Рецензии на произведение «Речь А. Сокурова и ответ В. Розанова чрез столетие»

Рецензия на «Речь А. Сокурова и ответ В. Розанова чрез столетие» (Бармин Виктор)

БЛЕСК!
Просто блистательно!
Внутреннюю полемику подсократить - и в печать!
Творческих удач!
С ув.М.М.

Михаил Садыков   28.08.2017 13:20     Заявить о нарушении
Спасибо за такой эмоциональный отзыв и, одновременно,
за рациональный совет.

И Вам желаю Удачи в жизни!
С уважением,

Бармин Виктор   12.09.2017 09:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Речь А. Сокурова и ответ В. Розанова чрез столетие» (Бармин Виктор)

Виктор. очень важно то, о чем Вы пишете.
Тем более, что грань между добром и злом в этом случае почти не заметна.
Сокуров - талантливый человек. Но и талант может ошибаться. Вспомним хотя бы Маяковского.
Я еще раз посмотрела о Сокурове материалы.
Мне кажется, он неверно понимает ВЕРУ. И просвещение. И то, что второе без первого - зло.
Говорить с детьми... да, конечно, необходимо. Работая в вузе, вижу. каковы нынешние дети. Они разные. И им нужен Бог. И многим Он ведом, и мы часто говорим на одном языке.
Да. Им нужны собеседники. Но для этого они, эти беседователи (не от слова "бес") прежде сами должны быть воспитаны. То есть, вырасти=возрасти на правильной пище. Иметь ВНУТРЕННИЙ мир, иметь ЧТО и КАК сказать, а не бегать по площадям в поисках адреналина. Поддерживая любые акции.
А пока что на детей более всего влияют блогеры. А кто за ними? Уж, наверное, не церковь.
Многое в этой связи - с "речью" режиссера и Вашей публикацией, как всегда, глубокой и искренней, вызывает боль и недоумение.
Думаю...
Пока добавлю это. Н.В.Гоголь был убежден: главное, что должен делать творец - пробуждать в читателе христианина.

С уважением

Екатерина Щетинина   10.04.2017 22:12     Заявить о нарушении
Уважаемая Екатерина, здравствуйте!

Спасибо за такой, одновременно, развернутый и сжатый по сути мысли отклик.
Знаете, Екатерина, Вы так проникновенно здесь развернули свой философский взгляд на проблему сквозь темы, как "гений и злодейство", "отцы и дети", "смысл и значение творчества человека", что во мне проснулись некоторые воспоминания из пережитого в прошлом, и возникают разные размышления, когда совершаешь сопоставление своего пережитого опыта с современностью.

Ведь, все мы были в том возрасте, когда в нас бурлила и кипела через край жизнь и когда мы вдыхали в себя воздуха надежд и перемен. Когда это было? Когда вглядываешься в современную молодежь (15-20 лет), то вспоминаешь, ведь и я был почти такой же. Просто, возможно, мне повезло в моей жизни с учителями. И когда я осмысливаю сей факт, то этот факт мне представляется неким чудом, а не просто "математической случайностью". Возможно, в истории есть некие вихри возвращения времен. Это было время 1990-91-92 г.г. И мне тогда было 15-16 лет. Когда Игорь Волгин в книге "Последний год Достоевского" описывает духовный срез общества 1880-го года, вставляя в свою фразу мысль Достоевского, "Россия стояла на какой-то окончательной точке, "колеблясь над бездной", будущее было открытым", то нутром чувствую, что автор, описывая 1880-й год и окончание его, "сканирует" духовный срез общества 1990-го и 1991-го годов. Именно, "колеблясь над бездной". И ведь здесь сказано не только об обществе в целом, но и про конкретного, возможно, каждого человека. По крайней мере, сам сейчас осознаю, что здесь было сказано и про мою жизнь отдельного маленького человека, жизнь и судьба которого висела на волоске, "колеблясь над бездной". "Куда мне идти и кем быть", я тогда не знал ответа на столь мучительный для подростка вопрос. Но вот ЧУДО, мне в моей судьбе повстречались Замечательные Люди, как в тех "сказках" из серии "ЖЗЛ". ОН и ОНА, сами нашли друг друга в гимназии, а гимназия свела-познакомила нас всех. Так мы обрели не только учителей своих, но и друзей в виде и в лице супружеской пары интеллигентов Герусовых: Константина Олеговича и Галины Геннадьевны. Он - учитель русского языка и литературы, она - учитель истории. Можно ли сказать, что они нас "учили", как это было принято по педагогическим стандартам советской школы? Когда Герусовы пришли в школу, то мы почувствовали иную атмосферу других НОВЫХ ЛЮДЕЙ, они нас не "учили", а воспитывали нас к тому, чтоб мы научились самостоятельно мыслить. И, учитывая "консерватизм" советской педагогической школы, можно сказать, что Герусовы внесли "либеральный взгляд" в педагогику, а мы учились опыту свободного и самостоятельного мышления. Но... какая громадная пропасть между ЦЕННОСТЯМИ тех, кто нас воспитывал к самостоятельному мышлению, и теми современными "либералами", которые учат "свободе" современную молодежь. РАЗНИЦА В КАЧЕСТВЕ ЦЕННОСТЕЙ. ВОТ В ЧЕМ БЕЗДНА "СВОБОДЫ". Свобода в "я хочу", но спрашивается "чтО ты хочешь и для чего", а главное в распознавании "каков ты". Просто нас и в нас воспитывали постигать обязанностям БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ прежде всего, а современную молодежь "либеральные учителя" науськивают "правам" в виде "дай-дай" и "мое-мое", как и в виде: "ах, какие мы исключительные, и мое "я хочу" превыше всего на свете, превыше даже родителей и любви к ним". Безусловно, это не у всех молодых людей. Но это печальная тенденция современности. И в моем пути жизни было, как минимум, два чуда. И второе чудо связано с университетской жизнью, где я познакомился с Александром Федоровичем Управителевым, автором монографий о П.А.Флоренском и С.Н.Булгакове. Что это был за человек и чему мы у него учились? Здесь не расскажешь "вкратце". Когда находишься на лекциях А.Ф.Управителева, тогда нужно слушать и внимать всем нутром каждую фразу. Таков Человек!

Я не был на лекциях Александра Сокурова и не знаю, чему он "учил" и "учит" своих студентов, но я видел Человека и внимал его слову, и имя ему - Александр Федорович Управителев. Можно с иронией смотреть над "если бы". Но, если б профессор А.Ф.Управителев в России был тАк знаменит, как сегодня А.Сокуров, то думаю, большая часть современной молодежи не бегала бы за политическими демагогами и их лозунгами, как красная тряпка, возбуждающая молодых бычков, а занималась бы малозаметной, но очень ответственной работой, как самовоспитание или ТВОРЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ, над чем и работал ТВОРЧЕСКИ А.Ф.Управителев. К сожалению, в России ТАКИЕ труженики профессуры, как А.Ф.Управителев, в тени и забыты в обществе.

И, как говорил А.Ф., "ВОТ ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ...".
И мне хотелось бы представить, что современную молодежь России воспитывали б такие учители, как А.Ф., но мне скажут, "что вы, это ж утопия, как возможно...".

И мне не хочется произносить то страшное слово Н.В.Гоголя из "Выбранных мест...", как "Все глухо, могила повсюду. Боже! пусто и страшно становится в твоем мире!..". Но почему так? Наверное, что мало в нас творческого ОГНЯ и Веры.

С уважением,

Бармин Виктор   11.04.2017 08:44   Заявить о нарушении
Очень интересно. Вам и впрямь повезло несказанно.
Согласна, что историческая параллель имела место в 90-х. в их начале особенно.
Я вообще была на краю гибели, на волосок. От реальной...
По своей лихости и глупости.
Спиралевидность в истории также справедлива, как во всех процессах. И иногда круги касаются друг друга. И тогда мы оказываемся в прошлом, без всякой машины времени.

А Вы пишете о своих Учителях? Имею в виду - не только в ответах. Что-то более монументальное? Убеждена - они этого заслуживают! Поклон низкий таким Просветителям.

Я же знаю, что в некоторых творческих (с позволения сказать) мастерских на студентов та влияют, что они в черную депрессию и антагонизм с родной страной впадают. Лично наблюдаю, увы. Исправить потом такое духовное заражение - крайне сложно! Он же "Мастер"...

А это о свободе:
http://www.stihi.ru/2017/03/28/7556

С уважением и не прощаюсь

Екатерина Щетинина   11.04.2017 18:24   Заявить о нарушении
Екатерина, спасибо огромное за человеческое понимание.
Знаете, я ведь не всё воспроизвел в публикации, т.е. написал лишь частично то, что задумал. Вы в рецензии проницательно указали на "сакральное" для интеллигенции слово и заключили глубокое значение с ним связанное. А именно: как "просвещение". Как и в своем ответе Вы говорите о "Просветителях". Кто наши "Просветители"? Я же, в свою очередь, в ответе на Вашу рецензию как бы пропустил это "сакральное" слово и не стал заострять на него внимание, а применил, так скажем, обходной путь или развернул проблему с другого конца, но подсознательно имел в виду как раз проблему "просвещения". В своем ответе я заострил внимание Ваше на том, что есть разные ученые в среде профессуры с разными ценностными установками, исходя из которых "сакральное" слово "просвещение" будет принимать то или иное значение, тот или иной смысл. Например, когда в 19-м веке Достоевский говорил про Просвещение, подразумевая ИСКОННЫЙ религиозный смысл этого слова, то значение этого слова совершенно кардинально разнилось с тем "просвещением", в значение которого вкладывал профессор Грановский или критик Белинский с писателем Тургеневым. И вот здесь хочу подчеркнуть выраженную Вами мысль, касательно "Речи" А.Сокурова, как: "Мне кажется, он неверно понимает ВЕРУ. И просвещение. И то, что второе без первого - зло...". Именно, вот это! Именно, здесь очень тончайшая почти невидимая духовная грань, касательно слова "просвещение". И прозорливые, провиденциальные мыслители 19 века, как Гоголь, Тютчев и Достоевский, улавливали суть в проблеме: где и как и в чем возможно опознавание этой неуловимой грани, скользящей между добром и злом.
Именно, Екатерина, в "Речи" А.Сокурова я сразу обратил ВНИМАНИЕ на это "сакральное" слово, как "просвещение". И во мне подсознательно вырастал вопрос: "а чему же Вы нас желаете "просветить", господа и мастера искусства?
Так вот, перед воспроизведением публикации я "проработал" несколько интервью Александра Сокурова. Например, на телеканале "Дождь" за несколько часов до премии "Ника", что уже ОЧЕНЬ интересно, интервью в Крыму и на других телеканалах и передачах. Но меня заинтересовало интервью А.Сокурова в передаче Познера от 2008 года. Так вот, Познер задает каверзный вопрос Сокурову, так скажем, с контекстом, а Сокуров в виде ответа рассказывает историю работы над своим фильмом, где он предлагает своим сотрудникам посмотреть на героев фильма как на больных, а сами сотрудники, мол, пусть представят, что они исполняют роль врачей. Ну, тогда, естественно, самый главный врач в этой "больнице" (на киносъемочной площадке) - это режиссер А.Сокуров. Так и хочется спросить: "чему Вы нас "лечите" и от чего, какому "просвещению" учите, господин "врач-мастер"?
Свою публикацию я все-таки когда-нибудь доведу до завершения, в котором сопоставлю "Речь" "мастера" А.Сокурова с некоторыми выдержками из его интервью в разное время и на разных телеканалах. И, кстати, мне довольно везет на интуицию, когда, можно сказать, МЕНЯ НАШЕЛ автор на "Прозе", у которого, в свою очередь, я нашел ответ на свой мучительный меня вопрос. Более того, на лицевой странице этого автора, Геннадия Гаврилова, я нашел нечто в виде ответа на ту историю А.Сокурова, рассказанную им в интервью с Познером. А.Сокуров в своей "истории" дает намек на то, что он "врач". А вот и ответ из глубины веков А.И.Герцена.

"Мы вовсе не врачи! Мы - боль". А.И. Герцен.

Символично сказано, не правда ли?

Так вот, у автора Геннадия Гаврилова есть интересная публикация в разделе "кинокритика" под названием "Гнилое кино Сокурова". Может быть, здесь публикация автора и вызовет полемические споры, но, во всяком случае, задуматься есть над чем. А именно, касательно того вопроса и проблемы в распознавании "чтО означает слово "просвещение" и чему нас просвещают "мастера" на гос.премии "Ника"?". Так скажем, есть над чем здесь поразмышлять.

Знаете, здесь даже проявляется нечто ироническое, но мне в таком серьезном вопросе не до иронии. Но все же. Например, на государственной премии "Ника" заслуженные мастера (культурная элита страны) киноискусства поучают народ как свергнуть государство или ту власть государства, которая периодически поощряет мастеров в их просвещении. И вот когда я несколько раз просматривал эту запись "Речи" А.Сокурова в зале премии "Ника", в котором почти все аплодировали с выкриками "Браво!", вот тогда-то, интуитивно, я и вспомнил провиденциальные исторические ЗАМЕТКИ В.Розанова. А в особенности его "снайперское" по точности вИдение малозаметных деталей: "...Я вдруг опомнился и понял, что идет в России "кутеж и обман", что в ней встала левая "опричнина", завладевшая всею Россиею и плещущая купоросом в лицо каждому, кто не примкнет "к оппозиции с семгой", к "оппозиции с шампанским", к "оппозиции с Кутлером на 6-ти тысячной пенсии"...".

Можно сказать, "убийственная" ИРОНИЯ В.В.Розанова, не правда ли? Но самое страшное то, что та ПРАВДА, которая открылась В.В.Розанову, стала эмпирически убийственной для России. Вот, ЧТО и ГДЕ ужасы. Ужасы происходят там, где их никто не замечает, а В.Розанов увидел и ужаснулся, сказав: "КУТЕЖ и ОБМАН".

По-моему, "КУТЕЖ и ОБМАН" - это самая точнейшая характеристика того, что происходило 28 марта 2017 года на гос.премии "Ника" и в частности, касательно "Речи" Александра Сокурова...

Бармин Виктор   12.04.2017 22:06   Заявить о нарушении
Екатерина, мне очень хочется ответить на Ваш вопрос в развернутом виде, но просто уже поздно и физически нет сил, пора спать. Но все же несколько слов я расскажу.
Вы спрашиваете:
"А Вы пишете о своих Учителях? Имею в виду - не только в ответах. Что-то более монументальное? Убеждена - они этого заслуживают! Поклон низкий таким Просветителям...".

Да, у меня есть ТАКОЕ, но, так скажем, написано "в стол". Здесь очень и очень личное. Один экземпляр у меня "в столе", другой - у супруги Александра Федоровича, которая, как мне известно, работает в Санкт-Петербурге.

Под названием "Университет в моей жизни" и посвящено ПАМЯТИ Александра Федоровича Управителева.

Кратко сказать, этот труд стал "изначальной-переломной точкой" в самоосознании моего пути жизни. А здесь, в ответе на Вашу рецензию, можно сказать, нечто в виде аннотации к этому труду.

Екатерина, если Вас сильно заинтересовало, то могу выслать текст по интернет-почте.

СпасиБо!


Бармин Виктор   12.04.2017 23:12   Заявить о нарушении
Добрый день, Виктор!
Да, вышлите, с интересом почитаю.

К нашему разговору.

Лукавый хорошо поработал (поработИл) с нами через язык. Что имею в виду? Сегодня многие ОПОРНЫЕ для цивилизации слова надели кавычки (сама "цивилизация" тоже уже без кавычек не воспринимается!). Любое смело можно брать для рассмотрения - "любовь", "образование", "свобода" , "ученые", "наука", "брак" и в т.ч. "просвещение". Что само по себе ужасно, говоря нам о перевернутости с ног на голову всего и вся, о крайнем извращении главных смыслов нашей жизни.

Это тоже тот самый КУТЕЖ и ОБМАН.
Кутеж - как сверхрастрата энергии (своей и чужой) и извращение сути, обман - как подмена ценностей словами в кавычках - с издевкой, с сарказмом - мол, этого и НА САМОМ... ДЕЛЕ НЕТ. Нет настоящего - ни любви, ни свободы, ни света, который несут просветители. Потому что и их самих НЕТ... Они только ими прикидываются, делают деньги на проповедях, жаждут власти и т.п. Вот каково отношение общества сегодня к важнейшим вещам. И новые мемы это закрепляют.
В итоге - смысла вообще в жизни НЕТ.

Такая нет-цивилизация. Подумайте, каков КОД!? И как он неслучаен...

С уважением

Екатерина Щетинина   14.04.2017 12:56   Заявить о нарушении
Екатерина, доброе утро!
Посмотрите раздел "личное сообщение".

Бармин Виктор   15.04.2017 08:20   Заявить о нарушении
Уважаемая Екатерина, текст отправлен и
с праздником Вас светлым Христовым Воскресением!

С уважением,

Бармин Виктор   15.04.2017 20:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Речь А. Сокурова и ответ В. Розанова чрез столетие» (Бармин Виктор)

Молодец Розанов и Вы с ним!)
"И пошел в ту тихую, бессильную, может быть, в самом деле имеющую быть затоптанную оппозицию, которая состоит в:
1) помолиться,
2) встать рано и работать."
Я за них!
А Вас с Вербным Воскресением!
С уважением,

Ольга Скворцова   09.04.2017 21:08     Заявить о нарушении
Ольга, здравствуйте!
Спасибо за такой проницательный и проникновенный отклик. Вы зрите в самое зернышко, что меня очень-очень радует. СпасиБо!
И от себя пожелание к Вам: с наступающим светлым Христовым Воскресением!

С уважением,

Бармин Виктор   11.04.2017 06:09   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Галина Николаевна!
Я РАД услышать голос Ваш вновь.

Вам СпасиБо, за всё и просто, что Вы есть.

Многие говорят о сути интеллигенции.
Вы для меня ПРИМЕР-ОБРАЗ, и прежде всего, как ЖЕНЩИНА, ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛИГЕНТНОГО!

Здравия, Вам, прежде всего желаю!

Бармин Виктор   05.04.2017 07:17   Заявить о нарушении