограниченный объём бортовую РЛС с приемлемыми параметрами, на то время, было не возможно. Вот и причина.
Однако аэродинамика МиГ-21 на то время была просто выдающейся: треугольное крыло ( а, как известно, треугольник - самая прочная конструкция); сверхзвук, почти до 2М, маневренность и пр. Но электроника - говно!

Уже проходя службу в Украине, узнал что Израиль освоил глубокую модернизацию МиГ-21 ( самолёта начала 60-х годов прошлого века), которых по всему миру, а особенно в Африке тьма тьмущая. Причина проста: развитие полупроводниковых и микрочиповых технологий. Теперь в небольшой радиопрозрачный конус МиГ-21 можно впихнуть хоть "чёрта лысого" на полупроводниках. И не факт, что моднючие супер продвинутые истребители 21 века после такой модернизации авионики будут способны конкурировать со старичком. Разумеется, по формуле: цена-качество.
Извините, Владимир, писал не столько для Вас, сколько для тешущих себя разными мультяшными сказками.
С Уважением,

Сергей Кувалда   11.06.2023 17:03     Заявить о нарушении
Благодарю, Сергей, за подробный отзыв! Было интересно услышать ваш комментарий относительно технической стороны. Однако для меня важно другое: израильские лётчики завалили пять советских ассов и всякие комментарии, которые приходилось слышать неоднократно, дескать, "хитрые евреи зашли со стороны солнца" и прочую хрень считаю бредом сивого мерина в лунную ночь. Как говорится "плохому танцору яйца мешают". Просто, израильтяне были лучше подготовлены и проявили свои профессиональные навыки лучше. Точка.
С уважением и пожеланием мирного неба Украине,

Владимир Пастернак   11.06.2023 18:01   Заявить о нарушении
Да и техника у израильтян оказалась лучше советского говняного ширпотреба. Знаю по своей службе: на занятиях политрабочие говорили одно - пафосно и с лозунгами, а реальные участники событий - иное. Но тихо, для своих. А для чужих и когда стукачи - несли тот же самый лживый официоз. Конашенкова слушаете? Так это для оболваненного пипла. Хоть я уже не служу в ВВС Украины ( ныне - ВС ВСУ), кое-что мне известно. А главное - смешно до коликов. Из 193 боевых и транспортных самолётов, числящихся в боевом составе авиации Украины по состоянию на 24.02.2002 года, по состоянию на февраль 2023 года Вооруженные силы РФ уничтожили около 350. Просто в говно! Но странное дело, остались призраки, которые стреляют, уничтожают беспилотники РФ.
Ну, право, впору стать мистиком или издать какую-то шамано-шойговскую книгу имени Генштаба РФ с объяснениями необъяснимого.
С Уважением

Сергей Кувалда   11.06.2023 20:55   Заявить о нарушении
не 2002, а 2022. Извините.

Сергей Кувалда   11.06.2023 20:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «В небе над Синаем» (Владимир Пастернак)

Спасибо за интересный рассказ, Владимир.

Мой сокурсник по свердловскому училищу, оставивший здесь вчера ночью свою рецензию, дал мне координаты на Ваш опус - и я присоединяюсь к его отзыву: интересная история и поведана весьма интригующе.
Хотя меня и царапнула ( естественно - неприятно царапнула) такая трагичная и такая бесславная страничка в боевой биографии наших славных советских ассов.
Интересно бы было услышать если уж и не подробности, то хотя бы выводы того лётчика о причинах столь сокрушительного поражения " в небе над Синаем".
Вполне допускаю, что из большого числа оставивших тут свой отзыв кто-то уже и задавал этот вопрос - тогда просто дайте ссылку на нужную рецензию и Ваш ответ..
С уважение и наилучшими пожеланиями
= Геннадий Ященко= 58 лет / Москва.
p/s
Отдельное = СПАСИБО= за эпиграф: я вот так частенько именно из чужих текстов и нахожу очередные =золотые зерна= в наследии моего любимого барда - Владимира Семёновича Высоцкого .

Геннадий Ященко   22.07.2022 06:19     Заявить о нарушении
Доброго дня, уважаемый Геннадий! Благодарю Вас за добрые слова и интерес к теме!
Хочу сразу сказать, что мой рассказ всё же - литературное произведение, где допустимы какие-то фантазии автора. Однако эта история имеет вполне реальную основу. Про тот бой написано много статей в самых разных источниках, например, в "Военно-историческом журнале" (не помню номер, но можно легко найти) Однако все советские источники утверждали о потере только трёх самолётов.
Когда я встретился с пилотом, принимавшем в том бою непосредственное участие, встреча произошла в Балашихе у друзей моей жены, то он мне рассказал об этом бое.
Ему удалось катапультироваться, правда, он остался инвалидом. Так вот, он мне рассказал, что сбито израильтянами было не три, а пять МИГов, один из них - его. Сначала нашего разговора он долго ершился узнав, что я - еврей. Каждый раз после очередной рюмки мы шли на балкон покурить. Как я уже сказал, по началу он относился ко мне несколько настороженно, я бы даже сказал, недоброжелательно. Когда мы с ним опорожнили бутылку водки и перешли на вторую, разговор стал более дружелюбный, а под конец "банкета" мы уже с ним были друзьями. На прощание обнимались и он сказал следующее (постараюсь воспроизвести дословно). "Нам на политинформациях говорили, что ваши лётчики - гавно. Они сдриснут, как только станет опасно. Тоже самое говорили наши инструктора... В том бою нам дали хорошенько просраться и я чудом остался жив. Евреи завалили пять лучших асов советской авиации...Хотелось бы встретиться с кем-то из них, только не в небе, а за бутылкой водки или коньяка..." Тот наш разговор надолго застрял в моей башке, пока не решил написать рассказ. Ну, и выполнил в нём его пожеланием о встрече с израильским пилотом, правда, за шахматной доской.
Такая вот история, уважаемый Геннадий.
С пожеланием доброго здравия,

Владимир Пастернак   21.07.2022 15:59   Заявить о нарушении
Приду домой и отвечу конкретней в личку.

Владимир Пастернак   21.07.2022 17:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «В небе над Синаем» (Владимир Пастернак)

Спасибо ! С огромным удовольствием прочитал. Очень хорошо и живо написано и дейсвительно на конкретных исторических событиях

Леонид Меймухин   20.07.2022 20:40     Заявить о нарушении
Доброго дня, Михаил! Благодарю за отзыв! Такая встреча у меня, действительно, была. Мы вместе с героем рассказа праздновали в Балашихе Новый год. Везёт мне на интересных людей.
Обратил внимание, что Вы прочитали вчера не только этот рассказ и оставили рецензии. Признателен и, конечно, загляну к Вам в гости.
С уважением и пожеланием доброго здравия,

Владимир Пастернак   21.07.2022 06:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «В небе над Синаем» (Владимир Пастернак)

Очень сильный и хороший рассказ о том, что такое военная служба Родине, независио от того, какая на Родине власть во время службы настоящего человека. Спасибо за такой рассказ и того Вам нового, что не даёт успокоиться в творчестве!

Светлан Туголобов   02.12.2021 11:38     Заявить о нарушении
Благодарю, Борис! Мне часто в жизни везло на интересных людей и та встреча надолго осталась в памяти.
С уважением и пожеланием добра,

Владимир Пастернак   02.12.2021 13:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «В небе над Синаем» (Владимир Пастернак)

Владимир, большое спасибо за такой рассказ! Я думаю, что это было в действительности. Всего самого доброго! С уважением!

Михаил Туллер   09.10.2021 11:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил! Так или не так - не столь важно. Разумеется, такая встреча имела место, иначе, я бы не стал писать об этом.
С уважением, благодарностью и пожеланием доброго здравия,

Владимир Пастернак   09.10.2021 19:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «В небе над Синаем» (Владимир Пастернак)

Володя, ну до чего интересно, здорово и трогательно! Залпом прочла.

Помню из разговоров взрослых, что во время 6-тидневной войны мой дед, владеющий ивритом ( хедер закончил) читал газеты из Израиля, радовался и весь светился. Гордился.

Да, то, что Никита Сергеевич дал Насеру звезду Героя - это возмутительно и отвратительно.

Володя, сначала читала Ваш рассказ с нарастающей неприязнью к этому бывшему летчику. А в конце навернулись слезы - когда внуки облепили его, крича на иврите и радуясь долгожданному русскому деду.

Концовка прекрасна.

Спасибо, очень интересно было читать, очень мастерски рассказано.

Ваша Лена   29.08.2021 17:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена! Открою вам секрет. С этим человеком я встретился в Балашихе, мы вместе праздновали Новый год и он мне в подробности рассказал о том воздушном бое.
Я решил придать очерку стиль рассказа.

С наилучшими и добрыми пожеланиями,

Владимир Пастернак   29.08.2021 18:10   Заявить о нарушении
Рассказ получился изумительным.

Ваша Лена   29.08.2021 18:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «В небе над Синаем» (Владимир Пастернак)

Да, интересную встречу подарила вам судьба, Владимир Борисович.
Вот уж ситуация так ситуация: дочь советского лётчика Сергея, воевавшего с Израилем (по просьбе тогдашнего президента Египта Гамаль Абдель Насера, просившего Хрущёва "помочь"), вопреки воле отца вышла замуж за еврея и уехала в Израиль.
Для отца это большая обида: он тогда в небе над Синаем был сбит еврейским лётчиком, остался инвалидом, его друзья погибли, а родная дочь вот что наделала! Да ещё и внуков вместе с мужем в Израиль увезла...
Бывший лётчик тяжело переживает поступок дочери, но родных внуков так хочется увидеть.

Далее ваш текст, Евгений Борисович: "Мне стало искренне жаль человека, у которого внутри что-то оборвалось и уже никогда не срослось. Один из лучших пилотов истребительной авиации огромной страны, свято веривший, что в чужом небе он защищает интересы своей Родины, вдруг оказался никому не нужен, кроме своей семьи".

Человек осознал, что стал жертвой пропаганды, а его жизнь - его единственная жизнь! - прожита зря по прихоти тогдашнего руководителя СССР.

А вот о том, что натравливание народов друг на друга - тупиковый путь, и можно жить по-иному, без вражды, красноречиво говорит концовка рассказа.
Дочь Сергея в Израиле нашла того самого лётчика, который сбил её отца. Встретились два бывших врага. Поговорили. И что? Они стали мирно играть в шахматы - и это было гораздо лучше, чем воевать и убивать, рисковать своей жизнью ради прихоти правителей.

Спасибо вам, Владимир Борисович, за эту публикацию, которая даёт столько пищи для размышлений о жизни.

* * *

Ещё несколько слов о приведённом стихотворении о тогдашнем президенте Египта Насере.
В СССР действительно не были в восторге от действий импульсивного Хрущёва, который одарил Насера высшей наградой, присвоив ему звание Героя Советского Союза. Поэтому и пользовался большим успехом тот стишок, который знали все, вплоть до школьников.

И я рада сообщить вам, Володя, что я, такой же любитель поисков, как и вы, отыскала автора. Правда, его четверостишие, гуляя по стране, приобрело некоторые изменения, а вот подлинный текст:

Лежит на пляже кверху пузом
Надёжный друг СССР,
Герой Советского Союза
Гамаль-Абдель-на-всех-Насер. (1958).

Автор его - ленинградский поэт-сатирик Юрий Николаевич Благов (1913-2003).
Кстати, Юрий Благов - автор и другого часто цитируемого язвительного четверостишия:

Нам, товарищи, нужны
Подобрее Щедрины
И такие Гоголи,
Чтобы нас не трогали. (1952).

Это он написал после того, как на Х1Х съезде КПСС в 1952 году Маленков заявил: "Нам нужны советские Гоголи и Щедрины".

Парадокс: стихи Ю.Н.Благова широко известны, а имя автора напрочь забыто.


Эльмира Пасько   21.10.2020 19:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Эльмира Викторовна! Тронут вашей рецензией. На этом сайте, увы, литературные рецензии не пишут, вместо них обмениваются "похвалюшками". Радуюсь, когда получаю, пусть краткую, но литературную рецензию.
Отдельная благодарность за ваше расследование. Да вы же большая умница! Вместе со всеми гражданами СССР я был уверен, что стишок - народное творчество. Оказывается, у этой эпиграммы есть автор, кстати, очень талантливый.
За четверостишие "Нам товарищи нужны..." в 1952 году могли и срок влепить.
Вспомнил вашу главу "Точка", где приведен пример, когда за пропущенную букву поставили к стенке несколько человек.

Будьте здоровы, Эльмира Викторовна! С дружеской симпатией,


Владимир Пастернак   21.10.2020 21:08   Заявить о нарушении
Искать - это же такое неизъяснимое удовольствие, Владимир Борисович! И какая радость, когда найдёшь!
И вы это сами знаете. Меня поражает то, что вы собрали огромную картотеку репрессированных выдающихся людей СССР. Такую картотеку, которая стала одной из самых значительных - и к вам (а не только в государственные архивы) обращались за справками родственники погибших в сталинских лагерях.

Поэтому, Владимир Борисович, если у вас найдётся возможность, может, узнаете: в каком лагере отбывал срок поэт Владимир Агатов, автор знаменитой песни военных лет "Тёмная ночь". Когда я писала о нём очерк, то пыталась искать сама, но не удалось найти. А у вас опыт поисковой работы поболее, чем у меня.
Спасибо!

Эльмира Пасько   22.10.2020 20:25   Заявить о нарушении
Ответил вам в личном сообщении, Эльмира Викторовна.

Владимир Пастернак   22.10.2020 21:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «В небе над Синаем» (Владимир Пастернак)

Написано интересно, профессионально, реалистично, со знанием дела.
Прочла на одном дыхании, нигде не споткнулась, не заскучала.

Наталья Иванова 2   13.07.2020 04:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья! Такая встреча, действительно имела место, правда, на в самолёте.
С уважением и пожеланием всего самого доброго,

Владимир Пастернак   13.07.2020 05:53   Заявить о нарушении
Я поняла, что не в самолёте. Не в море?
Кстати, я сейчас случайно поупражнялась впервые на тему детских стихов, музыкальных нот и моря. Могу я выставить этот крошечный экспромт на Ваш морской конкурс?

Якорь - азбука музыки, буква Я

Якорь поднят, ярко светит.
Солнце вновь стоит в ДозоРЕ.
МИмо риФА мчится ветер.
Сыпя СОЛЬ дЛЯ рыбок в ссоре.
Чайки в выСИ в кориДОРЕ
Между двух МИлейших скал.
Якорь ФАльшь не терпит в море
СОЛЬ смывать с боков не стал.
Рыбы ЛЯгут спать на дно.
Нота СИ - соседка ДО.

Наталья Иванова 2   13.07.2020 06:05   Заявить о нарушении