Рецензии на произведение «Праздник, который...»

Рецензия на «Праздник, который...» (Екатерина Домбровская)

Попала на этот текст в ФБ, он потряс меня. Но коварство соцсети, не скачала, не успела откликнуться, потом что -то отвлекло, но жил в сознании, в памяти. И не только судьба юной женщины, потянувшейся к необыкновенному человеку, да что там, к гению. И горькое прозрение, и боль, и испытания. Но как же выписаны детали времени, которые помнит наше поколение, манившие тем "Праздником, который всегда..." И доля сарказма, и самоирония, и цепь испытаний -всё вместил этот короткий текст, эта изумительная проза. Нет, я не в силах передать, что испытала перечитав сейчас. Родниковая чистота и прозрачность языка, а ещё глубина подтекста, которая затягивает, преображая всё вокруг. И мелкое, несущественное отходит. Простите, Катя, совсем разучилась писать и точно выражать мысли. Надеюсь, Вы поймёте.
Низкий поклон!

Татьяна Алейникова   20.11.2018 17:26     Заявить о нарушении
Танечка! Вы - мне сегодня утешение и подарок! Вот ведь с утра думала о вас - прицельно и беспокойно.Где вы, что вы? И вот какая радость! Это и мой любимый рассказ, если я смею так сказать о своем тексте. Сам написался. Пришло ему время. И с легкостью потому. И как же я счастлива, что он вам - именно вам - столь строгой и высокочувствительной к настоящей прозе - понравился! Как ребенок радуюсь. Хочу вот еще тут - в "Мимолетности" рассказик поставить - новый, да побаиваюсь, не доверяю себе... Благословите! И помните, что я никогда о вас не забываю, просто к себе - нелицеприятна. А отсюда - сидение под застрехой. Сердечнейший привет!

Екатерина Домбровская   21.11.2018 14:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Праздник, который...» (Екатерина Домбровская)

Катя, я откликнулась на ФБ, но думаю, нелишне будет поместить и здесь, для других читателей.
«Я люблю стариков», - говорил он.
Каких стариков? Стариков – вообще, как часть народонаселения, часть человечества? Читала у Архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Любовь к человечеству - словесный блуд, любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному,- дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью». В книге «Весна души» Владыка называет такие заявления фальшью, «ложными высокими состояниями».
Искромётный слог, виртуозное владение словом Автора - и перед читателем в коротком рассказе открывается драматическая история доверчивой молодой женщины, попавшей в зависимость от лживого и жестокого человека. И пример другой, настоящей, истинной любви тонкой стрункой звучит в этом трогательном повествовании : «Любовь ее жила долго, к тому же она просто не умела тогда думать. Когда же она начала научаться этому хитрому деланию, то все равно плохо вспоминать о нем она так и не смогла…» . Неизвестно, знала ли она евангельское: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего… любовь никогда не перестаёт». Но, несомненно, залогом духовной любви послужила бескорыстная помощь там, в Свердловске, постороннего чуткого человека, позволившая вернуться домой.
Спасибо, Катя, за радость встречи с настоящей литературой.

Галина Алинина   01.08.2016 19:05     Заявить о нарушении
Дорогая Галя, и я благодарна тебе за отзыв.Правда у моего героя любовь к старикам была все-таки иной природы. Умный , талантливый человек, проницательный, слышащий, когда он не имеет в себе начал христианских, "не может в душе не презирать людей. Думаю, его истинный дар художественный восставал против фальши и пошлости мира, особенно сильно гуляющего в людях не старых, против "проказ" плоти - я не имею в виду разгульность даже, а вот это плотское животное ко всему отношение, как центр жизни. Тошнило его от этого, хотя себе позволял еще как. Позволял - да не так. Потому что был другой человек. В общем инстинктивно в своей любви к старикам он все-таки тянулся в чистоте - пусть еще не той, Христовой, но чистоте детей и не всех стариков. Очень благодарна тебе, что не поленилась еще раз посмотреть и почитать. А что в литературе настоящее, а что - нет, - это ведь только очень самонадеянные и даже амбициозные люди могут заявлять. Настоящее как-то само собой со временем выявляется. Возможно чтением большого числа народа... Тайна сия велика есть!

Екатерина Домбровская   01.08.2016 19:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Праздник, который...» (Екатерина Домбровская)

Катечка, словно бисером вышито! Какое владение словом! Так негромко, но как сильно, как трогательно и как емко! Обнимаю Ваша Галя.

Галина Иванова 3   29.07.2016 16:19     Заявить о нарушении
Галя, милая, как я счастлива, что вам понравилась моя незатейливая безделушка! Вот и мне праздник!

Екатерина Домбровская   29.07.2016 23:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Праздник, который...» (Екатерина Домбровская)

Казюня...Бедная моя пташка:поверила, доверилась, любила и не д у м а л а, да и не гадала...Любовь-дар, который был принесен в жертву, был отвергнут и, даже, не "распакован"." Сердце с годами выстывает, но всякий раз затянувшийся рубец у кого благодарно, а у кого с осуждением - помянет. Дотерпеть бы до конца, научиться, и, еще - пусть жизнь никогда не кончается, и пусть каждый будет помнить этот праздник по-своему, все мы, только "человеки друг перед другом..."

Элеонора Андриевская   18.07.2016 13:58     Заявить о нарушении
Элюничка, сердце мое горячее, нежное, мужественное! Дурочка моя Казюня. Дурочка была и в чем-то осталась. Не все житейски умеют даже к 20 годам научиться практически жить, быть готовыми к этой нашей жизни... Другие все схватывают, все умеют оценить, рентгеном просветить. А тут дура - дурочкой - только что не юродивая. И про рубцы на сердце - очень хорошо сказано! А Казимира сохранила сердце и ее неумелость "ориентироваться", плавно перешла в любовь и молитву , как состояние души. Ей больно было - да. Но она как-то не винила никого вокруг - разве что себя ей было за что винить. Вероятно подспудно чувствовала, что не надо было всего этого... Потому и не винила. Между прочим на том вся аскетика стоит.

Екатерина Домбровская   18.07.2016 14:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Праздник, который...» (Екатерина Домбровская)

Мне кажется, вот так и выглядит совершенство. Вот так и выглядит созвучие таланта и труда.

Чистейшей воды шедевр! Какое-то запредельно совершенное единство настроения эпохи, ее предрассудков и ее, эпохи, внешних форм бытия - с конгениальной ей формой повествования. И форма при этом - не довлеет себе, а служит естественным выражением содержания, которое ее, форму органично образует - и в каком оно, кажется, единственно и может существовать. Вот это и есть ощущение совершенства: уверенность, что все разрушится, если хоть что-то уберешь!..

И над всем этим совершенством формы и содержания - его величество СМЫСЛ, одухотворяющий, согревающий, оживляющий! И если форма – хемингуэйевская, то по ДУХУ - рассказ совершенно чеховский ! Здесь есть отражение явления – приговор которому звучит печально и тихо, без гремящего обличения, без пафосной ханжеской проповеди – но так, что само по себе повествование обличает, указует, обнажает... И за всем этим нет ни злости, ни обвинений, ни личной обиды – просто переболевшая, отстрадавшая своё душа, тихо и понимающе отпускает на волю призраки прошлого – сострадая теперь уже им, не понявшим когда-то, когда они были людьми, что все их восстание против лжи, может быть, искреннее в своем импульсе, вышло ложью, позой, фразой… Что их аскетизм был формой гордыни. Что их декларации о любви – к тем или другим, - оказались лишь выражением любви к самому себе, пошлым эгоизмом. Потому что во всем этом они оказались неспособны к главному: к любви – не то что высокой христианской, но самой обыкновенной земной – безотчетной, безусловной, тихой… Той, которую они презрели оттолкнули и той, которая, претворенная годами и страданиями в высокое состояние духа – однажды прольется для них утешением молитвы о них, неприкаянных, бесприютных в неведомых далеких мирах…

Франк Де Сауза   17.07.2016 19:44     Заявить о нарушении
Франк, а я только вот сейчас прочла рецензию твою. Почему-то у меня она в нумерации рецензий не отпечаталась. Прости. Написал вдохновенно и высоко. Но что может автор на это сказать? Рад автор, что так понят, не будем лукавить. Думаю, что в рассказике получилось слету и случайно. Второго такого не напишу. Спаси тя Христос!
Открою: я писала это с большой болью о том человеке - поэте. Хотя это был запредельно трудный человек. Но почему-то было его ужасно жалко, а творчество его для меня - всегда притягательно. Хотя он в силу своего характера и образа жизни успел написать немного. Но мне всегда нравилось его слов - в крепости своей, и ход мысли - я его в глубине понимала. Это был очень умный человек. Но куда ему было тогда дело до той дурочки, что поехала за ним - за не длинным, а хоть каким-то рублем и наукой в профессии...

Екатерина Домбровская   18.07.2016 14:30   Заявить о нарушении
Катя, ну что ты - какие извинения!

Знаешь, это вот пример рассказа необычайно трогательного, сильного по воздействию на эмоции - но при этом не поверхностно сентиментального, а глубокого и внутренне даже строгого - не к другим строгого, а вот как бывает строгим и любящим одновременно взгляд с иконы.

И еще - он очень целомудрен.

Франк Де Сауза   18.07.2016 19:27   Заявить о нарушении
Спасибо. Строгий взгляд наверное у автора. И всех жалко.

Екатерина Домбровская   18.07.2016 19:40   Заявить о нарушении