Рецензии на произведение «Наука ли История? 28 марта Всемирный день историка»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Пушкин не был историографом.
Константин Берёзин 08.03.2018 00:16 Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод 08.03.2018 10:58 Заявить о нарушении
Нынешней власти не нужны думающие люди,знающие историю им нужны верующие." Нам нужны верующие люди.""Только фанатичная толпа легко управляема."Адольф Гитлер-это недавняя история,но молодёжь и этого уже не знает...
Владимир Вода 29.03.2015 11:53 Заявить о нарушении
Спасибо.
Версия Автора 29.03.2015 13:35 Заявить о нарушении
Чувствую - наболело. Так оно, уважаемый: у самого порой руки опускаются. Вот Вы сетуете, к примеру, что история России времён стародавних "спрятана" (отчего я также негодую), а я не могу найти простейшие данные всего-то двухсотлетней давности! Третий год! Макулатуры Советской власти не хватало, ишь ты! Пропали когда-то богатейшие уральские архивы "ни за понюшку табаку", как говорится.
С уважением - "местечковый историк" Дмитрий.
Дмитрий Криушов 28.03.2015 22:12 Заявить о нарушении
при том что, уважаемый Дмитрий, мне это особливо больно, ибо я сам уральский - из Оренбуржья.
А выход какой - каплей, что камень точит. И Вы, и я.
НОПАСАРАН!
Версия Автора 28.03.2015 23:14 Заявить о нарушении
Вдова Клико 29.03.2015 09:13 Заявить о нарушении
Версия Автора 29.03.2015 12:26 Заявить о нарушении
Вдова Клико 30.03.2015 10:16 Заявить о нарушении
Хотя любая версия имеет право на существование, если подкреплена солидными источниками и выдержала проверку временем. А то ведь это же кошмар, что вытворяли тогдашние авторы "оршанской пропаганды" в пасквильных летучих листках с образом Московита (Лапка, Шлихтинг, Штаден, обиженный Курбский и проч.). Оттуда можно почерпнуть куда более чудовищные интерпретации. Где-то вот так.
С уважением.
Версия Автора 30.03.2015 11:45 Заявить о нарушении
Вдова Клико 31.03.2015 08:53 Заявить о нарушении
Вдова Клико 31.03.2015 09:37 Заявить о нарушении
Однако, раз уж завязалась беседа, то давайте любительски расставлю точки над I, насколько позволяет время. То есть обобщу мнения историков и их ссылки на источники (хотя, раз Вы интересуетесь этой темой, наверняка, знаете всё это). Ну а в финале – мои выводы.
Итак, по пунктам.
Правление Симеона
От нескольких месяцев (Середонин, Платонов) до 2 лет (Иловайский, Костомаров) – в промежуток 1574-75 гг. Шмурло напрочь отрицает 1574 год: С.Б. посажен не ранее 1575-го, а 5,5 месяцев (14 марта – 1 сентября) 1576 года носил титул великого князя, и в этом титуле была вся его «власть».
Титул царский
От «великого князя» до «царя» – признается многими, а вот венчание практически оспаривается. В грамотах начала 1576 года чередуются «царский» титул подписавшего: то Симеон, то Иван. Разрядные книги с 1.09.1575 по 31.08. 1576 величают Симеона великим князем всея Руси, а с 1 сентября 1576 (это начало Нового года по старому стилю) – уже Ивана 4-го. То есть на Новый год взял и убрал Симеона с трона.
«Причины» и причины
По донесению Сильвестра, английского толмача: 29.11. 1575 года царь ему рассказал, что передал сан чужеродцу, дабы поучить строптивых подданных, однако дал ему один венец, а себе - оставил семь венцов, плюс казну, основную «гвардию» и ключевые правительственные места. Во 2-м донесении Сильвестра от 29.01.1576 царь добавил, что Симеон не венчан, а место ему жаловано лично им, Иваном, и может быть отобрано в любой момент.
А это уже трактовка историка А.А. Зимина: «Внешняя политика России периода «удела» 1575—1576 гг. продолжала традиции предшествующего времени. Грозный всячески старался упрочить отношения с Англией, одержимый мыслью об окружавших его изменах, которые могут вынудить его бежать из России и искать покровительства английской королевы. 29 ноября 1575 г. на приеме английского гонца Сильвестра он доверительно объяснял ему причины передачи власти Симеону Бекбулатовичу».
То есть оставить власть в руках надежного человечка, если возникнет необходимость укрыться в Англии
А «принц из Бухова» (принц фон Бухау) в 1577 году писал, что Симеон был напуган такой честью и просил от нее освободить.
С точки зрения Джильса Флетчера, царь дал казанскому царевичу (по совместительству зятю своего ближайшего фаворита И. Мстиславского – одного из трех столпов Московских, по отзыву самого Грозного!) Симеону возможность провести некоторые непопулярные решения и после смещения его к концу того же года вернул часть жалованных Симеоном церкви грамот, а самого С.Б. снял за плохое правление, вызвавшее недовольство подданных.
Беллетрист истории Казимир Валишевский позднее обыгрывает эту «причину» в точности до наоборот: Симеон отобрал у церкви кое-что, а Иван вернул, но с «процентами» за добрый контр-закон. По мнению польского историка, это «маскарад дисциплинарный»: как и Петр первый, Иван Грозный учил подданных субординации и рекогносцировке: дескать, если сам государь при нужде готов подчиниться ЧИНУ, то вам тем паче. Урок подчинения.
Купец-посол Джером Горсей 15-35 лет спустя уверял, что под имя и подпись нового царя были переписаны законы и т.д., вплоть до пошлин и перечеканки монет, то есть С.Б. «отвечал» за все долги и дела предшественника, в т.ч. казенные. А Грозный потом мог начать «с чистого листа» (разве такие рокировки редкость, и мы не встречали такие фокусы в истории современной России?).
Экс-телохранитель Годунова Жак Маржерет (35 лет спустя): Иван называл себя около 2 лет великим князем Московским (конспиративное прикрытие «ближнего Двора», удела избранных) и жил в отстроенном дворце против Кремля на Арбате. Таким образом, Симеон олицетворял власть над остальной страной – земщиной, хоть и величественно, но номинально.
Практически дословно эту версию переозвучил И. Катырев-Ростовский в «Повести о Смуте»: царь Иван разделил царствие на 2 части, Симеона поставил над Москвой, «сам же отъеде единых малых градов, Старицу зовомый, и тамо жительствуя много время, и свою часть людей и градов поименова опрОчнина, а другую часть Симеона именова земщина» (Хронограф Сергея Кубасова»).
С.И. Середонин полагал, что 5-месячный период Симеона понадобился для упразднения опричнины. Потом пришел обновленный Иван Грозный.
С.Ф. Платонов: Симеону принадлежала лишь тень власти, а дьяки даже не отписывались на его грамоты, признавая только Грозного. Иностранцам же «царя Симеона» даже не сочли нужным показать. «В 1575 году Грозный подчинил ему «земское» или «земщину». На это время царский титул как исчез совсем, и опричнина именовалась «двором» «московского князя», а «земское» стало «великим княжением всей Руси»».
Е.А. Белов: ставить над земщиной сильную фигуру – значило усилить земщину, вот Иван и нашел подходящую кандидатуру царского достоинства (по системе местничества он был выше бояр, плюс зятем виднейшего из бояр - Мстиславского), полностью подотчетную себе. А С.Б. было наплевать на все козни и грызню бояр (он просто в этом не разбирался, как чужак, да и не до жиру: «Досидеть бы, уцелеть бы»).
В.О. Ключевский вообще считал титул касимовского хана Симеона паллиативом должности председателя (спикера) боярской думы – Земской. До него Иван уже пробовал на такой пост крещеного казанского царя Едигера-Симеона.
Наконец, Р.Г. Скрынников видит причиной внутренние противоречия после очередной измены 1575 года, в т.ч. высшего духовенства (новгородский архиепископ Леонид, в частности): опричное всевластие, мол, было отменено и царь уже не мог расправиться с отступниками прежними методами. Сепаратизм знати, однако, не был сломлен до конца. Вот и найдена была промежуточная фигура как бы царя, на коего всё можно списать. Ведь будучи «подданным» Симеона, истый самодержец Грозный уже в ОБХОД ДУМЫ все челобитные подавал сугубо на имя нового «царя», который ни в чем не мог перечить своему «вассалу» и любое прошение удовлетворял без боярского приговора.
Собственно, номинальная передача власти – дело у нас известное. Одно ведь - Власть «от имени, но без имени». Другое - власть «без имени», но власть Имени». Вспомним Петра Первого: кем он хаживал с Великим посольством? «Бомбардир Пётр Михайлов». А кто он был среди генералов и фельдмаршалов до Полтавы? – Капитан бомбардирской роты Преображенского полка. Вершина карьеры воинской – контр-адмирал. А над всеми стоял как бы князь-кесарь Ромодановский (фигура не в пример круче С.Б., но всегда знавшая истинное место перед «преображенским бомбардиром»).
Или вот тоже секретарь ЦК ВКП (б) Сталин, в общем-то, уступал по чину и председателю Совнаркома (аналог премьер-министра), и, тем паче, ПредВерховного Совета (аналог Президента), но правил-то генсек - секретарь. А в советских «президентах» куда дольше Симеона Бекбулатовича – 1919-45 пробыл Михаил Иванович (Калинин), «всесоюзный староста». А Иосиф Виссарионович был всего лишь «товарищ Сталин». Вот примерно столь же обязующим на фоне Иванца Московского титулом применительно к Симеону было «царское величание». Так сказать, Симеон Бекбулатович - «всеземский староста». И Иван Васильевич - «товарищ Грозный».
Пишут: текст слишком велик. Поэтому разбиваю. Далее окончание.
Версия Автора 31.03.2015 16:41 Заявить о нарушении
Теперь некоторые заключения
Опричнина жесткого формата (1565-72) себя исчерпала, но, не оставляя борьбы с боярским центробежным духом, местничеством и сепаратизмом, Иван Грозный ввел опричнину мягкого формата – немногочисленный «двор» с ближней «удельной» думой, и начало как раз пришлось на 1575-й. Местничество – страшная вещь. Бездарный, но родовитый боярин всегда держался за место своих предков, «но никак не ниже чтоб». В итоге, на войне он и командовал более даровитыми, но «невместными» из-за «подлого» происхождения дворянскими воеводами (об офицерах из черни говорить не приходится). Любой тупица боярской верстки мог натыкать, сидя, обязаному стоять умнице, но мещанину, дьяку Щелкалову (хоть Андрею, хоть Василию). Это ли стопор в управлении? Изжить такое – подвиг. Грозный так и не успел. Чуть не век еще понадобился – вплоть до Федора II.
Не исключено и то, что Иван, временно «унизясь» перед Симеоном, сделал не только некий хитрый финт в борьбе с земством (и боярским-местничеством) в пользу «двора», но и преподнес воспитательный урок: самый гордый монарх Европы ради госинтересов кланяется мелкому татарскому князьку. Плюс, повторю, его склонность к артистическим эффектам и сложным психологическим мистификациям – отсюда непредсказуемость и таинственность личности Грозного: мол, погадайте-ка, бояре, чего ж он хотел, чешите бороды. Это уже искусство манипуляции.
Как знать, может, «ход ханом» имел поводом то, что поляки могли воспротивиться, если государь большого государства - Руси Московской (по сути, вечного геополитического соперника Литвы и Польши) - воссядет на трон Речи Посоплитой. И конец - вольности шляхетской и прочему посполитству. Не забудем, шла борьба за краковский престол, а одним из претендентов был сам Грозный. Одно дело, если он царь вражеской державы, который, воссев на униатский трон, присоединит обе страны к Московии. А тут вроде просто кандидат – просто князь Иван Васильевич, не обремененный короной, но столь же могущественный. И у Грозного остается поле для маневра: на Руси послушный, во всем зависимый от него (ибо не ориентируется в кремлевской игре и боится боярских заговоров) татарин в венце, коего опекают ближние бояре и сын Иван Иванович.
Вполне допускаю, что велась какая-то подводная и весьма обоснованная деятельность в этом направлении, от которой до нас дошёл лишь странный и «нелепый» (для потомков) факт саженья на престол Симеона, временной марионетки на период избирательной кампании польского короля (1574-75). В 1576-м королем стал трансильванец Стефан Баторий, и в тот же год, согласно большинству источников, Иван вернул каждому «свое» - себе и Симеону. Так что налицо многоходовка.
И последнее, сюжет на тему «Симеон был так силен, что на время взял трон и удалил Ивана» – на мой взгляд, перспективен в плане использования для альтернативно-исторического романа, не более. Будь иначе, столь «благодарная и благодатная» в смысле популярного тогда «разноса Московита» вариация была б раструблена тем же Западом немедленно (Таубе, Штаден, Гваньини, Курбский хватались за слухи не в пример ничтожней).
«Оршанская пропаганда-то» не дремала, а, повторяю, вопила, выдавая за «правду» любую фантазию (как, например, Поссевино про убиение Грозным сына своим посохом). И случись такой переворот на деле, последствия невозможно было бы завуалировать, и мы уж верно читали не очередное письмо Курбского Грозному, а его объёмистый труд про Симеона I, самоотверженного борца с кровоядцем Ивашкой.
И, главное, Бекбулатычу бы тогда, после возвращения «ИванЦа Московского», пришлось куда как худо и физически, и исторически - в смысле, памяти о нем. А так, все недурно – преданнейший слуга государев, пусть и на его троне, за что Иван опекал С.Б. до самой смерти, наместником на Твери держал. Тогда как с «богомольного» преемника - Федора I - пошли репрессии вплоть до ослепления при Годунове. При всем при том дотянул экс-царь С.Б. до 1611 года.
Так что был он, на мой взгляд, временно исполняющий обязанности - И.О. – короче. А это на Руси сплошь и рядом.
Я специально отписался изрядно (два года вообще не участвую в дискуссиях по отсутствию времени), ибо все-таки тема смежная, да и свою память подштопал. Так что не обессудьте.
С уважением и пожеланием обосновать свою версию резонно и перспективно. Творческих поисков и удач!
Версия Автора 31.03.2015 16:42 Заявить о нарушении
Вдова Клико 31.03.2015 18:42 Заявить о нарушении
Вдова Клико 31.03.2015 19:16 Заявить о нарушении
Вдова Клико 31.03.2015 19:36 Заявить о нарушении
Версия Автора 31.03.2015 20:05 Заявить о нарушении
Версия Автора 31.03.2015 20:06 Заявить о нарушении
Вдова Клико 01.04.2015 10:06 Заявить о нарушении
Нет слов!
До слез проняли!
Каждое слово справедливо и в точку.
И никто еще так емко, сжато, конкретно именно по этим вопросам не писал.
Каждую Вашу мысль, здесь сказанную, сердцем и душой принимаю и поддерживаю!
Вы и литературный талантище, и историк истинный и явно большой!
Особая благодарность за Арсения Гулыгу. Сегодня о нем мало кто помнит, в популяризаторах числят, как и большинство из тех, кто ЖЗЛ делал. А ведь Гулыга не просто замечательный мыслитель, он еще и ухитрялся любую философскую заумь так преподнести, что и школьник поймет, и умудренный старец за аксиому примет. Великий творец был и остался в русской культуре и философии навечно.
Великое Вам спасибо за этот дивный краткий по объему, но воистину масштабный по простору фактологии и по глубине мысли труд.
Виктор Еремин 28.03.2015 18:24 Заявить о нарушении
Счастья Вам!
Версия Автора 28.03.2015 21:36 Заявить о нарушении
Не всё ещё сожжено.
Раз.
Автор выложил столько фактов и обрывков из отрывков информации.
И сдвинут это литераторы.
В нужную сторону.
В зависимости от оплаты.
Тех, кто заказывает, что нужно.
А историки будут спорить.
Опровергая друг друга, в степени приверженности к заказчикам.
И вновь многие согласятся с тем, что изторики - это незаконорожденные потомки литераторов.
Ведь вольнодумцев ещё Диоген искал днём с огнём - на базаре.
Где купить можно всё и любую изторыю.
Солнца Г.И. 28.03.2015 15:13 Заявить о нарушении
Мой респект.
Версия Автора 28.03.2015 21:34 Заявить о нарушении