Рецензии на произведение «Небо - в самом человеке»

Рецензия на «Небо - в самом человеке» (Валерий Латынин)

Источник текста: http://liter-rm.ru/istoriya-plagiata.html
История одного стихотворения. Или как вернуть "потерянное имя"?

"Приятно" встретить на просторах интернета своё стихотворение, победившее во Всероссийском конкурсе, "автор" которого получил денежное вознаграждение и, наверное, другие "плюшки". Пусть конкурс и среди осуждённых. Но это под стать, например, чемпионству России в любом виде спорта среди лиц с ограниченными возможностями.
И "ещё приятнее" осознавать, что твоё стихотворение вдруг стало не совсем твоим, а чьим-то ещё.
А дело было так.
Совершенно случайно попалась на глаза интернет-публикация от 10 апреля 2015 года на сайте ГТРК "Мордовия" (ссылка: http://mordoviatv.ru/osuzhdennyiy-iz-mordovii-pobedil-vo-vserossiyskom-konkurse-poetov/), где, среди прочего, читаю стихотворение под названием "Игрок":
Судейский прозвучал свисток.
Какое ждет меня решенье?
Как провинившийся игрок
Себе не знаю утешенья.

Вторая желтая — предел.
Теперь я в строгой укоризне,
Средь аутсайдеров — удел
Моей проштрафившейся жизни.

Я столько выдержал фолов,
И не был сломленным ни разу,
И то, что не было голов,
Я осознал тогда не сразу:

Мне не хватало лишь удач
К воротам счастья дотянуться…
Теперь душа моя, как мяч,
Разорванный шипами бутсы.
Судьи не отменить свистка…
Однако прежняя задача:
Чтоб осчастливить игрока,
Ищись, капризница — удача!
Ничего особенного: стишок, как стишок. Выдающегося ничего нет. Но тут начинает доходить, что стихотворение то моё. И не то, что сразу начинаю хвалить своё стихотворение, оправдывать его огрехи и неудачи. А задаюсь вопросом: а что оно здесь делает среди прочих букв? И начинаю собирать эти буковки в кучку — и читать выше написанный текст: заголовок: "Осужденный из Мордовии победил во всероссийском конкурсе поэтов". И далее: "Первое место занял Виктор Никулаеско, отбывающий наказание в исправительной колонии № 17. Его стихотворение «Игрок» вошло в сборник «Я верну потерянное имя». Осужденный Виктор Никулаеско за победу был награжден дипломом Попечительского совета УИС и денежной премией. «Среди произведений заключенных данного сборника немало по-настоящему удавшихся стихотворений — и по уровню владения техникой стихосложения, и по оригинальности мыслей и образов», — отметил во вступительном слове сборника член Союзов писателей России и Сербии Валерий Латынин."
"Замечательно"!
Осознав в полной мере, что твоё стихотворение объективно уже совсем или наполовину не твоё, начинаю волноваться. Нахожу публикации об этом событии практически на всех новостных сайтах Республики Мордовии: vestnik-rm.ru, saransk.bezformata.com, gazeta13.ru, www.info-rm.com, mordoviatv.ru и других. А это, судя по всему, первоисточник: http://pda.13.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=185441.
На сайте "Российский писатель" (http://rospisatel.ru/latynin-sb.htm) и на портале Проза.ру (http://proza.ru/2015/03/27/566) Валерием Латыниным (Член Союза писателей России и Сербии, член Попечительского совета уголовно-исполнительной системы) представлена рецензия на сборник стихов "Я верну потерянное имя", где он пишет:
"Очень профессионально написано стихотворение «Игрок» Никулаеско Виктора (Республика Мордовия):
"…Мне не хватало лишь удач
К воротам счастья дотянуться…
Теперь душа моя, как мяч,
Разорванный шипами бутсы.
Можно с полным правом сказать, что сборник «Я верну потерянное имя» не только является важной трибуной для способных к творчеству заключённых, но и открывает дарования всероссийского масштаба."
"Прекрасно"!
Становится интересно: где, как и при каких обстоятельствах "потерялось имя" у стихотворения. И как его "вернуть".
Стихотворение "Игрок" было написано мной в 2007 году. Тогда, можно сказать, я только-только начинал баловаться стишками. Впервые было опубликовано оно в газете "Дубрава" (июнь, 2007, №6 (955). Затем в коллективном литературном сборнике "Грани бытия" в 2010 году под редакцией Валерия Васильевича Бирюкова. Он, кстати, тоже был одним из авторов этого сборника. И, наконец, 2012 году — в моей книге стихов "В стуках сердца". Каждый раз стихотворение претерпевало изменения. Например, в "Стуках Сердца" оно было написано от 3-го лица. А вот представлено стихотворение плагиатором(-ами) на этот конкурс было, если не считать интернетовскую опечатку — вместо проштрафившейся там проштрафовавшейся — с соблюдением всех знаков препинания — буква в букву, слово в слово, знак в знак.
Дальнейшими публикациями этого стихотворения я не управлял, а — словами классика — "управился с ним кто-то совсем другой".
Следует, наверное, подчеркнуть, что с неким Виктором Никулаеско я не знаком и нигде не встречался. На сайте-первоисточнике (http://pda.13.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=185441) читаем об "авторе": "Для справки: Виктор Никулаеско — уроженец Кишинёва Молдавской ССР. Впервые начал заниматься литературным творчеством в период прохождения службы в Республике Афганистан. В ИК-17 состоит в литературном объединении «Свеча». Один из авторов и составитель коллективного литературного сборника осужденных, содержащихся в ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия «Свеча судьбы». Впервые начал заниматься литературным творчеством в период прохождения службы в Республике Афганистан. В ИК-17 состоит в литературном объединении «Свеча». Один из авторов и составитель коллективного литературного сборника осужденных, содержащихся в ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия «Свеча судьбы»."
Опа! Ключевое здесь: литературное объединении «Свеча» и коллективный литературный сборник «Свеча судьбы». А эти имена собственные мне знакомы, как, собственно, и организатор литобъединения, автор-редактор сборника. Кто это? Барабанная дробь. Валерий Васильевич Бирюков (писатель из Мордовии, Член Союза Писателей России, Союза Молодых Писателей Мордовии, организатор всевозможных литобъединений, премий). Да, именно он организовал эти проекты.
Там же, на странице первоисточника, размещены 3 изображения этого сборника стихов. На первой — обложка, на второй и третей — фотографии победителя с представителями колонии: осуждённый Никулаеско с заместителем начальника ИК-17 (УФСИН России по Республике Мордовия) Муймаровым Сергеем Ивановичем.
Итак, круг сузился. Мне ну никак не хочется верить, что к "потере имени" причастен Н.В. Бирюков. Претензии к Муймарову С.И. и УФСИН России по Республике Мордовия может быть, гипотетически, две. Либо формальная: некомпетентность, — либо реальная: использование в совей работе плагиата. Ну а "козлом отпущения" становится — герой этого информационного повода, сам плагиатор. Если, конечно, он не жертва обстоятельств: не исключаю, что его могли просто перед фактом поставить, такое вполне возможно "там". В сборнике "Свеча судьбы", который был издан в 2012 году, у Никулаеско весьма плохие стихи. С такими стихами ни о каких конкурсах и речи быть не могло. Но дар откровенного плагиаторства раскрывается и там:
Здесь ты увидела первый рукопашный
Наяву один раз, сотни раз во сне.
Кто говорит, рисуясь, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
А вот оно в оригинале — у всем известной поэтессы Юлии Друниной:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Думаю, здесь комментарии излишни.
Вот такая, незамысловатая история одного стихотворения, на время "потерявшего своё имя". Надеюсь, мне частично удалось "его вернуть" и вывести на след тех, кто "его" спёр.
P.S.
Уважаемый, Валерий! Ваша публикация замечательная, всё сказанное - правильно. Просто в адские местах всё-таки не пробиться раю. Я в газете "Казённый дом" был постоянным автором в 2000-х г.г. Становился лауреатом газеты. Но ни разу не был отмечен в этой связи администрацией колонии. Мне это и не важно было. Я писал не благодаря, а вопреки всему. Когда идёт речь о массовом мероприятии, когда инициатива исходит сверху, то ничего хорошего не происходит. На мой взгляд, взгляд изнутри, в этом направлении лучше работать точечно, а не массово. Выявлять таланты потихоньку, аккуратно. А таланты там есть. Взять, например, Сергея Дерюшева, который стал впоследствии Лауреатом Литературной России, стихи которого любил Юрий Кузнецов, всячески помогал Сергею. У газеты "Казённый дом" получалось выявлять таланты.
Иначе будет так: "даёшь пятилетку за 1 год!" Отсюда и плагиат, что уже является прямо пропорциональным ожидаемому, по сути - преступлением. Думаю, у вас есть хорошие возможности повлиять на ситуацию. Спасибо за внимание. Всего хорошего!

Алексей Музалёв   04.07.2021 03:20     Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей, здравствуйте! Спасибо вам за письмо и неравнодушие! Очень важно говорить об интеллектуальном воровстве (плагиате), разоблачая подлые поступки людишек с гнилой душой. Я несколько раз сталкивался с этим явлением за годы проведения конкурса "Я верну потерянное имя". Но, как правило, плагиаторы использовали тексты известных поэтов и это быстро разоблачалось членами жюри. А вот Никулаеско взял стихотворение неизвестного нам автора, Ваше, и смог проскользнуть с ним в лауреаты конкурса. Очень досадно! Я, к сожалению, не имею возможности читать газету "Казённый дом", поэтому не ведал о Вашем авторстве, но в любом случае приношу свои извинения за допущенную оплошность. А стихотворение ваше действительно талантливое и заслуживает высокой оценки. Попечительский совет ФСИН не работает с 2018 года, поэтому больше не проводятся поэтические конкурсы среди осуждённых и не выпускаются сборники по их итогам, и я, к сожалению, не могу сообщить в очередном сборнике о литературном воровстве В. Никулаеско. Он просто перестал существовать для меня, как литератор, остался лишь преступником, но я, слава Богу, узнал нового одарённого поэта Алексея Музалёва, чьё имя уже не забуду и, цитируя полюбившееся стихотворение "Игрок", теперь буду называть настоящего автора. С пожеланием здоровья и вдохновения, В.А. Латынин.

Валерий Латынин   04.07.2021 15:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Небо - в самом человеке» (Валерий Латынин)

Наверное, сейчас настало время, когда поэзия необходима всем нам. Время, о котором когда-то говорил Евтушенко: "Но когда люди перестают чувствовать необходимость поэзии, она им особенно необходима". Совсем юные люди - школьники-старшеклассники, с которыми общаюсь "по долгу службы" - часто поражают своим прагматизмом и полным отсутствием интереса к нематериальному (надматериальному - может, так лучше сказать?). Когда по какому-нибудь случаю цитирую ученикам стихи, слушают, кивают: интересно - но никакого душевного отклика не замечаю. Набрать высокие баллы на экзаменах, поступить в престижный вуз, выделиться, победить на олимпиаде или каком-то конкурсе, в спортивном соревновании - это их действительно интересует.

С благодарностью за поднятую важную тему.

Вера Вестникова   18.02.2020 11:56     Заявить о нарушении
Вера, рад Вашему визиту на страничку и высказанным мыслям! Вы - замечательный аналитик и человек с обострённым чувством слова! Очень дорожу Вашим мнением. С теплом,

Валерий Латынин   18.02.2020 12:39   Заявить о нарушении
"Тоска, разлука ли, болезнь,
Что ни творится, что ни деется,
Пока стихи на свете есть,
Нам есть ещё на что надеяться!"

Александр Межиров

Кузнецова Любовь Алексеевна   08.03.2020 21:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Небо - в самом человеке» (Валерий Латынин)

Да...Жизнь прожить не поле перейти. Оступиться, ошибиться возможно. Главное осознать и понять в чем и пытаться исправить. Очень важную тему затронули. Спасибо, Успехов и удачи!

Светлана Носкова   30.04.2017 10:37     Заявить о нарушении
Светлана, рад Вашему пониманию проблемы и состраданию! С букетом майских праздников! С пожеланием удачи и вдохновения,

Валерий Латынин   01.05.2017 21:28   Заявить о нарушении
И Вас с букетом)) майских праздников. Желаю счастья.

Светлана Носкова   02.05.2017 08:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Небо - в самом человеке» (Валерий Латынин)

Благое дело делаете. Храни Вас Господь!

Наталия Еремина   23.06.2015 12:31     Заявить о нарушении
Наталия, рад новой встрече и состраданию проблемам героев моей статьи! У Вас добрая и отзывчивая душа. Дай Бог, чтобы жизнь больше доставляла Вам радости, чем боли!

Валерий Латынин   23.06.2015 22:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Небо - в самом человеке» (Валерий Латынин)

А стихи, действительно, хороши. Как ты отыскал этот сборник, Валера? Ты был в жюри этого конкурса? Фотография на обложке сильная. Вспомнилась история романа "Наследник из Калькутты". Я в детстве читала его взахлеб.))) И гораздо позже узнала историю создания. Вот поди ж ты! В зоне, ради возможности не ходить на общелагерные работы Штильмарк написал отличный приключенческий роман.))) Мотивация была сильная.)))

Нина Роженко Верба   13.05.2015 18:31     Заявить о нарушении
Да, Нинуль, ты всё правильно вычислила. У истоков этого конкурса и сборника стоял мой руководитель поэтического семинара в Литературном институте В.И. Фирсов. После его смерти это благое дело пришлось продолжить мне. 20 мая везу в одну из колоний поэтический десант международного фестиваля славянской поэзии. С теплом,

Валерий Латынин   13.05.2015 18:54   Заявить о нарушении
Случайно, не к нам в Белореченск?)))

Нина Роженко Верба   13.05.2015 19:05   Заявить о нарушении
К вам далековато на автобусе пилить. А мне в один день нужно акцию провести. Везу в ту колонию, где 4 человека принимали участие во всероссийском поэтическом конкурсе заключённых. Когда появится информация на литературных сайтах, всё узнаешь и увидишь. С теплом,

Валерий Латынин   13.05.2015 21:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Небо - в самом человеке» (Валерий Латынин)

С удовольствием прочел обзор сборника стихов. Полностью согласен с выводами: сборник помогает заключенным услышать голос своей души и понять, что небо "в клеточку" - это временное, главное - небо в душе! Заходите в гости. Василий.

Василий Храмцов   27.03.2015 11:35     Заявить о нарушении
Василий, рад единомышленнику! Буду посвободней, обязательно загляну на страничку. С уважением,

Валерий Латынин   27.03.2015 22:33   Заявить о нарушении