Рецензии на произведение «Сорок лет спустя, Или по местам боевой славы»

Рецензия на «Сорок лет спустя, Или по местам боевой славы» (Михаил Ханджей)

Михаил, здравия желаю.
Мы с Вами прибыли в ГСВГ в один и тот-же год, с разницей около месяца.
http://proza.ru/2020/10/11/1748
Поэтому Ваш рассказ прочитал "на одном дыхании".
С армейским приветом,

Сергей Васильевич Королёв   17.11.2020 12:15     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей Васильевич, ЗДРАВСТВУЙТЕ благополучно многие годы.

Прочёл по твоей наводке и будто встретился много лет спустя с товарищем по оружию. Рад! Очень рад!!!

Сергей, бедалаги Вы - пехтура. Но мужества в вас много. А мне "лахва" по службе выпала в 1959 году: после окончания Первой Военной Школы Радиомехаников и Специалистов Связи (1-Я ВШРСС)в 1960 году "загремел" я на остров Наргин (Бёюк Зиря) в Каспийском море (там и ползать то негде!). Служил на командном пункте одного из полков ПВО (Противовоздушной Обороны) Бакинского Округа. Довелось 10-ть месяцев побыть воином-интернационалистом в одной из стран, которую американцы душили напалмом. После чего снова ставший родным о.Наргин, затем дембель, гражданка, работа и учёба на вечернем отделении в Государственном Университете, после окончания которого добровольно, в звании старшины, уехал в ГСВГ. И там, где вы,"пехтура" землю брюхом утюжили (!), мы, спецназовцы, "дурку валяли(!)для всей авиации НАТО!. А чтобы ты, Серёга, представлял что это за служба, скажу: нас "смертникаи" называли, так как наши станции СПБ-10 вызывали огонь на себя. Личный состав той "дурки" - это я, её начальник и солдат-водитель. Всё! Гуляй, Вася! - как говорится. Бежать в случае бомбёжки(не учебной, а настоящей)- без пользы дела! Никакая казка не поможет! Так как эемля дыбом становится!

Серёжа, почитай и по моим ссылка в конце "Сорок лет спустя. Или по местам боевой славы. Там всё о службе в ГСВГ как говорится без Б".

С самыми добрыми тебе пожеланиями.

Михаил Ханджей   17.11.2020 14:17   Заявить о нарушении
Прочитал, Михаил.
Вопрос возник.
Вы - с Дона? Откуда? Из казаков?

Я родился и вырос в Волгоградской области,
все известные предки - казаки.
http://proza.ru/2020/10/13/1661



Сергей Васильевич Королёв   17.11.2020 14:37   Заявить о нарушении
Отвечаю кратко на вопрос: Зародился я в глуши лесов Нагорного Карабаха (в зоне Степанокерта) в семье раскулаченных ссыльных с Дона (точнее - Приазовья). Родился я в Краснодаре, и ещё будучи в пелёнках был достален родителями в АЗОВ, где и пережил войну. В 1947-м году оказался у деда с бабушкой в одном из степных хуторов Приазовья. В 1950-м мама и отчим (ставший моим неродным родным отцом)забрали меня в Ростов-на-Дону. В город, ставший для меня родным и любимым, так как там была моя подростковая, юношеская и взрослая жизнь. К твоему разочарованию - я и мои родичи, жившие на землях Области Войска Донского, казаками не были, несмотря на то, что с Указа Екатерины II были переселены с Украины. Это были так называемые "государственные крестьяне". Таких на Дону было полным-полно, а реестровых казаков - мизер по сравнению с ними. Казачьи полки в большинстве своём формировались именно из государственных крестьян и крестьян "частновладельческих"(помещичьих) то есть всякими способами приобретённых тем или иным путём помещиками из числа не только казаков, но и офицеров царской армии. Так что многие на Дону к казачеству не имеют кровного родства.

Удивительно, но и по линии моей жены, живших ещё в столице Донского казачества - Черкасске оказались не казаки! Даже там жили далеко не все казаки! Столица состояла из многих (12-ти) станиц, где жили не только казаки. К примеру - в станице Татарской - татары, в Прибылянской - торговцы из разных мест и так далее. Бабушка моей жены со станицы Татарской в Черкасске (фамилию до смерти сохранила Татаринова), дедушка - Греков(из ст. Прибылянской) содержал в Черкасске амбары и занимался торговлей не только рыбы, но и многим другим. Дочь их, Грекова, выйдя замуж в соседнюю станицу, понесла фамилию _ Попова. И в их семье действительно пошли дети, одни стали церковнослужителями, другие казачьими офицерами! Один (церковнослужитель) лежит на армянском кладбище в Ростове-на-Дону у стен церкви Святог Карапета. Другой, казачий офицер, схоронен во Франции, где жил в эмиграции после Гражданской войны до смерти.

Ни по отцовской, ни по материнской линиям я не казак.

P.S. Примерно та же истинная история с понятием "казак, казачка" существовала и существует до сих пор по всей территории земель бывшего Войска Донского. Если, Сергей, покопаешься в своей родословной, то может быть ты такой же "казак" как и Будённый то есть - иногородний. Это я говорю как историк по образованию.

С добрыми тебе пожеланиями.


Михаил Ханджей   18.11.2020 02:43   Заявить о нарушении
Меня этот вопрос заинтересовал достаточно давно. Выкроил время, поехал в ГАВО (в Волгограде), нашел метрические книги, в которых сохранились записи, начиная с 30-х годов 19-го века. Так что знаю имя одного своего ПРПРАПРАдеда, который воевал с Наполеоном. )))
Насколько смог - сумел восстановить свою родословную.

Из того, что нашел.
У всех венчавшихся мужчин (моих прадедов) записано - "казак", или "сын казачий", у всех девушек (моих прабабушек), выходивших замуж - "казачья дочь".
Когда и как они все попали в "казачье сословие", пока не нашел. И, предполагаю, что сам и не найду.
Я не состою ни в каких "казачьих" обществах, давно живу вдали от Донских степей. Женат на неказачке. Поэтому своим "казачеством не козыряю". Но и не считаю необходимым скрывать этот факт своего причастия к славному казачьему роду.

Сергей Васильевич Королёв   18.11.2020 05:34   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, в городе Азове живёт кандидат исторических наук по фамилии Дик. Он много лет работал в школе в разных хуторах, и представь себе, писал о жителях этих хуторов, что все они казаки. Мне пришлось "учить его грамоте" в области истории и доказывать, что во всех хуторах Приазовья (в которых я побывал в детстве и юности и будучи взрослым с университетским образованием историка) казаки не жили. Мало того - он и кандидатскую диссертацию защитил по теме казачества! Это надо же докатиться до такого идиотского "исторического исследования"! Огульно всех живущих на бывших землях Области Войска Донского называть казаками просто обычная фальсификация. Только Реестровые книги фиксировали строевых казаков. Остальное "казаки" - приписные, пришлые из самых разных краёв России и зарубежья (особенно из Польши. К примеру, род Богаевских в хуторе Рыков (ранее именуемый станицей Рыковской в составе столицы Черкасска) считался и считается казачьим, а на самом деле они ведут своё кровное родство от шляхтича Полши оказавшегося волей судьбы на Дону, в Черкасске. И таких доказательств - миллионы.

Нисколько не отрицаю твою причастность к казакам, но напомню народную мудрость: "Если хорошо поскрести казака, то обязательно он окажется татаро-монголом или ещё каким-либо басурманином". Видимо все вы (казаки) в Москве встречающиеся (и правда) "Хрены собачьи от сучки-степнячки из каких-нибудь татар или колмыков ". И тут уместна поговорка-каламбур "Чей бы кобель с хреном на сучке небыл, а щенки наши - дети хреновы"!!!

P.S. В Волгограде живёт заслуженный юрист Николай Бичехвост, который публикуется на сайте ПРОЗА.Ру. Он прекрасный исследователь в области истории казачества. Если тебя это действительно интересует, можешь познакомиться с его работами, очень интересно.

С добрыми тебе пожеланиями.

Михаил Ханджей   18.11.2020 09:41   Заявить о нарушении
Ежели Вы - не казак,
как понять Ваши-же слова?
" К примеру, Донские казаки, корень которых во мне, мой жене и наших детях с древних лет сидит, в большинстве случаев, не знают даже, кто были их предки, откуда пришли и почему они называются казаками....
...Как потомок казачьего рода, считаю – казаки, служившие с честью более пяти веков Московскому государству и своей доблестью и рыцарской храбростью известные всему миру, должны иметь и знать свою историю..."

С любопытством,

Сергей Васильевич Королёв   18.11.2020 14:15   Заявить о нарушении
Сергей Васильевич, вы упустили то, что предки мои на Дон прибыли с УкрАин Российской империи, где существовало казачество Запорожской Сечи само по себе. А левобережное казачество жило в пределах нынешнего Донбасса (Малороссия). Именно Запорожские казаки вкупе с Донскими казаками брали турецкий Азов (Азак) и при оставлении его (по воле Царя российского) многие запорожцы остались на Дону (конкретно - в Черкасске и прилегающих станицах по Дону). Левобережные казаки переселились на Дон по указу уже Екатерины II в Донские степи Приазовьч и Кубани, как и казаки основной части ликвидированной Запорожской Сечи. С тех пор они казаками в реестровых книгах не значились.
Таким образом, корни мои казачьи глубоки (запорожского казачества), которым волею судьбы пришлось развиваться среди Донского казачества (без звания "казак"). Вот и вся "премудрость" моего изложения в той работе, что Вы прочли, и у вас возник вопрос. Никакого противоречия у меня нет.

Я излагаю вам это в очень краткой форме. Расширенный вариант темы "казачество" мною изложен в объёмном труде "Пётр I и казачество", но это не для Проза.ру.

С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   18.11.2020 15:42   Заявить о нарушении
Я покупал и читал "Петр I и казаки" Алексея Шкварова.
Она есть и на сайте
http://proza.ru/2010/03/28/1210

У Вас другая книга?
Если дадите ссылку - почитаю непременно.
Удачи,

Сергей Васильевич Королёв   18.11.2020 16:02   Заявить о нарушении
Сергей, думаю, что тебе не стоит углубляться в мою исследовательскую работу "Пётр Первый и казачество", а проще зайти на моей странице в раздел "Казачий стан" и прочесть два очерка: "Дикое поле. Часть I" и "Дикое поле. Часть II. Донские казаки". Там в сжатой форме сама суть понятия "казаки", а не тысячу раз писанное-переписанное многими авторами друг у друга с элементарными изменениями (к их числу относится и работа Швырёва).

Вопросом "казачество" я занимаюсь со студенческих лет. Моим другом был ныне покойный доктор исторических работ Королёв Володя (Николаевич). Его труд "Донские городки" и просто уникальная работа "Боспорская война" с дарственной лично мне подписью посвящены казачеству. В студенческие годы мои он преподавал в университете на истфаке, где учился я. Вопросы "казачества" нас интересовали так как он родом был казак из станицы Вёшенской, мой сокурсник, Володька Заикин, был казак из Кагальника, и я (примкнувший к ним, как Шепилов! Вообще "мальчик из Карабаха"!)образовали трио "казачий круг" и в кафе "Белая акация" за кружкой пива и водочки "Пшеничная" вели споры "про казаков". Для меня дорого то, что Володя Королёв как-то сказал: "А ты, Ханджей, прав. Все мы из рода ушкуйников Дикого Поля".

С добрыми пожеланиями.


Михаил Ханджей   18.11.2020 17:46   Заявить о нарушении
Книгу своего однофамильца о том, как днепровские козаки и донские казаки совместно и порознь турок задирали, я читал.
С Вашими работами обязательно познакомлюсь.
Всех благ,

Сергей Васильевич Королёв   18.11.2020 19:55   Заявить о нарушении
Вы читали "Боспорскую войну" Владимира Николаевича Королёва??? Не может того быть! Если бы читали то не писали бы "как днепровские казаки с донскими задирали турок" или кого ещё. Володя Королёв писал аргументированно о ВОЙНЕ Донских казаков на Чёрном море и замыслах взятия Константинополя. А Вы, Серёжа, "задирали". Слово какое-то пацанячье.

Всего Вам доброго.

Михаил Ханджей   18.11.2020 21:17   Заявить о нарушении
Михаил, вновь вынужден Вам возразить.

Во-первых, книга называется не БосПорская..., а БосФорская война.
Во-вторых, я ее читал, как это Вам не покажется странным.
В-третьих, Владимир Николаевич писал о морских походах как донских казаков на стругах, так и запорожских казаков на их чайках.

ЦИТАТА

"Если по числу судов запорожские и донские флотилии, действовавшие на Черном море, еще могли потягаться с турецкими эскадрами и даже нередко превосходили их, то сами эти суда в основном относились к совершенно разным типам. Османские галеры в сравнении с чайками запорожцев и стругами донцов имели много преимуществ: гораздо более крупные и сложно устроенные, лучше защищенные, несшие значительно большие экипажи и обладавшие несравнимой огневой мощью, они представляли собой страшную угрозу и, казалось, непреоборимую силу. Борьба казачьих судов с ними могла показаться столь же неравной, как поединок юного Давида с великаном Голиафом.
Но у чаек и стругов были особенности, обеспечивавшие успех казачьих морских предприятий и доставлявшие большие неприятности противнику. Эти суда, внешне неказистые, на самом деле имели, по выражению И.В. Цинкайзена, «целесообразную постройку» и были отлично приспособлены к условиям плавания по рекам и морю: они обладали малой осадкой, легкостью, прочностью, устойчивостью и высокой быстроходностью. Тяжелым, неповоротливым турецким галерам, плохо маневрировавшим, особенно в действиях против множества неприятельских кораблей, в боевом столкновении приходилось иметь дело с юркими, маневренными и скоростными казачьими судами.
Мореходные суда запорожцев и донцов, похожие друг на друга, были парусно-гребными, с веслами как главным движителем и одной мачтой, несшей прямой парус, который применялся по преимуществу при попутном ветре. По описанию Гийома Левассёра де Боплана, относящемуся к 1650 г., чайка имела в длину 60 парижских футов (около 19,5 м), в ширину 10—12 футов, в высоту 12 футов, в глубину 8 футов, возвышаясь над поверхностью воды не более чем на 2,5 фута. У судна было два руля, на носу и корме, и по 10—15 весел с каждого борта, всего, следовательно, 20—30 весел. Струг, согласно сведениям адмирала Корнелиуса Крюйса 1695—1696 гг., был длиной от 50 до 70 футов и более (неясно, какие футы имелись в виду; в рейнских футах это 14,8— 20,7 м, в английских 15,2—21,3 м, в парижских 16,25—22,75 м и в амстердамских 16,6—23,2 м с возможным превышением максимума в каждом случае). Весел насчитывалось от 16 до 40. На чайке, как сообщал Г. де Боплан, помещалось 50—70 человек. О донских стругах известно, что они разделялись на большие, средние и малые. В 1655 г. атаман Кузьма Дмитриев, рассказывая в Москве об очередном походе донцов, говорил, что в море вышли большие струги «по осьмидесят человек», средние «по семидесят и по штидесят человек» и малые «по пятидесят человек»

О слове "задирали".
Оно совсем не для научной полемики, согласен.
Но мне показалось, что когда сравниваешь мощь турецкого флота и казачьих флотилий (см. цитату выше), то именно это мальчишеское слово "задирать" здесь вполне подходит.
Повторяю. Не для научной дискуссии, а для живого человеческого обсуждения.
Но, готов это слово снять )))

Михаил, я, конечно, моложе Вас. Поэтому с уважением отношусь к Вам, как к старшему по возрасту. Так меня учили мои предки - донские казаки.

Но, мне уже и самому лет немало, увы. Дважды дед.
Много чего в жизни успел увидеть, узнать.
И почитать.

Поэтому предлагаю строить наше дальнейшее взаимоуважительное общение "НА РАВНЫХ".

С уважением,

Сергей Васильевич Королёв   19.11.2020 07:49   Заявить о нарушении
Серней Васильевич, я задирать Вас и не собирался. Но и равнодушно переносить кичливость своими познаниями в области далеко Вами не изученной (казачество) мне трудно, так как во мне взрывается кровь не менее казачья чем у Вас

Запомни, Серёга, по крови казаков никогда в природе не было. Казаки были только по ДУХУ. Всякие там "чёрные клобуки и т. д." как аборигены-насельники Дикой Степи - это от недотёпства всяких "исследователей" дешёвого разлива.

Да, автоматически я нажал не ту клавишу и выскочила не та буква. Винюсь. Но разве в этом суть?

А зачем ты приводишь кусочек текста из большой работы? Кстати, эта выдержка далеко не главная в этом исследовании. Мы речь завели о понятии "КАЗАК" кто это или что это, а ты мне про запорожские чайки или донские каюки, да про Крюйса впариваешь. Это не серьёзно.

Только потому я веду с тобой всю эту переписку, что ты служил в ГСВГ и был товарищем по оружию, а не потому что ты КАЗАК по метрическим и поповским записям. На Чире, в Обливской, живут мои дальние родственники испокон веку, которые считают себя казаками и даже рядятся в форму казачью, а Женька(один из них) умудрился даже "георгия" нацепить для форсу. На самом деле оказалось, что "георгия" он купил на "блошинном рынке", а предки его (прадет и прабабка) прибыли на землю Войска Донского по переселению армян после их резни турками. Суворов тем переселением занимался. Так эти "казаки", если напомнишь им, что они АРМЯНЕ по КРОВИ, с пеной у рта будут отрицать это. Это тебе, Сергей, для наглядного примера привожу действительность. Так что ты хорошенько покопайся и в своих казачьих "метриках". Смеха ради, скажу, что в 1950-м году у меня не оказалось никакого свидетельства о рождении! А меня мама с отчимом забирали к себе в Ростов-на-Дону на жительство! Я, как "безпаспортное существо" появиться в городе не мог. Нашли выход! - Во Второполтавском Сельском Совете вынисали СПРАВКУв том, что податель сего "документа"- это я! По безграмотности своей председатель Сельсовета написал мою фамилию неправильно, и для убедительности написал - Федькин-Мотькин! То есть, что моего родителя зовут Фёдор, а родительницу Матрёна! Но это ещё не вся хохма с этой справкой! Дело в том , что она была написана на куске газеты "ПРАВДА"!!! С этой справкой меня и в третий класс школы приняли в городе чудес - Ростов-папе!

Не тараканься (не обижайся), казак, приходи на моё поле прозерушное.

Михаил Ханджей   19.11.2020 09:26   Заявить о нарушении
Михаил, ты где увидел обиду?
Я не "тараканюсь".
И не пыжусь, дабы на КАЗАКА быть похожим.

Кто такие КАЗАКИ - тема чрезвычайно дискуссионная.
Не нонешние - реестровые, или рядящиеся "А ЛЯ КАЗАЧОК".
А в целом - откуда они образовались и как формировалось ВВД - "ВСЕВЕЛИКАЯ ВОЙСКА ДОНСКАЯ".

Твои публикации на казачью тему прочитаю обязательно.
Но критически.

За последние 10 лет собрал небольшую библиотеку (книг 150...200) по казачьей теме. И все, что встречаю в интернете - читаю с огромным интересом.
Смотрю на все публикации - критически.
Поскольку версий много, но все они достаточно противоречивые
и уж точно - не ОБЩЕПРИНЯТЫЕ.

Форму псевдо"казачью" не ношу, с нагайкой и шашкой не хожу, кресты-медали на барахолке для того, чтобы нацепить на грудь не покупаю.

Тебе о своих предках я написал только то, что действительно нашел в архивах. Не придумав ни одного "факта".
И тебе замечания делал в дружеской манере, обнаружив ошибки и утверждения взаимопротиворечивые.

С дружеским приветом,

Сергей Васильевич Королёв   19.11.2020 15:23   Заявить о нарушении
Нашел очень интересную публикацию о В.Н.Королеве.
Если ты его знал, подумай, м.б. имеет смысл написать об этом.
==
ИСТОРИК КАЗАЧЕСТВА В. Н. КОРОЛЁВ
В январе 2020 года исполнилось 80 лет со дня рождения Владимира Николаевича Королёва, крупнейшего отечественного специалиста по истории морских походов донских и запорожских казаков, донских казачьих поселений, разных сторон истории и культуры Дона. Обстоятельный очерк, посвящённый его преподавательской, административной и научной деятельности, написал коллега по кафедре профессор А. И. Агафонов [1]. Вместе с тем для будущего исследователя историографии изучения донского казачества, казачества в России и в Украине, представляет интерес всякое свидетельство об учёном и замечательном человеке, каким был Владимир Николаевич.

... ему близка была мысль великого историка XIX века С. М. Соловьёва: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии» [2].

Казачество особо привлекало Королёва тем, что служило связующим звеном между сообществами Черноморского бассейна и примыкавшим к нему с севера Польско-Литовскому и Московскому государствам. Это позже позволило учёному обосновывать выводы о значении казачества, выходившем за узкие региональные рамки на уровень европейских и ближневосточных отношений.

Среди его докладов, посвящённых вопросам исторической географии Дона, запомнились некоторые. Один из них касался низового донского городка, называемого в источниках Стыдное Имя, или, как правильно подчёркивал Королёв, чаще назывался Ебок с некоторыми незначительными вариациями: Эпок, Эбок, Явок, причём Ебок он считал подлинным названием [3, с. 64]. В конце XVI века, – писал Королёв, – этот городок был центром низового войска Донского [5]. Впрочем, он не делал окончательного вывода об этимологии названия казачьего городка, но допускал предположение, что для такого наименования была первоначальная тюркская основа, несколько переделанная казаками [3, с. 65].

Уже после кончины Владимира Николаевича вышла в свет его книга «Донские казачьи городки» – итог многолетних изысканий учёного о поселениях донских казаков начиная с XVI века [3]. По насыщенности эмпирическим материалом, по уровню его анализа она не имеет аналогов во всей литературе по исторической географии Дона. По каждому из казачьих городков, как тех, которые в XVIII веке превратились в станицы, так и тех, которые исчезли, им созданы обстоятельные очерки. При этом В. Н. Королёв тактично подходил к положениям и выводам, делавшимся предшественниками, приводил и анализировал их точки зрения. И если впоследствии возникнет идея создания полноценной «Донской энциклопедии», то вклад в неё В. Н. Королёва с его книгой о казачьих городках был бы очень значимым.

В качестве главного итога научной деятельности Владимира Николаевича можно назвать книгу «Босфорская война» [4]. На основании её положений и выводов он защитил в 2002 году докторскую диссертацию. Темой книги стали морские военные действия казаков. Учёный при этом совершенно правомерно не отделял казаков запорожских и донских и показывал эти походы как их совместные боевые действия. Кроме того, фундаментальный труд не завершал, но лишь открывал общее и углублённое исследование темы морских походов казаков, поскольку содержанием книги стало только одно направление этих походов, хотя и очень существенное – походы к проливу Босфор на Стамбул. В. Н. Королёв заявлял и о других направлениях казачьих морских походов против Османской империи и Крымского ханства. Но тем самым он только обозначал темы для дальнейших исследователей этих крупных событий европейской и ближневосточной военной и политической истории, в которых казачьи войска проявляли себя как значительная боевая сила и как субъект политической структуры большого региона. Не случайно книга была отмечена как крупный вклад в изучение истории казачества и переиздавалась [7].

В начале прошлого века выступил донской историк П. П. Сахаров, выдвинувший теорию трудового и промыслового происхождения казачества на Дону, когда ещё на заре Московского государства уходившие на Дон из русских земель артели промысловиков постепенно превращались в воинов-казаков и основывали свои укреплённые военизированные городки [9]. Его труд о ранней истории донского казачества с обоснованием теории его трудового и промыслового происхождения публиковался в 1909–1912 годах в газете «Донские областные ведомости» [10]. Выводы П. П. Сахарова были построены на значительном фактическом материале. Однако П. П. Сахаров не затрагивал вопросов, связанных с международным положением донского качества. Он подчёркивал, что донские казаки не имели своей самостоятельной внешней политики и действовали только на царской службе.

В отличие от П. П. Сахарова и других историков, В. Н. Королёв обосновал роль донского казачества не как орудия внешней политики самодержавия при Иване Грозном и первых царях из династии Романовых, но как самостоятельного субъекта международных отношений. Он указывал, что Босфорскую войну казаков «невозможно объяснить с "зипунной" или "государственной" (польской или московской) точек зрения». Они заключались «не в разгуле стихии и не далеко за пределами казачьих сообществ, а в них самих, в их "местных" интересах и политике» [4, с. 70]. Он сделал вывод, что хозяйство казачьих сообществ, войска Донского и войска Запорожского, «первоначально основывалось на водных промыслах». Но, оказавшись в результате турецких завоеваний «отрезанными от устьев Днепра и Дона и прилегающих морей», казаки «не могли смириться с османским господством и начали борьбу за низовья своих рек и свободный выход в море» [4, с. 100]. Таким образом, оба казачьих войска, которые совместно действовали против турок на Чёрном море, в том числе и вблизи Босфора, имели в этой борьбе собственные интересы. Впрочем, ещё историк-эмигрант полковник И. Ф. Быкадоров указывал на политическую цель войны донских казаков на море и на суше [11, с. 1, 23, 64]. Однако по насыщенности эмпирическим материалом, по доказательности основных положений его книга значительно уступает «Босфорской войне» В. Н. Королёва, а отдельные утверждения полковника выглядят декларативными. Например, утверждение, согласно которому «уничтожением» донскими казаками турецких войск во время Азовского осадного сидения «была спасена не только возможность самого образования Русской империи, но и само бытие Московского государства» [11, с. 118].

Между тем, В. Н. Королёв затрагивал ещё один острый вопрос, относящийся к истории происхождения казачества на Дону. Речь идёт о возможности выживания на Дону к XVI веку славянского населения, поселившегося в Белой Веже и в ряде других поселений после разгрома князем Святославом Хазарии.

К концу прошлого века в сознании историков преобладало представление о возникновении казачества на Дону не ранее XVI века, которое хорошо обосновывалось П. П. Сахаровым. Что касается представлений о казачестве до этого времени, то серьёзно ставить этот вопрос было затруднительно, поскольку вокруг него образовалось много мифологических наслоений. Исторические корни донского казачества находили то в глубокой древности, среди амазонок и ираноязычных народов, то в раннем средневековье, среди хазар или славян на хазарской службе. Тем более, что в начале ХХ века под теорией древнего происхождения казачества, которую высказывал донской историк Е. П. Савельев, имелся идеологический подтекст с обоснованием особых прав казачества на Дону. Эта идея носила в условиях нарастания социальных противоречий между казаками и крестьянами ярко выраженный консервативный характер [12].

Конечно же, В. Н. Королёв не разделял такого примитивного подхода. Запомнилось, как однажды на кафедру к нему пришёл один из представителей этого движения, заявил о происхождении донских казаков от сармат и сказал, что этой идее нужна «общественная поддержка». Помню, как Владимир Николаевич терпеливо объяснял гостю, что в науке общественная поддержка ровно никакого значения не имеет, а исторические концепции выстраиваются другим путём. Тем не менее, сам Королёв допускал, что когда в XVI веке на Дону стало появляться население из южных русских княжеств, из числа которых формировались ряды казачества, там уже имелось немногочисленное славянское по происхождению население, которое составило основу казачества. Но он решительно отказывался от мифотворчества, от попыток напрямую вывести предков донских казаков из раннего средневековья при недостатке источниковой базы. Он подходил к этому вопросу очень осторожно и стремился строго опираться на источники. Так у него появилась статья о славянском населении турецкого Азова [13], где он на основании данных османских государственных переписей населения Крыма и Приазовья, опубликованных известным французским исследователем истории Османской империи Ж. Вейнстейном делал вывод о принадлежности «к славянской общине» «около 20% свободных азовцев» [13, № 1, с. 3].

Всем знавшим его Владимир Николаевич запомнился не только как глубокий знаток истории и учёный, но и как интересный собеседник со своей ярко выраженной демократической точкой зрения по целому ряду вопросов. В частности, когда высказывалась точка зрения о необходимости реставрации монархии, он подчёркивал, что для казаков вообще должны быть с исторической точки зрения характерны не монархические, а республиканские идеалы и устремления.

Сергей Васильевич Королёв   19.11.2020 16:03   Заявить о нарушении
Сергей, никаких обид. Статью о В.Н.Королёве внимательно прочёл. В принципе в ней всё верно. Но наши молодые, горячие головы в "Белой акации" были не о значимости морских набегов или совместных походах с Запорожцами за зипунами, а о более существенном. А именно - был -ли такой народ (этнос) КАЗАКИ, или нет?

Он, Володька Королёв и Володька Заикин утверждали - был. Я утверждал - НЕТ! Небыло такого этноса, как и не было такого этноса как и ушкуйники! Воры и разбойники в больших и малых сообществах были, а государственности у них НЕБЫЛО!

Уже в лютую перестройку, за полгода до издания "Босфорская война" я приехал в Ростов-на-Дону издалека. С Володей Королёвым сидели в "Белой акации" и он поведал мне ситуацию с условиями издания т.е. как, что и ЗА ЧТО он может стать доктором исторических наук. Печаль боли на его лице я и до сих пор помню от тех условий. На прощанье он мне сказал:- "Ханджей, походный ты наш атаман, ты оказался прав - Все мы УШКУЙНИКИ".

О своём друге, Володе Королёве, я знаю гораздо больше чем его коллеги по кафедре. Но пусть память моя хранит наше братство по "Казачьему Кругу" вечно. Царствие небесное моим товарищам. Нет уж их, двух Володек. А я, последний из могикан, как говорится.

Сергей, пока не прочтёшь "Дикое поле" и "Дикое поле. Донские казаки" наши разговоры не имеют смысла.

А статью, которую подписал ты своим именем, можешь публиковать где угодно. Это твоё право.

С добрыми тебе пожеланиями.

Михаил Ханджей   19.11.2020 19:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сорок лет спустя, Или по местам боевой славы» (Михаил Ханджей)

Здравствуйте , Михаил. Спасибо за " вторжение ", и за Ваши прекрасные
воспоминания. Здоровья и благополучия.

Александр Евгеньевич Закатов   15.06.2018 20:05     Заявить о нарушении
Александр Евгеньевич, благодарю за внимание, уделённое моим воспоминаниям в очерке "Сорок лет спустя, Или по местам боевой славы".

Кое-какие ваши работы прочёл. Трудно мне сказать о них что-либо определённо, так как в них, на мой взгляд, Вами смешаны истина и непонимание. Почитаю ещё. Тогда и скажу своё слово.

С добрыми Вам пожеланиями.

Михаил Ханджей   15.06.2018 23:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сорок лет спустя, Или по местам боевой славы» (Михаил Ханджей)

Уважаемый Михаил. Прочла с большим интересом. Не часто удается узнать что-то про Германию "после". Да еще так, из первых рук. Спасибо.О.

Ольга Штерн   29.10.2017 12:08     Заявить о нарушении
Оля, с Германией у меня так много связано!
Её история, природная красота, драматическая судьба - навсегда во мне.
Приятно, что "Сорок лет спустя..." у Вас вызвали интерес.
С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   29.10.2017 18:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сорок лет спустя, Или по местам боевой славы» (Михаил Ханджей)

Михаил! Так и случилось - рассказ прочитал и прочитал с великим интересом. Спасибо!
Хотя Вердер, как и Потсдам, тоже находится на реке Хафель, не могу припомнить, что я что-то о нём слышал, да и Рехаген мне не знаком. В Вюнсдорфе был пару раз в командировке. Слышал, что многие военные городки находятся в запустении, что меня удивляет, ведь немцы всегда были рачительными хозяевами и любителями порядка. Кстати, о немецком порядке у меня имеется миниатюра "Ordnung muss sein" (http://www.proza.ru/2015/10/01/1558).
С минироманами, перечисленными в последнем абзаце, постараюсь познакомиться.

Доброго здоровья!
До встречи!

Вадим Прохоркин   14.10.2017 09:55     Заявить о нарушении
Вадим Иванович, здравствуйте.
Вердер-Хафель, где я служил, именовали " Город садов и цветов", что соответствовало действительности тогда и сейчас. В отличие от разорённых и заброшенных Вюнсдорфа и Рехагена, Вердер-Хафель немцы превратили в цветущий городок. Ничто не разрушено, а реставрировано, порядок идеальный. Это совсем не тот серый городок, где размещались ДОСы, и казармы. Как Вы понимаете, многое мы запечатлели на фото. Так что пишу я так ответственно.
Кстати, Потсдам, где, разумеется, мы побывали в эту поездку и даже ночевали в гостинице, словно от болезни поправляется. Сан-Суси и Цециеленгоф явно не в лучшей форме. В семидесятые годы они выглядели лучше.
Я поздравляю Вас с новым местом жительства и желаю доброго здоровья и благополучия.
С уважением.


Михаил Ханджей   14.10.2017 13:11   Заявить о нарушении
В интернете я нашел в Йене бывший военный городок, в котором располагался штаб танковой дивизии. Он настолько изменился в лучшую сторону, что я его не узнал. Так что не все вывшие военные городки находится в запустении.
Что всемирно известные Сан-Суси и Цецилиенгоф не в лучшей форме, удивляет.

Спасибо за поздравления!
С уважением -

Вадим Прохоркин   15.10.2017 13:35   Заявить о нарушении
Облупленная покраска основных зданий Сан-Суси, на мой взгляд, не лучшее их украшение. Такого в семидесятые годы я не видел.
Заброшенность некоторых зданий в Потсдаме также очевидна. Некоторые из них, среди ухоженных, выглядят позорными призраками для немцев. Отчего это так? Не знаю. Видимо, капитализм сказывается. Капиталистическая ФРГ - это не социалистическая ГДР.
С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   15.10.2017 15:46   Заявить о нарушении
Вадим Иванович, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Желаю благополучия в Новом году всему вашему семейству.
P.S. Как с изданием вашей книги?

Михаил Ханджей   31.12.2017 10:51   Заявить о нарушении
Михаил!
Я тоже шлю новогодние поздравления и пожелания доброго здоровья, благополучия, успехов, много радостных и счастливых дней.

Издание книги на мази. Надеюсь, что в этом месяце она будет издана. Сигнальный вариант получил и сейчас делаю последнюю проверку на наличие ошибок. Но кто от них не застрахован...

Вадим Прохоркин   01.01.2018 20:29   Заявить о нарушении
Вадим, так книга издана, или всё "на мази"?
С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   05.02.2018 18:01   Заявить о нарушении
Михаил, привет!
Книга уже издана и находится в Москве. Часть тиража там и останется, а часть передаю в Калугу. Остальное - будет у меня.

Всех благ!
В.И.

Вадим Прохоркин   05.02.2018 20:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сорок лет спустя, Или по местам боевой славы» (Михаил Ханджей)

Спасибо, уважаемый Михаил.
Видите, и мы с Вами по общим дорожкам ходили, пусть и в разное время.
О Вюнсдорфе я Вам писал...
В 71 году я был уже ст. лейтенантом...
Поэтому - ностальгическая нотка мне очень понятна.
Мы были молоды и впереди была целая жизнь.
Добра Вам.

Иван Кожемяко 3   04.10.2017 21:29     Заявить о нарушении
Иван Иванович, благодарю за скорый отклик на "Сорок лет спустя, Или по местам боевой славы".
Да, Вы правы говоря: "Мы были молоды и впереди была целая жизнь". Хочу Вам сказать, что и до 1971 года была моя жизнь заполнена: служба в Советской Армии почти четыре года, работа на заводе и шесть лет учёбы в УНИВЕРСИТЕТЕ на истфаке, который окончил в 1970 году. Затем ГСВГ, и "впереди целая жизнь". О том пути, что выпал мне, я не жалею. Жалею лишь о том, что случилось с моей РОДИНОЙ - СССР.
О Вюнсдорфе, где Вам довелось побывать, сегодня это не сердце ГСВГ, а город в руинах, как и Рехаген. Зрелище жуткое.
Если вас интересует история, то прочтите и "Страсти девки Гамильтон".
С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   04.10.2017 22:42   Заявить о нарушении
Да, уж, девка, в буквальном смысле, была зловещей.
Прочту, попозже.
Иду к внуку в школу...

Иван Кожемяко 3   05.10.2017 11:47   Заявить о нарушении
Уважаемый Иван Иванович, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
После поездки "По мастам боевой славы" будоражат меня мысли о подлостях тех, кому мы верили, под чьим руководством служили, как нам казалось, своему народу. В связи с этим прошу набраться терпения и прочесть у меня "Точка зрения, Или зачем героям самоубиваться". Вы, на мой взгляд, имеете больше оснований быть "рефери" в моей дискуссии с Н. И. Кирсановым.
С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   08.10.2017 13:05   Заявить о нарушении
Прочту, уважаемый Михаил.
И потом напишу.
Добра Вам.

Иван Кожемяко 3   08.10.2017 16:06   Заявить о нарушении
Иван Иванович, не успел прочесть ваше сообщение, как оно исчезло.
Если то можно, повторите. Буду ждать.

Михаил Ханджей   08.10.2017 17:18   Заявить о нарушении
Странные дела твои, господи!
Исчезло оно и у меня.
Но мораль очень простая: никаким героем Ахромеев не был, и мыслю я, что не он повесился, а ему помогли.
И позорные решения Пуго, Крючкова. Язова...
Ведь никого не надо было расстреливать, а просто арестовать тридцать человек, во главе с Ельциным и Лужковым, а Горбачёв вообще не в счёт - трус и мерзавец, да по одному разведбату отправить в союзные республики...
И всё...
Спасибо Вам!
Думаю, что правильно заметил и С. Дроздов, что у Ахромеева была возможность пристрелить Горбачёва, а потом уж, если так хотелось, и самому решить свой вопрос.
А звезда Героя у него - не за личный подвиг, а за должность.
Спасибо Вам!

Иван Кожемяко 3   08.10.2017 17:31   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Иван Иванович.
Подполковник в отставке Кирсанов, на мой взгляд, так ничего и не понял ни в той ситуации, ни в сегодняшней, считая себя "учителем подрастающего поколения", как он выражается "на примерах пламенных борцов, подобных Ахрамееву" и пр. и пр. Вот это и есть трупный яд и не только для молодёжи.
Всегда рад видеть ваше присутствие на моей странице.
С добрыми пожеланиямт.


Михаил Ханджей   08.10.2017 18:16   Заявить о нарушении
И Вам - только добра и сил, дорогой Михаил.
Могу даже добавить - ну, какой Герой - Громов, если он уже не воевал.
И звезду получил за мужество подчинённых Квачкова, которые в одном караване духов захватили американские "Стингеры". Но Квачкову - НИЧЕГО, потому что имел собственное мнение, а Громову - звезду.
Ну, а уж о его "губернаторских подвигах" и говорить не хочется.
Если Кузнецов, "министр" финансов области, ворует более четверти миллиардов, мог ли он САМ это сделать?!!
Думаю, что эту сумму нельзя не заметить "губернатору".
Просто чудовищно.
Спасибо Вам ещё раз.

Иван Кожемяко 3   08.10.2017 19:37   Заявить о нарушении