Рецензии на произведение «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?»

Рецензия на «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?» (Евгений Говсиевич)

Как тихо стало на твоей странице.
Стою и я тихонько у окна,
Что прежде твоим сердцем освещалось,
И каждый мотыльком летел сюда...
Сгорая между строк, рождая вирши,
И веря в то, что можно победить,
Держали оборону как мальчишки
От троллей, что мешали просто жить...

Как тихо. Дневников твоих страницы
Спасли друзья, спасибо им за то.
И, кажется, я снова вижу лица...
И чувствую опять твоё плечо.
Не ведаю, в какой шеренге стал бы,
Но верую, что мудрости твоей
Хватило бы обнять всех нас, уставших,
Не закрывая перед нами дверь...

С доброй памятью о тебе, Романович...

Лора Шол   20.05.2022 21:40     Заявить о нарушении
Лора, здравствуйте! Я часто обращаюсь в мыслях к нашему мудрому другу.
Ответ, уверена, он дал бы точный. Не раз он каждому на Прозе помогал.
Светлая память нашему Евгению Романовичу...

Нина Радостная   22.05.2022 19:40   Заявить о нарушении
Светлая память

Лора Шол   23.05.2022 10:06   Заявить о нарушении
Не хватает Евгения Романовича, Лора. Я тоже периодически прихожу к нему на страничку поговорить, пусть и мысленно, вспоминаю его конкурсы.
Светлая память...

Марина Белухина   27.05.2022 00:11   Заявить о нарушении
Часто вспоминаю нашу встречу, открытый взгляд, улыбка и неимоверная энергетика.

Лора Шол   28.05.2022 16:03   Заявить о нарушении
Не дожил до войны

Зус Вайман   31.05.2022 00:47   Заявить о нарушении
Чудесные стихи, Лора! Полностью разделяю Ваши чувства. Без Евгения сайт стал совсем другим. Не хватает его здесь и сейчас. Царствие небесное!

Михаил Бортников   26.08.2022 23:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?» (Евгений Говсиевич)

Вопрос, на мой взгляд, несколько странный, хоть и лежит на поверхности. Если мы говорим не вообще, а о лучших литературных образцах, то легче и проще написать то, что лучше получается, что лучше умеешь делать. Если говорить об ассоциациях, то поэзия - это спринт. Выплеснул чувства, эмоции, зародившуюся и невысказанную, мучающую мысль или образ - и выдохнул. Проза же - это забег на среднюю дистанцию, а то и вовсе тяжелый, изнурительный марафон, с которого порой невыносимо хочется сойти. Я знаю прекрасных поэтов, настоящих художников слова, которые (по их словам) никогда не возьмутся за прозу именно по этой причине.
Поэзия - это в первую очередь чувства, образы, метафоры, проза же - это скорее действительность, реальная или выдуманная. Поэзию - как и музыку - невозможно пересказать. Прозу - даже качественную - можно. Но это не значит, что ее проще писать. К стихотворениям - хорошим, по мнению самого автора - обычно никогда не возвращаются, они остаются в неизменном виде навсегда. Причины разные - вернуться в то же самое эмоциональное состояние в котором оно "записывалось", практически невозможно, да и замена любого слова ведет к переделке значительной части работы, искажает первоначальный замысел, картину, уводит от прежней идеи. Это все равно, что поменять застежку или пуговицы на платье - получается совершенно другой образ. Уточню еще раз - я говорю о настоящих, качественных стихах, а не о графомани. С прозой в этом отношении все совершенно иначе - автор нередко возвращается к своей работе, меняя, уточняя, дополняя образы, реакции, антураж, не влияя при этом на само произведение. Иногда просто в зависимости от собственного настроения в момент очередного перечитывания. А через некоторое время может вернуть все в прежний вид. И такая "шлифовка" может продолжаться бесконечно. Кстати, об этом говорят и примеры даже признанных классиков-прозаиков. Наверняка все встречали приписку: издание переизданное, дополненное (сокращенное), измененное и тыды. Но я ни разу не видел такого в отношении стихов.

Александр Джуга   29.08.2021 13:36     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Александр, за очень интересные рассуждения и мнение.
С уважением, -

Евгений Говсиевич   29.08.2021 12:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?» (Евгений Говсиевич)

Здравствуйте, дорогой Евгений!
Немало задаюсь этими вопросами тоже. Думаю, это зависит от творческого настроения автора, от уровня его подготовленности. Одно только точно, на хорошую прозу требуется очень много времени. Хотя, кому-то и это написать, как выпить воды. Думаю, хорошие тексты пишутся всегда сложно.
Ответы:
1). 1
2). 3
С уважением

Мирослава Завьялова   29.08.2021 10:48     Заявить о нарушении
Евгений, это оказалась моя 10000-я рецензия!
О как!)
К следующему конкурсу пришлю баллов сколько смогу, в подарок)
С улыбкой ☺

Мирослава Завьялова   29.08.2021 10:49   Заявить о нарушении
Дорогая Мирослава, спасибо большое за ответы и мнение. Оно важно.
10.000-я рецензия - Круто!!
Рад, что она была направлена именно мне.
С уважением и наилучшими пожеланиями, -

Евгений Говсиевич   29.08.2021 11:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?» (Евгений Говсиевич)

Сложно написать толковую вещь...

Мехти Али   20.02.2021 08:43     Заявить о нарушении
Конечно, вы правы.
Спасибо.

Евгений Говсиевич   20.02.2021 09:25   Заявить о нарушении
Иногда кажется, что чисто технически сложнее написать стихотворение. Но это не так. У прозы тоже имеется своя ритмика, уникальная энергетика. Первое доказательство сложности написания прозы в том, что конкретно в русской литературе не так уж много хороших стилистов. Первоклассных писателей много — а вот хороших стилистов единицы. Король русского стиля, на мой взгляд, Бунин. И такая же картина в других великих традициях: не каждый великий писатель хороший стилист. К примеру, как стилист Лев Николаевич Толстой был просто ужасен. Его тоталитарный стиль в "Войне и мире", привычка заставлять злосчастного читателя переваривать гигантские "простыни" на французском, желание все объяснить, словно перед ним дети или умственно-отсталые, многословие — все это ужасно. Еще более несносен Достоевский — по стилю это нечто, я читал его "Подростка" с большим неудовольствием; признаюсь, бросил...

Мехти Али   20.02.2021 12:33   Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы. Говоря о стиле, нельзя не сказать о Флобере.

ДОСТОЕВСКИЙ писал по 40 стр. в день, а ФЛОБЕР по 70 стр. в год. Когда Достоевский писал свою первую повесть «Бедные люди», он писал брату, что дал клятву, что не будет писать на заказ. «Заказ задавит, загубит всё. Я хочу, чтобы каждое моё произведение было отчётливо хорошо». Это было единственное произведение многократно переделанное автором. Но в дальнейшем, Достоевский почти всегда будет работать на заказ (взяв аванс под ещё ненаписанное произведение). Достоевский писал, что «часто начало главы повести или романа было уже в наборе в типографии, а окончание сидело ещё в моей голове, но непременно должно было быть написано к завтраму». Поэтому – такая скорость – 40 стр. в день.

"Болезнь флоберизма" - это страх повторить на одной странице два раза одно и то же слово, ужас перед недостаточно искусно поставленным прилагательным или даже знаком препинания, нарушением хронологического течения повествования — словом, перед всем тем, что считалось, да и до сих пор считается мастерством, большим стилем" (из книги Катаева).

Евгений Говсиевич   20.02.2021 12:54   Заявить о нарушении
Без сомнения — работа на коммерческий заказ может ухудшать стиль; но я речь вел не о его порче, а изначально присущем свойстве писателя или поэта, отражающего душу. В этом смысле "Бедные люди" есть лишь более добросовестно выполненная версия позднейших сочинений; стиль Достоевского представляет собой нечто более глубинное, чем возможность отшлифовать его, пользуясь досугом. Да, Гюстав Флобер был обеспеченный буржуа. Но ведь Лев Николаевич был целым графом!

Мехти Али   21.02.2021 14:27   Заявить о нарушении
Поэты это одарённые, одухотворённые люди, а многие из так называемых писателей этой самой прозы "РУ" люди не высокого творческого полёта и то, что я в их числе меня нисколько не волнует. Потому, что лучше плохо писать, чем ничего не писать.

Николай Павлов Юрьевский   04.08.2021 23:11   Заявить о нарушении
Надо добавить ещё один интересный до безобразия момент: поэтов на этой самой, вроде бы прозе, "ПРОЗЕ РУ", развелось величайшее множество и их читают взахлёб!

Николай Павлов Юрьевский   04.08.2021 23:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?» (Евгений Говсиевич)

Они пишутся разными полушариями, вот в чём пояснение)

Джули Софи Байрон   22.11.2020 08:16     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик и пояснение.

Евгений Говсиевич   22.11.2020 08:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?» (Евгений Говсиевич)

Уважаемый Евгений!

Позволю высказаться, потому, что это мне интересно.
Для того, чтобы писать в прозе, достаточно ясности мысли и толковости изложения. Предполагается, что у автора есть что-то интересное, о чём можно рассказать.
А для поэзии нужен особый талант. Уложить свои интересные мысли в соответствующий стихотворный размер, соблюсти рифму и ритм, при том так, чтобы у читателя возникло впечатление, что это очень легко.

Если прозу я сравниваю с простым хождением от одного места к другому, то поэзию - с танцем.

С уважением,

Григорий Рейнгольд   12.07.2020 18:20     Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий, большое спасибо за отклик.
"Кто ясно мыслит, тот ясно излагает".
"Всё гениальное - просто".
Очень вам благодарен за чёткую формулировку ответа.
С искренним уважением,

Евгений Говсиевич   12.07.2020 20:32   Заявить о нарушении
Прошу прощения... Разрешите маленькую заметку для Григория, она не по теме, касается его переписки с Жуковой по поводу написания "На Украине" или " В Украине"? Я приводила ей ссылку на " Грамота. ру". Она всё категорически удаляет , ещё и нагрубила мне мелким языком ))) Я - за чистоту русского яз., тем более что Григорий с Жуковой был вначале не согласен. Но она в категоричной форме убедила его в своей неправоте.

А вот что говорит «Грамота.ру»:

Как правильно: на Украине или в Украине?
Литературная норма современного русского языка: на Украине, с Украины.

Однако литературная норма русского языка, согласно которой следует говорить и писать на Украине, – результат исторического развития языка на протяжении нескольких столетий. Сочетаемость предлогов в и на с определенными словами объясняется исключительно традицией. Ср.: в школе, в институте, в аптеке, в отделе, но: на заводе, на почте, на курорте, на складе и т. д. Литературная норма не может измениться в одночасье из-за каких-либо политических процессов.

т.ч., Вы, Григорий, были не согласны с ней совершенно обоснованно! )

На моей стр. под любой рецензией можете написать всё, хроме хамства. я люблю общаться. Жукова категорически запретила мне "лезть" под её рецензии :-))

С уважением,

Нежник   13.07.2020 17:18   Заявить о нарушении
Нежник, меня никто не убедил. Я высказал своё мнение, и счёл, что дальнейшая полемика не имеет смысла. Остались при своём мнении.
Но я не думаю, что это такой принципиальный вопрос. Это вопрос мелкий, и, если для кого-то эта мелочь важна, то и бог с ним, зачем спорить, когда крупных вопросов достаточно. Посмотрим, как будут говорить лет через 100-200.

Григорий Рейнгольд   13.07.2020 17:38   Заявить о нарушении
Григорию. Есть мнения, а есть - правила. Это совершенно разные вещи. Тем более- Правила русского яз.
За сим....,

Нежник   13.07.2020 18:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?» (Евгений Говсиевич)

Здравствуйте ПрЫнц ПрЫнцович.
Оказывается эта статья написана, когда меня здесь ещё не было и задан вопрос,
волнующий до сих пор, не только прозоровцев. Угадали в точку.
1. Интересно- что будет делать автор с поступающими ответами? Сосчитает?
2. Я лично, как психолог, скажу, что стихи пишут авторы - скупые на слова,
а те, у кого они (например- Валерий Столыпин)появляются, как из рога
изобилия, пишут многословную прозу.
С интересом Капиталина.

Капиталина Иванова   24.06.2020 05:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?» (Евгений Говсиевич)

Поэзия сложнее. Разве что какая-то короткая глупость иногда сама собой вылезет быстро. Считаю, что настоящих стихов не пишу. И,если совсем честно... прозу мне читать интересней, хотя стихи это круто

Алиса Тишинова   18.12.2019 06:11     Заявить о нарушении
Согласен с вами, что однозначного ответа нет.
Кому что ближе по духу, по творческим устремлениям, способностям и возможностям.
Спасибо за отклик,
С уважением, -

Евгений Говсиевич   18.12.2019 06:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?» (Евгений Говсиевич)

Здравствуйте, Евгений Романович! Решила ответить на Ваши вопросы.

I. РАССКАЗ ИЛИ СТИХОТВОРЕНИЕ. Что сложнее написать?
I.3. Когда как
II. РОМАН ИЛИ ПОЭМА. Что сложнее написать?
II.2. Поэму

С уважением,

Ленина Кудренко   06.10.2019 12:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Ленина, за участие в опросе.
Ваше мнение учтено.
С уважением, -

Евгений Говсиевич   06.10.2019 12:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проза или Поэзия. Что сложнее написать?» (Евгений Говсиевич)

Легендарная Ахматова на все эти вопросы один общий ответ дала.
Подсел к писательскому столу, а там...: "только успевай записывать, коли диктуют", как Ахматова писала в своём дневнике. И ещё у неё: «Х. спросил меня, трудно или легко писать стихи. Я ответила: их или кто-то диктует, и тогда совсем легко, а когда не диктует – просто невозможно». В её стихотворении «Творчество» из цикла «Тайны ремесла» есть такие строки: «И просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь»....".
Думаю, что её алгоритм универсален, он годится и для прозы, и для прочих творческих процессов.
В итоге, автору только остаётся: в поте лица выявить свой талант (чтобы научиться подключаться к творческому процессу), лично окунуться в гущу событий, либо быть внимательным слушателем, пропускающим информацию через собственный фильтр жизненного опыта, а там только успевай выбирать и гармонично компоновать нужное из общего потока вариантов, отсеивая лишнее. Тут нет ничего сложного, только усердно трудись :))) (смеюсь)

С уважением, Виктор

Виктор Комосов   18.09.2019 09:03     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо и за серьёзный и за ироничный комментарий. Интересно.
С уважением, -

Евгений Говсиевич   18.09.2019 11:57   Заявить о нарушении