Рецензии на произведение «Единственный раз, когда Бастеру стало страшно»

Рецензия на «Единственный раз, когда Бастеру стало страшно» (Юлия Моисеенко)

Юлия, спасибо за удовольствие!)
Очень понравилось про зверушек в начале - трогательно, мило)

Рассуждения Китона о кинематографе как мире иллюзий, в который не стоит уходить "с головой", также интересны и, конечно, полны здравого смысла. Я узнавала себя в тех строках, где написано про влюбляющихся с полоборота под влиянем кинообразов))) Искренне смеюсь над собой вместе с Китоном и Вами))) Это здорово!)

От себя хочу также добавить, что все-таки мир кино тем и хорош, что обладает силой оживлять в умах мир грез, прекрасную идиллию. Пусть в глубине души мы знаем, что этот мир лишь на экране, но все же, сколько хороших дел, я полагаю, было совершено в мечтах сделать реальный мир чуть более похожим на то лучшее, что нарисовал нам экран и его небожители. Вспомнила слова Т.Круза: "Что делает кино незабываемым? Капелька волшебства..."

Эпизод с Бастером в круглой "клетке" со львами также позволяет почувствовать, что реальный мир полон эмоций, впечатлений, интересных сюжетов, а это может воодушевить не меньше, чем мир грез.

Ирония, позитив, живость героев и атмосфера старого, изначального Голливуда пробудили во мне интерес к теме еще больше) Спасибо, Юлия!

Миллена Роуз   09.11.2018 23:39     Заявить о нарушении
Дорогая Миллена, большое спасибо вам за обратную связь. Тем более, такую эмоциональную и подробную! Для меня это очень важно, потому что даёт силы продолжать свой медленный, кропотливый, многолетний труд.

"Искренне смеюсь над собой вместе с Китоном и Вами)))" - А кто вам сказал, что мы смеёмся? особенно я?! ;)))

То, что у синематографа есть и светлая сторона, - безусловно, иначе Бастера бы там не было. :) Бывает, люди мечтают-мечтают, а потом возьмут да и сделают что-нибудь эдакое!

К слову, упомянутый вами Том Круз тоже любит выполнять свои кинотрюки без дублёров. Недавно здорово расшибся о стену в полёте, слышали? Бастеру этот трюк тоже в своё время не очень удачно дался, я ещё напишу об этом, когда появятся силы, время и вдохновение. :)

Чего и вам от души желаю - неиссякаемого вдохновения, свободного времени, творческих сил!

И ещё раз - это вам большое спасибо, Миллена! Буду рада продолжению нашего знакомства!

....Подозреваю, что глава про паровоз вас тоже тронет. :)

Юлия Моисеенко   23.11.2018 22:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Единственный раз, когда Бастеру стало страшно» (Юлия Моисеенко)

Текст неоднороден, разнопланов, хочется присмотреться, вчитаться. Займёмся. С зоосадом всё понятно до тех пор, пока герой повествования движется к месту действия. И вот перед нами (перед ним) клетка со львами.

«Хищники … невероятно огромны. … огрызались, обнажая клыки длиной чуть ли не с ладонь … Пышные гривы торжественно колыхались … Жёлтые глаза … смотрели властно, в упор, почти не мигая.

…что-то неслыханное. Никогда ещё босс [Бастер] не был так разговорчив. Слова лились монотонно, почти нараспев…

Протянул слегка дрожащую руку к задвижке. Актёр часто-часто дышал. Глаза у него пылали огнём. На губах играла шальная улыбка, при взгляде на которую окружающие неожиданно для себя испытали зависть и жгучий стыд».

Экстатическое состояние. Острота, риск, кайф. Что ставится на кон? – Сущая ерунда – жизнь. Что при этом нараспев, монотонно вещает актёр?

«… синематограф в сущности – одна большая иллюзия и ничего более. И хотя этот сказочный мир ценен сам по себе, потому что даёт человеку чувство свободы, разрешает уноситься фантазией в неведомые сказочные дали с реальностью его путать нельзя, потому что он не имеет к ней ни малейшего отношения. Люди должны понять, что в жизни нельзя искать идеальные образы, здесь их нет… Но зато они существуют в идеальном мире синематографа…»

Итак, в жизни идеальных образов не находим, они размещаются в пространстве кинематографа. Оттуда черпаем иллюзию свободы. (Вспомнил "451 по Фаренгейту" Бредбери. Там жена героя погружена не в кинематограф, так в телевидение, но иллюзии все там, и для жизни ей этого достаточно. Кинофикация обывателя, с замиранием сердца, с восторгом следящего за отчаянно рискующими…)

Не искать в жизни идеальных образов…

Вроде бы разумно. Отдать на откуп искусству кинематографии способность формировать иллюзии… или всё же доверять собственной фантазии и вкусу? Идеалов в жизни, конечно, днём с огнём не сыщешь, но можно отыскать в реальности то, что оказывается окном в идеальное… нет, искать надо – иначе не обнаружить в себе подобие Творца, а ведь человек создан по образу и подобию… окно, не решётку зверинца…

«Я выверну наизнанку все штампы этого вымышленного мира».

Заодно и себя. В крайнем случае, помогут львы. Бастеру сошло с рук, а вот одному бакинскому семейству, прогуливающему львов как собачек, не повезло. История известная тому, кто был в полном разуме в третей четверти прошлого века (в СССР). Как там фамилия семейства?… не помню.

Нет, Бастер не о зверствах, а о штампах. Другое дело. Но при чём тогда эпизод в клетке?

«Это мифы, место которым – в волшебном мерцающем чёрно-белом мире, где человек уверенно открывает рот, а с губ не слетает ни звука, который зритель мог бы услышать. И в этом есть особая прелесть, даже поэзия, если хочешь, нечто от языка небожителей. Искать их по нашу сторону экрана, тем более подражать им – дело не только неблагодарное, но и опасное. Так можно вовсе утратить связь с реальностью, заблудиться между мирами, а это грозит…»

По нашу сторону экрана ищут и находят. Не помню, как это называется: спуск на лыжах с вершин горы без трассы; полёт-планирование на крыльях, напоминающих о летучей мыши – вдоль склона, лавируя в опасной близости от поверхности, чтобы под конец раскрыть парашют и уцелеть (не всегда получается); … список можно продолжить.

У нас работает женщина, сын которой разбился подобным образом (вариант лыж). Остались две маленькие девочки и жена-инвалид. Мать работает тяжело, выбивается из сил. У женщины никаких иллюзий, все иллюзии унёс с собой сын.

Недавно смотрел видеоматериалы о варианте полёта на перепонках под руками. Зрелище фантастическое. У одного из летающих парашют в финале не раскрылся, разбился. Интересное кино.

«… я предлагаю зрителю вырваться из мира иллюзий и самообмана. Иначе синематограф породит поколение праздных наивных мечтателей. Только такие безумцы способны влюбиться без памяти после нескольких минут невинного разговора. А всё почему? Потому что их головы напичканы вымышленными образами, на которых хорошо заработали сценаристы, «звёзды» и режиссёры. Им ничего не стоит примерить детально проработанный в ярких мечтах образ на живого человека… Наверное, где-то он существует, этот лёгкий сказочный мир, да только зрителю туда нет дороги. Есть лишь окно экрана, через которое можно подглядывать…»

Зрителю, как мы выяснили, туда дорога есть. Это относится как к любви (воспроизводство киношаблона), так и к риску, великолепно оформленному и, бывает, хорошо оплачиваемому.

«Иллюзии – слишком сладкий яд для мечтателей. Даря человеку призрачную возможность быть всесильным и безгранично любимым, проявлять великодушие, ничем при этом не жертвуя, испытывать страсти, не мучаясь, рыдать и смеяться в голос в темноте кинозала, когда никто не смотрит и не осудит, отчаянно рисковать, не подвергая себя опасности, даже умирать не умирая, он исподволь отравляет реальность…»

Не такой уж яд. Просто мечтатели бывают разные. Одни покидают кинотеатры, возвращаясь в реальность, сохраняя чудесные воспоминания. Другие обезьянничают, сами себе режиссёры. Мне приходилось видеть драки, скорее избиения, в которых горе-герои играющие мускулами, выглядели просто нелепо и смешно. Последствия отвратительные, к смеху не располагающие. Действующие лица играли в "крутых", но были просто идиотами, не обладающими ни фантазией, ни способностью чувствовать других. В нынешнюю эпоху появились видео, в которых засняты реальные сцены убийств, производимых в кинематографической стилистике. Прогресс налицо.

Оставим в покое криминал. Вернёмся в зоосад. Так безумен Бастер или дерзновенен?

Думаю, – ни то, ни другое. Он экстремал. От экстремалов бьющихся на мотоциклах, расшибающихся в лепёшку при спуске на подобиях крыльев, поднимающихся без страховки по стенам многоэтажных зданий до самой крыши, Бастер отличается тем, что создавал образы, строил чёрно-белые сюжеты. Добавим сюда мастерство художественных приёмов и получим явление, не просто удивляющее зрителей, но и дающее им переживания, пусть и порождённые иллюзией экрана, но неожиданно глубокие и запоминающиеся.

Пожалуй, этого достаточно. Художник сам себе клетка, сам себе лев и летучая мышь.

Так что же текст, спровоцировавший меня на все эти малосодержательные рассуждения? – Прочитал, словно кино посмотрел. Значит, написано хорошо, остальное можно было бы опустить, но раз написал зачем-то – оставляю как есть, желая показать автору, что впечатление имеет место быть и на безрассудство толкает… причём без всякого для меня риска… надеюсь.

Владимир Каев   18.10.2017 22:34     Заявить о нарушении
Благодарю вас за развёрнутый отзыв, Владимир. Как всегда, наводите на интересные мысли.

Эйфория актёра, оставшегося в живых после знакомства с гигантскими хищниками, на мой взгляд, весьма понятна и человечна. Странно было бы не испытать её при таких обстоятельствах. Но говорить о Бастере: «экстремал » — то же самое, что сказать про маститого нейрохирурга с пятидесятилетним стажем, спасшего сотни жизней: «Ему просто нравится резать людей» или назвать Рафаэля маляром: ну, тоже махал же кистью… Опасность была его ПРОФЕССИЕЙ, его искусством — но не игра со смертью, а наоборот, выживание. Недаром среди его коллег в ходу поговорка: «Хороший каскадёр — живой каскадёр» и: «А смелые все давно на кладбище!» Именно трезвого расчёта здесь куда больше, чем романтики.
Китон чуть ли не с рождения изумительно владел своим телом, за что в полугодовалом возрасте получил своё прозвище «Бастер» (в переводе: «профессиональное падение с кувырком; нечто неслыханное») от восхищённого Гарри Гудини. Кроме того, известно, что его восприятие времени отличалось от нашего: он чувствовал не то десятые, не то двадцатые доли секунды, точно сейчас не вспомню. И, наконец, третий решающий фактор: в их семье телА мистически легко восстанавливались после любых физических повреждений, точно заговорённые. (Хотела здесь привести пример, но не буду, поберегу нервишки читателей). Обладая от природы столь редкими талантами, странно было бы в его ситуации пойти работать в банк, например, или перебирать бумажки в конторе. Это то же самое, что связать здоровому человеку ноги или надеть на глаза непроницаемую повязку. Можно, но смысл?
Между тем, не помню случаев, чтобы Бастер нарочно искал адреналина, как эти парни из ваших примеров. Во-первых, адреналин его сам находил (только в раннем детстве — несчётное число пожаров, железнодорожных катастроф и, наконец, полёт на урагане). А во-вторых, человек просто хорошо выполнял свою работу, подстраиваясь под её специфические требования — ни больше, ни меньше. Долгие годы он жил с полным запретом исполнять трюки: писал сценарии, шутки, а в свободное время преподавал игру в бридж и конструировал хитроумные аппараты для развлечения друзей и родных. Адреналиновый наркоман так не смог бы. ЛЮБЫЕ химические зависимости — это не про него, по свидетельству семейного врача Китонов. К слову, Бастер освоил за свою жизнь ещё уйму профессий и увлечений, не имевших ни малейшего отношения к риску.
Да, и безответственность (если вы об этом) — тоже не про него. Этот человек уже с появлением младшего братика и сестры привык отвечать за них, а заодно и за маму, и за выпивающего отца. Парень лет десяти вёл финансовые дела семьи, организовывал гастрольные переезды, играл в занудных спектаклях, оплачивая нянек, а потом и учёбу для младших (сам нигде не учился). С возрастом количество людей, за которых он «отвечал», и со всей серьёзностью, только увеличивалось.
В этой главе я как раз описываю тот редкий случай, когда Бастер недооценил уровень опасности и сам это понял, но всё же пошёл на риск, потому что этого требовал замысел фильма и весь монтаж предыдущих сцен. При этом ему хватило благоразумия «не выпендриваться» и честно отказаться от съёмок второго дубля. Фраза: «Европа не увидит этой сцены!» — стала в Голливуде крылатой и даже была использована в чьей-то комедии.
Ну, а причём здесь его рассуждения? Это, наверное, слишком сложная тема. Мало кто слышал, чтобы Бастер пространно делился своей философией, он всё держал глубоко в себе, выдавая наружу только «истории». И только в день смерти, по словам Элеоноры, «сделался необычайно разговорчив», словно пытался выразить нечто такое…, а заодно, может быть, отсрочить роковой укол обезболивающего. Мне показалось, что тут сложилась несколько похожая ситуация. Бастер не знает, вернётся ли живым из клетки — и сердце требует поделиться напоследок мыслями, опасениями, сомнениями, которые переполняли его во время съёмок этого самого загадочного, недооценённого, опередившего свою эпоху фильма. Его «серьёзные» коллеги лишь через много лет задумаются о влиянии синематографа на подсознание и сознание зрителя, о причудливом взаимопроникновении зазеркальной жизни и жизни по нашу сторону экрана. Обо всём, что ещё в 1924 году изложил в форме лёгкой, изящной шутки мало рассуждающий комик с непроницаемым лицом.

Юлия Моисеенко   19.10.2017 12:57   Заявить о нарушении
Вчера написал реплику и сразу же пожалел об этом. Получилось не о том: не о Бастере и не о тексте, а какие-то сторонние ассоциации не лучшего плана.

Сегодня прочитал Ваш ответ и порадовался, что не поддался голосу благоразумия, не отказался от реплики. Вы замечательно изложили свою точку зрения. С удовольствием прочитал и пометил себе, что будущий роман о Бастере должен быть хорош. Надеюсь его прочесть. Бастер, что называется, не мой герой, но Ваше отношение к нему...

Надо присмотреться.

Владимир Каев   19.10.2017 15:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Единственный раз, когда Бастеру стало страшно» (Юлия Моисеенко)

"их головы напичканы вымышленными образами, на которых хорошо заработали сценаристы, «звёзды» и режиссёры. Им ничего не стоит примерить детально проработанный в ярких мечтах образ на живого человека, втиснуть жертву в эти красивые рамки, ошарашить внезапным обожествлением, упорно не замечая несоответствий… потом постепенно начать прозревать… потом – упрекать и страдать, потом – развенчать и расстаться… И тут же отправиться на поиски нового идеала. Наверное, где-то он существует, этот лёгкий сказочный мир, да только зрителю туда нет дороги", - ошеломляюще! Актер немого кино сформулировал смысловые пружины восприятия кинематографа. Впрочем ему помогла Юлия - бесконечно чуткая к страхам и надеждам своих героев писательница.

Архипов Петр 33   08.04.2017 09:53     Заявить о нарушении
Если бы просто «актёр немого кино»... :))))) Актёр, каскадёр, режиссёр, гэгмен (автор шуток), сценарист, он охотно стоял за камерой, сам монтировал свои фильмы, занимался кастингом, дрессировал животных, сам искал места для натурных съёмок, изобретал декорцации, костюмы и реквизит, сводившие с ума самого Сальвадора Дали, Гарсию Лорку, Кортасара, Набокова и иже с ними… А главное — возил готовые фильмы на предпоказы куда-нибудь в глушь, подальше от конкурентов (не сообщая никому, что это — предпоказ), инкогнито присутствовал на сеансе, тщательно отслеживал реакцию зала и, если нужно, переснимал хоть весь фильм десятки раз, выбрасывал и перекраивал самые дорогостоящие сцены, пока не добивался нужной реакции. Бастер знал весь процесс и всю подноготную, чем мало кто может похвастаться в богатой истории синема.
А «Шерлок Младший», о котором идёт речь в этой главе — вообще особенный фильм, на десятилетия опередивший время. Тогдашний зритель его не понял, не принял. Зато современные глубокие критики пересматривают его буквально по кадрам, находя всё новые бездны смысла, касающиеся связи между искусством и подсознанием. Один из них написал, что вся история кинематографа могла бы повернуться иначе, если бы в своё время «Шерлока» восприняли не как обычную пародийную комедию, а как ФИЛЬМ, достойный серьёзного рассмотрения.
К слову, когда Бастер говорит, что ощущает себя человеком по ту сторону экрана, через который никак не может пробиться — это его подлинные слова, только в моём пересказе.

А вообще, дай Бог всем — а особенно вам, Пётр! — таких же вдумчивых и благосклонных читателей. Самую суть ухватили. :) Спасибо!!!

Юлия Моисеенко   11.04.2017 09:35   Заявить о нарушении
У меня есть немного отличных читателей, а Ю.М. - это скорее даже мантра успеха!
Очень интересно про Бастера! Он был, вероятно, похож на Микеланджело по трудоспособности и таланту.

Архипов Петр 33   11.04.2017 17:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Единственный раз, когда Бастеру стало страшно» (Юлия Моисеенко)

Верите или нет, но я обожаю Бастера Китона. Какой-то неземной любовью обожаю, специально купила большую красивую коробку со всеми фильмами. Даже мужа подсадила. Начали с "Навигатора". Муж был в шоке оттого, что никаких дублеров и каскадёров не было. После чего смотрел вместе со мной не дыша.
Великий актёр, режиссёр, да и просто красавец-мужчина, таких сейчас не делают.
Что-то много букв, а смысла ноль, уж простите.

Юлия, с уважением

Юлия Олейник   16.06.2016 01:57     Заявить о нарушении
Вот это да, Юлия! Вот это подарок судьбы! Значит, не зря я сразу почувствовала в вас родственную душу! :)
Меня, кстати, наоборот, мой муж подсадил. :)))
Ну, тогда я просто от всего сердца рекомендую вам, когда будет время, полистать выложенные здесь главы о Бастере, потому что в них, пусть и в художественной форме, изложен совершенно уникальный материал, который я собираю вот уже несколько лет. Он позволяет лучше понять то время, представить себе рабочую атмосферу и самое главное: КАК создавались величайшие в истории фильмы великого Бастера Китона.
Вот...
А я к вам тоже буду ещё заглядывать, обязательно!

Искренне ваша,

Юлия Моисеенко   16.06.2016 21:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Единственный раз, когда Бастеру стало страшно» (Юлия Моисеенко)

Отличная история! Я помню эту сцену в "Шерлоке младшем", был помнится, удивлен, как там классно все смонтировано и придумано.
У меня вопрос - а для чего нужен дубль для Европы? В чем разница между американской версией и европейской? Ведь слов же не было, только титры? А титры можно перевести на любой язык и вставить в фильм. Можете пояснить этот момент?
Спасибо!

Владимир Гурьев 2   14.05.2016 21:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!

Надо же: вы совершенно застали меня врасплох… Я оказалась морально не готова к положительным отзывам. :)) Большое человеческое спасибо вам за поддержку, я ведь только начинаю писать СВОЁ и чувствую себя в чужой тарелке. :) Не могу рассказать, насколько это приятно и интересно – встретить единомышленника, да ещё знатока!
Да, здесь выложены главы из романа, который пока ещё только пишется – увы, гораздо медленнее, чем хотелось бы. Материалов и вправду собрано много: оцифрованная американская пресса 20-х гг., мемуары современников, сборники интервью, вдумчивая кинокритика, покадровый анализ главных картин и так далее. Кстати, если вам будет любопытно, советую отыскать в сети автобиографию Бастера под названием «Мой удивительный мир фарса», она есть на русском языке. Читается на едином дыхании!
Да, и если будет желание - можете посмотреть вКонтакте посвящённую Бастеру Китону группу, я там пару лет подряд выкладывала свои находки, любопытные переводы статей, отрывки из книг и т.п.
Очень рада, что сподвигла вас пересмотреть комедии Китона: оно того стоит, не правда ли? :) Та мелкая подробность из «Генерала», о которой вы упоминаете, – моё личное наблюдение, чем и горжусь. :) «Превращение» происходит прямо у нас на глазах, но даже самые искушённые зрители десятилетиями ничего не замечали, заворожённые в этот момент игрой кудесника-Бастера! (Так же, как никто в упор не видит его искалеченного пальца, даже когда он жестикулирует перед самым лицом…)
Что же до вашего вопроса насчёт «европейской версии» - по всей видимости, дело в том, чтобы как можно скорее отправить в европейский прокат оригинальную версию, а не копию. С этой целью на площадке часто работали двое операторов, стоявших плечом к плечу (те самые Берт и Дэв), либо один и тот же трюк Бастеру приходилось исполнять дважды. В особо сложных случаях сцена заменялась анимацией или вообще аккуратно вырезалась. Если будут ещё вопросы - пишите, расскажу, что смогу. :)

С уважением, благодарностью и радостью от знакомства,

Юлия

Юлия Моисеенко   15.05.2016 23:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия! у вас очень хорошо получается, продолжайте! При случае обязательно разыщу эту группу в контакте (я в соц сетях не участвую, как-то не моё это). Книгу тоже постараюсь почитать.
Спасибо ещё раз за ответ - вот и есть настоящий знаток, а я то что - так, интересующийся) Буду ждать новых глав!

Владимир Гурьев 2   16.05.2016 12:47   Заявить о нарушении