Рецензии на произведение «Осколки. Часть вторая»

Рецензия на «Осколки. Часть вторая» (Марина Еремеева)

Марина,

Ну, про стиль я уже в письме написала.

Здесь -- о сюжете. На мой взгляд, повесть об освобождении Лили. Звучит ужасно, но именно со смертью мужа к ней пришла свобода. Причем не от него даже, а от его взглядов, оставшихся в далеком n-ном году, от снобизма, от попыток сохранить прошлое в другой стране и других условиях. Все это душило ее, заражало и не давало до конца начать жить другой жизнью. Не хуже и не лучше прежней, просто другой. Вдобавок ко всему этому смерть мужа как будто избавила Лилю от комплекса неполноценности, который он успешно ей внушил всего парой замечаний. У меня появилось ощущение, что слова его висели над ней годами дамокловым мечом.

Пара слов об эпизоде с матерью мужа. Очень тонко об этом написано. Как тяжело пожалеть того, кто никогда о своем прошлом не говорит. И как помочь обоим, не боясь совсем все испортить?

P.S.: Айрин чУдная тетка. :)
P.S.S.: Раввин и Макаревич поразили. Макаревича ужасно не люблю, но штрих очень понравился.

Живущая На Земле   17.09.2016 10:55     Заявить о нарушении
Совершенно правильно, Глэдис. Это, к сожалению, так обычно и бывает, особенно при такой динамике брака. Хотя бывает и наоборот, женщина так и тащит на себе всю жизнь мужнины взгляды. У Лили нет прототипа как такового, но есть несколько знакомых, потерявших мужей, и некоторые освободились, а другие так и остались женами. Я Лилю люблю, она хорошая, лучше меня:) У меня вообще с этим проблема, не могу написать неприятного мне героя. Как-то не хочется так надолго лезть в его шкуру. Спасибо вам, люблю когда понимают:)

Марина Еремеева   17.09.2016 13:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осколки. Часть вторая» (Марина Еремеева)

Здравствуй, Марина.
Ну что сказать — классно. Твоё мастерство растёт. Отличная проза. Разбирать не умею, ты знаешь, тем более всё уже до меня написали. Просто скажу — молодец. Спасибо.

Рая Бронштейн   12.09.2016 11:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Раечка.

Марина Еремеева   12.09.2016 12:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осколки. Часть вторая» (Марина Еремеева)

Мне понравилось, Марин. Во второй части Набоков, все же стал американцем. Выглянувший мз за безмятежного Моцарта и пародоксального Стравинского костерчик Макара очень уместен. Ое как раз стал точкой перелома, примирения героини с естеством жизни, испарения набоковской тоски. Ведь, для Набокова мир был разделен навечно и тот - его детства изчез насегда. Сейчас катастрофа русского мира повторилась, скорее, фарсом.
Я увидел опять не то, что закладывал автор? А Вы перечитайте - с чего начинается знакомство читателям с Мишей? У него ТАМ каждый год по лауреату.
В общем, прилепите эпиграф из Набокова и продолжайте цикл.
Успехов.
Спасибо за приглашение к прочтению. Так и делайте в дальнейшем.

Алексей Земляков   11.09.2016 14:43     Заявить о нарушении
Нет, вы как раз увидели именно то, что нужно, в отличие от всех остальных. Это меня радует, значит, заложенная мысль все-таки просвечивает. Но от Набокова я, к сожалению, стилистически ухожу. Мне нравится высокий темп повествования и внутренний монолог героя, у него нет ни того ни другого. Эти рассказы я назвала как пример не стиля, а качества. Спасибо, Алексей, как всегда порадовали.

Марина Еремеева   11.09.2016 14:51   Заявить о нарушении
А у него весь смысл жизни пропал, на мать обида прошла и из сына растил большого музыканта, а оказался средним. Мужчинам свойственна эта негибкость, неумение принять. Хотя и я свою жизнь не принимаю, бешусь от ее несовершенства. Лиля во многом такая, какой я хотела бы быть.

Марина Еремеева   11.09.2016 17:09   Заявить о нарушении
Я понимаю, что Вы имели в виду планку, а не стиль. И я то же не о стиле говорил. О духе, эиоциональной окраске. И, похоже, я действительно давно не перечитывал Набокова. Потому, что думал - Лолита целиком построена на внутреннем монологе геооя, а в целом его романы очень динамичны. Может, по форме там не внутренний монолог, а исповедь-показания и динамика не суета событий, а быстрое развитие мысли? Исключая, разве, Дар. Так, вот - о планке - указанные Вами рассказы читая когда-то, я эту планку не взял. Как читатель.
Конечно, мужчине трудно принять жизнь такой, какая она есть. Просто в силу предназначения его. Мужчина - преобразователь, изменятель пространства, а женщина - выживатель, ей детей надо вырасть. Но, сейчас по-моему, эти роли сильно перемешались. Большинство мужчин отстранено от преобразования, вырождаются, освобождая место для женщин, не занятых выживанием.
Так, все же, это цикл? Эмигрантских судеб. Мне видится это интересным. Уже говорил об этом - наше поколение все эмигранты из СССР. И Таких рассказов у Вас сильно не один. В этом героиня избавляется от ощущения осколка, значит он завершающий?

Алексей Земляков   11.09.2016 17:53   Заявить о нарушении
Не знаю, не думала о цикле. Эмигрантские судьбы это конечно, а о чем же мне еще писать? Но идеи приходят так редко, точнее, события, наталкивающие на идеи происходят так редко, что я понятия не имею, какая будет следующей. Но если объединить все мои рассказы в цикл, то действительно можно назвать его Осколки.
Я вот подумала, что Лиля тоже не смирилась, судя по тому, что пытается создать школу по российскому образцу. Учитывая, что Америка страна иммигрантов, это не так уж трудно сделать, все азиаты и латиноамериканцы имеют подобный менталитет. Так что, если не гора к Магомету, то Магомет к горе. Наверное, можно было бы глубже отобразить все это в тексте, но боюсь трогать, чтобы не рассыпался.
Что касается Набокова -- я всегда возвращаюсь к нему как домой. Хотя в свое время Лолита произвела отталкивающее впечатление, но это прошло. Но вы перечитайте названные рассказы, серъезно. Особенно, учитывая ваш образ жизни, вам "Облако, озеро, Башня" должен понравиться.

Марина Еремеева   11.09.2016 18:07   Заявить о нарушении
Все видно и, конечно, ничего трогать не нужно. Рассказ получился. Я тмел в виду, что конец ге по-набоковски позитивный - американский. А увидел я, что Лиза, когда взяла дело в свои руки, перестала быть эмигранткой - стала американкой русского происхождения.
Перечитать рассказы Набокова собираюсь уже не первый год. Потому, что по-молодости его романы восхитили, а рассказы, стихи не дошли.Сейчас схватил на море что под руку попалось, оказался Твен и Куприн. Твена Простаки за границей не пошли совсем, а Куприна эту книжку читал не так давно, а перечитываю с удовольствием. Завтра качну Набокова, почитаю с планшета,

Алексей Земляков   11.09.2016 23:12   Заявить о нарушении
Оказывается, это не у меня осколки, ц меня вполне состоявшиеся люди. Осколки в Иностранке Довлатова.

Марина Еремеева   12.09.2016 07:27   Заявить о нарушении
Перечитал. Да - этот рассказ был в том сборнике, читанном мною уж четверть века назад. И, конечно, он корежил меня больше всего. Учитывая мой, как Вы выразились, образ жизни. Вам удалось найти и шевельнуть старую рану. Правда с тех пор я уже слышал, что рассказ сей о зарождении фашизма и читал куда более отстранено. Да. Это моя жизнь - вечные страдания от радостей, навязанных толпой и мечта о созерцательном уединении. Врпочем, фашизм отшумел до меня, коммунизм захирел, бандитский беспредел прокатился, оставив имунитет к липкому страху мордобоя, позволяющий найти созерцательное уединение посреди агрессии городской толпы.
А Довлатов не пошел совсем. Я начал было читать его лет 7 назад, да бросил. Так стало жалко времени на изучен е скопища буковок, высосанных из гениального пальца Великого Мастера

Алексей Земляков   12.09.2016 13:01   Заявить о нарушении
Я совершенно не люблю Довлатова. Просто вчера случайно начала, и пока кажется лучше его "советской" прозы.

Марина Еремеева   12.09.2016 14:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осколки. Часть вторая» (Марина Еремеева)

Марина, спасибо!
Я всё прочитала и прочитала все комментарии.
Мне очень нравится Ваш клуб любителей хорошей литературы, поэтому было интересно узнать мнения Ваших читателей.
Что касается меня, то вторая часть и мне показалась более легкой, воздушной и очень пронзительной. До слёз. Ничего лишнего.
Макаревич был в тему. Это наша молодость, куда же её денешь...
Смерть после примирения с матерью - человек выполнил свой последний долг и ушёл красиво в мир иной. Это очень важно. В смерти, как и в жизни очень важно, как она происходит...
Вам спасибо. Вы очень талантливый человек!

Ирина Егорова 3   10.09.2016 22:11     Заявить о нарушении
Хм, мне не приходило такое в голову. Мне скорее пришло, что не могу видеть его сломленным. А если совсем честно, то мне надо было, чтобы ОНА поднялась из пепла, я им просто пожертвовала. Теперь опять в голове пустота, мучительное состояние)) Спасибо.

Марина Еремеева   10.09.2016 22:15   Заявить о нарушении
ну вот, видите, Вы интуитивно очень красиво и логично завершили жизнь своего героя, это здорово...
наслаждайтесь пустотой!
новые замыслы в битком набитый черепок не протиснутся :))
оставьте голову на мощном проветривании!!!

Ирина Егорова 3   10.09.2016 22:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осколки. Часть вторая» (Марина Еремеева)

Мне очень нравятся такие истории с жизнеутверждающим финалом.
История жизни, ее осколки и мозаичная картинка новой жизни, склееная из осколков былого.
Текст идет гладко и естественно. Специфичные музыкальные понятия, возможно непонятные неспециалисту, только добавляют колорита. Упомянутые в контексте — умеющий думать — логически додумает.
По содержанию, классическая история любви, пути, преодолений, расставания и возрождения. И, вроде бы, сто тысяч миллионов раз пересказанная. Но в том и суть, чтоб подать по-своему, той интонацией и акцентами, что еще не слышали. Людям нравятся узнаваемые схемы, как непоколебимость самой жизни, но только обрамленные правдивой и оригинальной подачей. У вас все очень здорово получилось, Марина, а главное — интересно.

ПС: Меня всегда волнует вопрос "пошло — непошло".
Ваш момент с молодым реббе и "Костром" Макаревича, ведь на очень нежный "нос" — избито. С другой стороны, если у меня слезы навернулись на глаза именно в этом месте, разве это не то, чего хотел автор — дать почувствовать свою боль другим людям? Это тонкая грань, но вы отлично отыграли, Браво!

Мари Митчелл   09.09.2016 10:18     Заявить о нарушении
Привет, Мари. Деталь прл Макаревича— одна из немногих, взятых из жизни, это было на чьих-то похоронах, и я, помнится, была растрогана, а я что-то прилично зачерствела в последнее время и редко бываю растрогана. История, действительно, довольно банальная, но меня привлек вырисовывающийся образ героини, довольно, как мне кажется, симпатичной, я бы даже сказала, моего лучшего я, потому что я сама нетерпеливая злюка, хотя в душе, говорят, неплохая. Это вообще-то слишком легко— писать симпатичных тебе героев. Но я пока только о таких умею писать. В идеале, каждый герой должен стать автору симпатичен, в этом-то и суть, но я еще не научилась. Если я пишу, чтобы "исправить" мир вокруг себя, то зачем же мне описывать людей, которые и в жизни раздражают? Но это, конечно, никуда не годится, лимитирует, я с сама понимаю. Вот написала такое, и больше, конечно, нельзя, надо искать более трудных путей. Ну вот, вдумчивый отзыв вызвал вдумчивый ответ:)

Марина Еремеева   09.09.2016 11:31   Заявить о нарушении
Вот, видите разницу, существенную между прочим?
У вас — планы-ураганы, думы о героях! А мне — все комиксы да в шпионов играть :)

Мари Митчелл   09.09.2016 15:09   Заявить о нарушении
А что, действительно часто про Костер вспоминают на похоронах? Тот рабай это подал так, будто ему это только что в голову пришло, я еще подумала, вот молодец какой. Это, впрочем, ничего не меняет, моя героиня не знает, как и я, часто ли он использует это на похоронах
Но любопытно. Он сказал, я ехал сюда и не знал, что сказать, и вдруг мне пришел в голову Костер. Я, наивная, всему верю:)

Марина Еремеева   09.09.2016 16:14   Заявить о нарушении
во-первых, я к счастью не знаю
во-вторых, это часть гражданской панихиды, а в Израиле, насколько я знаю, оедко цитируют на похоронах что-то секулярное, все больше классику, если вообще
в-третьих, что вы так заволновались, идеально все! И реббе ваш хорош, "пошло — не пошло" от все же от общей картины зависит. У вас чистосердечный молодой реббе гоыорит эти слова, а читатель будто по-новому слышиь их и думает, а ведь на самом деле так!
все зависит от подачи, от того, насколько искреннен и убедителен говорящий. Тогда всякая затертая и махровая пошлось будет чистой и светлой истиной

Мари Митчелл   09.09.2016 16:24   Заявить о нарушении
Надо же, я действительно не знала, потому и получилось искренне.

Марина Еремеева   09.09.2016 16:42   Заявить о нарушении
с Праздником, с Новым 5777 Годом!

Мари Митчелл   03.10.2016 10:54   Заявить о нарушении
И вас, и всех ваших!

Марина Еремеева   03.10.2016 11:11   Заявить о нарушении
И всех наших!
:)))))

Мари Митчелл   03.10.2016 11:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осколки. Часть вторая» (Марина Еремеева)

ПОдобратьслова для выражения впечатления оказалось не так просто))) Раза четыре уже зачёркивал, потому что получалось банально и не то) В двух словах скажу, зато честно)))
Вот эти два слова: это прекрасно!)

Михаил Поторак   08.09.2016 09:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Мишенька, это важно. Писала два месяца и потеряла всякое представление о качестве, не представляю, как люди годами пишут.

Марина Еремеева   08.09.2016 10:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осколки. Часть вторая» (Марина Еремеева)

Спасибо вам, Марина. Даже не знаю, что ещё сказать...

Карлыгаш Мукашева   06.09.2016 23:21     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая, стараюсь))

Марина Еремеева   06.09.2016 23:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осколки. Часть вторая» (Марина Еремеева)

Полное погружение в чужую жизнь... Безупречно написано. Спасибо.

Графоман Себастьян   04.09.2016 19:34     Заявить о нарушении
Большое спасибо, я рада.

Марина Еремеева   04.09.2016 19:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осколки. Часть вторая» (Марина Еремеева)

Очень напряжённый текст - читала торопясь: а что, что же дальше, волнуясь (пульс бился, кажется, даже в горле))) и тормозя себя.
Немного буксовала в самом начале, даже подумала было: не понравится - ничего не напишу.
Понравилось. Очень.
Но ничего не хочется говорить. Наоборот - помолчать.
Где-то в самом начале царапнула одна фраза, я потом посмотрю.

Марина, а почему новелла? Это скорее мини-повесть.

Евгения Кордова   03.09.2016 23:52     Заявить о нарушении
Привет, Жень. Да, наверно повесть. Это хорошо, что напряженный, я как раз переживала из-за этого. Сама знаешь, когда долго что-то пишешь, привыкаешь к событиям, они уже кажутся тебе неинтересными. Мне Винс посоветовал начать со скорой помощи, но я все-таки не буду, мне очень важно представить именно сотрудников. Фразу давай. Спасибо.

Марина Еремеева   04.09.2016 00:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осколки. Часть вторая» (Марина Еремеева)

хорошо написала, Марина. чуть нарочитой, закольцовывающей показалась фраза - вот они, ее осколки... лишним показалось это разжевывание. и еще - не верится, что можно вот так взять и уйти "с этого леденящего душу холода". нет такого рецепта.
а в остальном - хорошо.
если найдешь время, посмотри у меня рассказ "Я сама", почему-то вспомнился после того, как прочитала твой.

Наталья Юрьевна Сафронова   03.09.2016 21:41     Заявить о нарушении
Прочла. Действительно, в чем-то похоже. А я вот, Наташ, не захотела оставлять его таким, сломленным. Изначально был план сделать ее директором школы, а ему там преподавать, но все мое существо воспротивилось этому. И я теперь вижу, что правильно сделала.

Марина Еремеева   03.09.2016 22:15   Заявить о нарушении
Наташ, я решила послушать тебя и убрала абзац про осколки. По идее, ясно из названия, а звучит действительно фальшиво. Самое смешное, что это была самая первая пришедшая фраза, с нее начался рассказ. Ну, пусть пока так, посмотрим. Спасибо тебе.

Марина Еремеева   04.09.2016 04:47   Заявить о нарушении
да, Марин, вместе с этой крошечной фразой ушла искусственность. и без того видно, что она выходит из оцепенения. и понятно, что как только у нее появится передышка в делах, сразу вспомнит своего Мишу. это ведь и так понятно.холодок остается навсегда. слава богу, что Лиля хоть немного оттаяла.

Наталья Юрьевна Сафронова   04.09.2016 07:28   Заявить о нарушении