Рецензии на произведение «Человек и Проза как ИГРА и нечто серьезное?»

Рецензия на «Человек и Проза как ИГРА и нечто серьезное?» (Бармин Виктор)

Так красиво могло повезти только Цою, когда в расцвете сил смерть становится венцом всех дел, слов, вопросов, когда уже ничего нельзя ни спросить, ни ответить, ибо точка поставлена смертью.

Дмитрий Лазутов   18.02.2016 19:20     Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек и Проза как ИГРА и нечто серьезное?» (Бармин Виктор)

Виктор, прочла с интересом, с каким всегда воспринимаю Ваши эссе.

Мы воспринимаем многое как игру или принимаем игру всерьез до отчаяния. Неважно - но в обоих случаях мы так УЧИМСЯ. Эта модель дана Богом - играть. И не нам ее отменять.

Соотношение серьезности и игривости - различно, это есть наши личные свойства, характеристики.

У каждого человека свой смысл слов-понятий, практически сколько людей - столько смыслов (если учитывать все нюансы). Цель социальных коммуникаций, в том числе и на Прозе - совместный поиск смысла (со-мысла).
И это стоит приветствовать!

А если ты чересчур серьезен-пафосен, то тебя товарищи обязательно поправят - "шуткой юмора".
И это здорОво.

С теплом

Екатерина Щетинина   06.02.2016 19:06     Заявить о нарушении
Екатерина, здравствуйте! и благодарю за содержательный отклик.

В данной публикации мной затронута (пока всего лишь слегка касаясь) глубочайшая проблематика (а "Проза" всего лишь как частный и наглядный предмет для более масштабного обзора рассмотрения), возможно, которую еще никто не раскрывал с того угла зрения, КАК открылось мне однажды внезапно, но что созревало во мне долгие годы. (Возможно, здесь столкновение разных мировоззрений. Одно, как взгляд Й.Хёйзинга, другое, как взгляд представителей русской религиозно-философской мысли).

Екатерина, у Вас интересные размышления, как дополнения к тексту, к проблематике.
НО проблематика, которую я затрагиваю, рассматривается мною, так скажем, совсем в другом срезе размышлений. Центральная точка проблематики не в соотношении "серьезности и игривости" в мировом многообразии феноменов (мира людей), а в более глубоком онтологически-аксиологическом срезе мысли. (И здесь, если хотите, столкновение Образа философии Й.Хёйзинга с образом философии Н.Бердяева-Б.Вышеславцева-Ф.Достоевского).
В чем, конкретно, сокровенный срез проблематики?..

Например, вот у Й.Хёйзинга есть заключительная полемическая мысль (и не просто частная мысль частного автора, а срез целого мировоззрения мыслителя, который возможно отражает взгляды многих), как:

"...Игра сама по себе, говорили мы в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Сама по себе она не может быть ни дурной, ни хорошей..." (Й. Хёйзинга).

Вот скажите, Екатерина, у Вас под кожею не холодеет, не стынет кровь от этих слов Хёйзинга?.. Все ли здесь (в сей мысли) так замечательно, что может вызвать лишь улыбку?..

Хорошо, рассмотрим примеры, взятые из глубины веков.
Например, у меня есть притча-эпиграф к одной из публикаций:

...("ИГРА сама по себе")... - это некий
"танец Саломии", преподносимый как очаровательный
текст-игра и маскарад, таинственно зашифрованный,
но, в конце концов, заключающийся (как сквозь "тусклое
стекло" зрения явлений) в усекновении главы пророка и
гласа, вопиющего в пустыне (иль в отсечении высшей
свободы духа ради "малой свободы" как "свободы ОТ
и ДО", и обратно)...

Вопрос: танец Саломии сам по себе - это чтО? Это ТЕКСТ-ИГРА, не содержащий в себе нравственной нагрузки? Допустим, что так. Но возникает другой вопрос: а после усекновения головы Предтечи Иоанна "танец Саломии" несет ли нравственную нагрузку или, говоря словами Й.Хёйзинга, лежит ли "ВНЕ СФЕРЫ нравственных норм"?

Другой пример из истории событий Евангелия.
У евангелистов описывается, как Иисуса Христа первосвященники со стражей водят то к Понтию Пилату, то к царю Ироду, то, вновь, к Пилату. И весь сей ПРОЦЕСС СУДА над Иисусом можно рассмотреть как своеобразная ИГРА внутри конкретного социума. Если рассмотреть этот ПРОЦЕСС СУДА над Иисусом как ИГРУ некоторых кукловодов (царь Ирод, Понтий Пилат, Первосвященники), то возникают вопросы: а кто РЕЖИССЕР сего ПРОЦЕССа, разве Всевышний или сей ПРОЦЕСС от лукавого, и если это всего лишь ИГРА, то разве Иисус как центральный образ в этом ТЕКСТЕ является всего лишь слепой игрушкой в руках "богов"-кукловодов, разве Иисус не показал всем (пред царем Иродом, который насмехался над Иисусом, пред Пилатом, пред Первосвященниками), что пред ними предстоит Личность-Образ-Лик?..

И здесь возникает ВОПРОС: если ИГРУ рассматривать не как один из элементов Жизни, а как узловую сущность самой жизни по формуле "Жизнь есть ИГРА", то какова ЦЕННОСТЬ человеческой жизни, когда "ЖИЗНЬ-ИГРА" со-стоит вне сферы нравственной нагрузки? ЧтО стОит жизнь человека и в чем критерий её ЦЕННОСТИ в МИРЕ, существование которого протекает ВНЕ СФЕРЫ нравственных норм? Вот вопрос.

Екатерина, посмею поставить под вопрос, под сомнение Ваш посыл мысли, как...
Вот Вы говорите: "У каждого человека свой смысл слов-понятий, практически сколько людей - столько смыслов (если учитывать все нюансы)..."

Замечательно. Тогда давайте представим, что по взглядам и по мысли царя Ирода и Первосвященников Иисус есть не Христос, а всего лишь самозванец, богохульник и бунтовщик.

И какова здесь Ценность плюрализма мнений, убеждений?..

Достоевский как-то в разговоре с Сувориным преподал таковой аргумент: если я поступаю по убеждению, убиваю человека, то поступаю ли я нравственно.
Рассмотрим? Ведь, с точки зрения Первосвященников и царя Ирода, они сами себя считают людьми нравственными, т.к. поступают по убеждению в своей правоте, что касается ПРОЦЕССа над Иисусом.

И вот теперь рассмотрим другой аргумент, как: ЕСЛИ Я ПОСТУПАЮ ПО УБЕЖДЕНИЮ, что ЖИЗНЬ ЕСТЬ ИГРА ВНЕ СФЕР ЗАКОНА, и играючи убиваю человека, демонстрируя полный игровой ПРОЦЕСС, то тогда поступаю нравственно?..

Другой вопрос: если утверждается, что "Цель социальных коммуникаций, в том числе и на Прозе - совместный поиск смысла", то тогда ДЛЯ ЧЕГО и на каком основании нужен этот СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК СМЫСЛА, когда "У каждого человека свой смысл слов-понятий"?.. Какова тогда ЦЕННОСТЬ сего СОВМЕСТНОГО ПОИСКА некоего ЕДИНОГО СМЫСЛА, когда уже априори ЦЕННОСТЬ Единого Смысла отрицается?..

Екатерина, вот интересно, вот на ПРОЦЕССЕ у царя Ирода Иисус также предстоял пред судьями как "чересчур серьезен-пафосен"? Смеялся ли и иронизировал ли Иисус над самим собой, когда предстоял пред "судьями", которые, наоборот, потешались над ним, а ОН предстоял в молчании?

Какова СЕРЬЕЗНОСТЬ МОЛЧАНИЯ Иисуса, предстоящего пред "судьями", которые желали отправить Его на Голгофу?.. Есть ли в сей сцене пафос "игривости"-несерьезности, что ВНЕ СФЕРЫ НРАВСТВЕННОГО?..

ЧтО есть ЦЕННОСТЬ жизни человека, если самая ЖИЗНЬ всего лишь ИГРА, как сон, как забава и как то, что лежит ВНЕ сферы нравственной серьезности?..

Вот (приблизительный, в виде наброска) КРУГ вопросов, из которого мне предстоит найти Точку разрешения.

С уважением,

Бармин Виктор   07.02.2016 20:40   Заявить о нарушении