Рецензии на произведение «А. П. Чехов. Вишнёвый сад»

Рецензия на «А. П. Чехов. Вишнёвый сад» (Зоя Орлова)

Мда, коммунизьма вы, конечно, навалили, товарищъ. А стыдно должно быть, учитывая что сделали с некогда одним из лидирующих государством ваши "большевики, рабочие и крестьяне", величайшие умы человечества!

Иван Иванов 302   19.04.2024 10:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «А. П. Чехов. Вишнёвый сад» (Зоя Орлова)

Спасибо, Зоя! Освежила в памяти материал, изучаемый в школе. Да мы девочки вечные ученицы, потому что и с детьми вспоминаем уроки литературы.
Разумные, гуманные отношения - это мечта поистине эфемерна. Но согласна с Вами, очень хочется человеческого отношения. Если каждый задумается с чего начать и начнёт с себя, возможно и поменяется что-то в этом мире. Но это современная утопия. К сожалению)
С уважением, я

Оксана Мурзина   19.12.2021 07:20     Заявить о нарушении
Всегда остаётся надежда на лучшее...
Всего Вам доброго!
С теплом и уважением

Зоя Орлова   20.12.2021 11:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. П. Чехов. Вишнёвый сад» (Зоя Орлова)

Зоя, как Вы интересно связали Чехова с современностью!

С уважением, Галина

Нико Галина   28.07.2017 14:47     Заявить о нарушении
Знаете, Галина, когда в новостях вижу кадры о современных постановках пьес Чехова, испытываю не только огорчение, но и просто ярость: как же УРОДУЮТ русскую душу и наши нравы эти продажные новаторы в угоду европейской моде!!!
Чехов, наверно, в гробу переворачивается...
Кривляются в истеричном "творчестве" актёры под руководством режиссёров, которые не знают, как ещё обратить на себя внимание!
Не о Чехове они думают, не о душевных переживаниях чеховских героев.
Ну, и не приплетали бы его имя! Ставили бы свою чушь и гадость под собственным именем, принимая позор на свою голову.
Принципиально не хожу на такие постановки: театр себя изжил, это уже просто притоны разных мерзостей с раздеванием, дикими, непристойными движениями и другими формами разврата.
Извините, накипело.

А Вам спасибо за такую оценку.
С уважением

Зоя Орлова   28.07.2017 16:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. П. Чехов. Вишнёвый сад» (Зоя Орлова)

Спасибо за интересную аналитику последней и самой глубокой социально-психологической пьесы Антона Павловича. Собираю и вникаю в подобные исследования и раздумья, потому что начала работу над романом об учёном, который жил в Сибири и сажал сады. А его самого периодически "сажали". Он выходил на свободу и снова сажал сады. Потому сам себя называл "проклюнувшейся косточкой чеховского "Вишневого сада".

С признательностью. СК

Светлана Корнюхина   16.05.2017 03:02     Заявить о нарушении
Светлана, это интересный сюжет, про таких людей должны знать соотечественники. Учёный, сажающий сады, продолжает дело мечтателей: "Вся Россия - наш сад".
У Чехова и в пьесе "Дядя Ваня" герой выполняет эту же подвижническую миссию. Земский доктор Астров сажает в свободное время леса.
Спасибо за прочтение и отклик.
Всего доброго.

Зоя Орлова   18.05.2017 09:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. П. Чехов. Вишнёвый сад» (Зоя Орлова)

Кто-то мудрый сказал: если бы дворянство не достигло той степени деградации, какая явлена Чеховым в "Вишнёвом саде", то никаких революций не было бы.
Смена формаций, ломка устоев - явление жестокое, и редко бывает бескровным. Новое, увы, не всегда хорошее, безжалостно поглощает и растаптывает старое.
Вроде, в этой пьесе сказано, что вся страна - вишневый сад. Точно такую же растерянность советской интеллигенции наблюдали в смутные 90-е, с воцарением хамоватых "новых русских". Увы, чеховская драматургия ещё долго будет актуальной.

Сергей Соломонов   31.05.2016 18:51     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за такое тонкое понимание той реальности, какую показал Чехов. Да и о нашем времени всё точно, я согласна с Вашим видением всего, что происходило и происходит в России.
Пока не удалось почитать Ваши работы. Выйду обязательно!
С уважением

Зоя Орлова   01.06.2016 20:19   Заявить о нарушении
Как же так? Почему Вы закрыли свою страницу? Очень жаль...

Зоя Орлова   01.06.2016 20:20   Заявить о нарушении
Я закрыл страничку ненадолго. Через пару недель открою. С летом Вас! Пусть оно будет ласковым и теплым.

Сергей Соломонов   01.06.2016 20:35   Заявить о нарушении
Спасибо! И Вам всего наилучшего. Удачи!

Зоя Орлова   01.06.2016 20:39   Заявить о нарушении
Спасибо за хороший грамотный анализ произведения. Обожаю Чехова. Недаром его произведения часто ставят на театральной сцене. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад. Удачи Вам.

Виктор Кутуркин   23.03.2017 10:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. П. Чехов. Вишнёвый сад» (Зоя Орлова)

Уважаемая Зоя! Я благодарю Вас за поддержку. Повторюсь: это для меня очень важно. Вы знаете, когда Донецк беспощадно обстреливали в кровавом лете 2014 года, конечно же, совсем по-новому вспоминалось прошлое. Утешение и спасение было в книгах. Я позволила себе так сказать только потому, что город абсолютно точно был поделен на красные и зеленые зоны. Красные были под постоянным обстрелом. А зеленые - это центр. В книге я писала: стреляли, как правило, глубокой ночью. Или - перед рассветом. До центра не всегда долетали мины, но грохот сотрясал окна. От ночной бессонницы спасалась чтением хороших книг. И, перелистывая страницы, плакала. Потому что понимала: 40 разорвавшихся мин только одного залпа - это всегда чья-то беда... И "Вишневый сад" тем летом увидела совсем по-другому... Одним словом, та романтика и умеренное томление разговоров о чем-то, что так и не осуществилось и не сможет осуществиться априори - показались до боли наивными... В то лето город выстоял. Что будет дальше..., никто не знает. С глубоким уважением, Людмила.

Людмила Марава   29.03.2016 18:50     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и Ваши мысли. Прочитала Ваши рассказы, потрясена.
Как хочется, чтобы жители Донбасса, смогли наконец радоваться весне, улыбаться солнышку, любоваться цветами!
С теплом и уважением

Зоя Орлова   29.03.2016 22:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. П. Чехов. Вишнёвый сад» (Зоя Орлова)

Почти как в Библии.
Каждый раз читаешь "Вишневый сад" и открываешь что-то другое.
Особенно с Вашей подачи!
Чувствуется высота! Красота! Праведность!
Спасибо Вам за нее!


Кузнецова Екатерина Первая   15.03.2016 09:25     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая, Вы очень добрый человек, многие взгляды на литературу и жизнь у нас совпадают.
С теплом и уважением

Зоя Орлова   15.03.2016 18:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. П. Чехов. Вишнёвый сад» (Зоя Орлова)

Интересно.А у меня с самого детства совершенно другое восприятие Чехова.Да и самого "Вишневого сада..."С уважением,

Валентина Шеметова   25.02.2016 10:39     Заявить о нарушении
Наверное, Ваш учитель увидел смысл произведения как-то иначе. А я читаю и в слова автора вдумываюсь. Кстати, моё восприятие не является исключительным...
Спасибо за прочтение.
Всего Вам хорошего!

Зоя Орлова   25.02.2016 15:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. П. Чехов. Вишнёвый сад» (Зоя Орлова)

Зоя, не претендую на исключительное мнение. Я не литературный критик, но мои воспоминания были основаны в значительной мере на переписку с двумя дамами. Эта переписка составляет вторую часть книги "Я был рожден", но по этическим соображениям я эту часть не выложил здесь на Прозе. Однако отдельные фрагменты я использую. Я приведу свою точку зрения на Чехова, с которой я когда-то поделился с одной из своих корреспонденток.
"Честно говоря. я к Чехову-драматургу тоже отношусь без особого почтения. Его успех в мире. особо на западе связан с тем. что он как автор создавал свои произведения с "двойным дном". На поверхности фарс, комедия, а все углядывают трагедию, конец света. Из его постановок я был в восторге только от одной - Вишневого сада Эфроса на Таганке. Там пронзительно сыграла Демидова и классно Высоцкий. Последний как актер мне не всегда нравился. Даже в кино, где актера может спасти постановщик, оператор, режиссерам редко удавалось выбить из него театральщину. Эфрос же сумел превратить его Лопахина из нового русского хама (каким его обычно трактовали) в тонкого рефлексирующего интеллигента. Демидова же всегда прекрасна. Потрясало, как она взрывает нарочито занудливую сцену прощания с домом стремительным рывком на авансцену с резким надрывным криком. Это был воистину великий спектакль. Ежели же следовать ремаркам Чехова. его замечаниям к первой постановке спектакля - это должен был бы быть всего лишь фарс, высмеивающий агонизирующую старую аристократию, хапуг-капиталистов, алчную дворню, неудачников-полуинтеллигентов и даже жалкого дряхлого слугу родом, аж, из 18-го века - словом всех и вся. Но Чехов. конечно, гений, поскольку из поколения в поколение сотни постановок следовали не за авторской мыслью, лежащей на поверхности, а рылись в тайных закоулках его души, извлекая из них то. о чем сам Антон Палыч, верно. и не подозревал."


Евгений Борисович Мясин   14.01.2016 23:31     Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений Борисович, позвольте Вам возразить, поскольку Ваша точка зрения меня удивила и разочаровала. Я и не думала, что Чехова можно понять так, как предлагаете Вы. Была уверена, что при чтении невозможно не разглядеть главное, что стремился отразить писатель, то есть пошлость и душевную неразвитость некоторых героев.
Я книгу, первоисточник, предпочитаю любому спектаклю или кино. Как там захочет сыграть актриса или что своё привнесёт режиссёр – это меня не устраивает, так как истину нахожу в каждом СЛОВЕ самого АВТОРА. Чехов же гениально, без морализации эту пошлость нам и открывает. И никакого фарса, наоборот – перед нами трагедия дворянской интеллигенции, её деградация.
Возможно, мужчинам этого не понять, я поясню своё видение. Не буду говорить о Гаеве, втором представителе барского сословия, там всё ясно, пошло и безнадёжно. Скажу только о Раневской.
Как объясняет Любовь Андреевна своё бегство с любовником в Париж, когда бросает своих девочек без материнской опеки? Она говорит, что не может видеть тот пруд, в котором утонул её маленький сынок. Вдумайтесь, какое кощунство, какой эгоизм и нищета духовная! Могла бы такой поступок совершить, скажем, крестьянка (или учительница)?
Помните, героиня поэмы Некрасова, Матрёна Тимофеевна, потеряла ребёнка потому, что её свекровь заставила не брать с собой мальчика в поле, чтобы не отвлекалась мамочка на ребёнка, а больше бы ржи сумела нажать. И молодая мать вынуждена была подчиниться, оставила Дёмушку с дедом, который задремал по-стариковски и не доглядел за крохой. А женщина готова была растерзать СЕБЯ, ведь знала, помнила многовековой опыт:
Прими побои лишние… (от свекрови, в том числе),
А с глазу неразумного
Младенца не спускай!

Но вот Раневская, которая и не думала присматривать за сынишкой, потому что у барыни прислуга есть, СЕБЯ не обвиняла! Её Ванечка гулял с няней, когда мамочка была занята бог знает чем! Может, обед готовила? Или урок давала, тетради проверяла или хотя бы какой-то благотворительностью занималась? Нет, обычная праздность, а вся занятость сводилось к заботе о собственной персоне. И потом стенания: быстрей в Париж, к развлечениям, чтобы отвлечься от мыслей печальных…
Это не пошлость? На мой взгляд, полная низость духовная!
Инфантильность и эгоизм отвратительны в женщине-матери, которую дочка несовершеннолетняя вынуждена опекать: маменька требует еды самой дорогой и роскошной, чаевые бросает прислуге в ресторанах, когда семья уже разорена. И 17-летняя Аня пытается рассчитать те крохи, какие ей старшая сестра сэкономила, чтобы забрать из Парижа, привезти домой мать-растратчицу. Любовь Андреевна продает имение, забирает оставшиеся после уплаты долгов деньги и снова мчится в Париж, оставив без гроша всех своих близких.
А этот вопрос Пете, другу её дочери: «В ваши годы не иметь любовницы?» Пошлость и безнравственность праздной элиты, которая даже интеллигентность и деликатность уже утратила! Поэтому и не соглашусь с той трактовкой, что предлагают некоторые артисты и режиссёры, ведь она не соответствует Чеховскому видению. Вы пишете: «Демидова пронзительно сыграла Раневскую, а Эфрос сумел превратить Лопахина в рефлексирующего интеллигента». И что хорошего? Демидовой блеснуть хотелось и оправдать образ жизни барыни, потому что для неё Любовь Андреевна – «милый, добрый человек». Вот только за внешней привлекательностью кроется фальшь, гнилая натура. Нет в душе самого главного – понимания смысла жизни, осознанного, ответственного отношения к близким, сострадания к ним. Не говоря уже о любви к своей Родине.
Про «хапуг-капиталистов» Чехов не пишет, это уже наше мнение. Лопахин изображён вполне достойным человеком, который даже готов помочь господам, хозяевам имения, решить их проблемы. Но в нём есть хватка делового человека, и при этом – полное отсутствие сентиментальности, потому и рубит он безжалостно сад, чтобы сделать свой бизнес. А вот о том, что далеко пойдёт этот предприниматель, в пьесе намёки уже есть, потому и появляется у читателя сожаление при мысли о той деятельности, какую развернут дельцы нового времени.
И последнее. Меня покоробила эта Ваша мысль про «жалкого дряхлого слугу родом, аж, из 18-го века», как Вы пишете.
У Чехова в словах о старике Фирсе никакого фарса НЕТ! Есть скорбь великая, что для господ старый слуга как вещь ненужная: отслужил своё, износился, и про него просто забыли. И в этом мысли Чехова близки понятиям о человечности в повести Л.Н.Толстого «Детство». Наталья Николаевна Иртеньева – полная противоположность Л.А.Раневской. Она искренне любит своих детей, но и о слугах заботится, как о близких людях. Светлая, добрая, чистая душа, которая страдания юродивого Гриши воспринимает с болью, защищает и кормит этого несчастного.
Или Наташу Ростову вспомним, которая не скарб домашний, не приданое своё спасает во время эвакуации, а отдаёт подводы раненым.
Видимо, Вы не поняли Чехова. Он не был ни снобом, ни барином бездушным. Наоборот! Добрейшей души человек. Почитайте хотя бы рассказ «Тоска». Вот потому мой Чехов сильно отличается от Вашего.
Прошу извинить меня, мне вовсе не хочется быть резкой. Просто мы по-разному смотрим на некоторые принципиальные вещи.
Спасибо за Ваше внимание и прочтение. Всего Вам хорошего.

Зоя Орлова   16.01.2016 16:05   Заявить о нарушении
Зоя, я не литературный критик,я дилетант. Но у нас с Вами полемика превращается в разговор слепого с глухим. Я высказывался вовсе не о вашей трактовке пьесы Чехова, достаточно ортодоксальной в духе трактовки его произведений в школьной и театральной (для театральных училищ)учебных программах, я поделился трактовкой, постановки Эфроса, которая мне оказалась более по душе, чем в других спектаклях.Что же касается отношения самого Чехова, то в письмах к О. Л. Книппер Чехов выражал недовольство обшей трактовкой пьесы: «Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса так упорно называется драмой? Немирович и Алексеев [Станиславский] в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, но я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы!» «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс...» (М. Алексеевой, 15 сентября 1903 г.) Ему представлялось, что пьеса эта будет «веселая, легкомысленная», «непременно смешная, очень смешная», «где бы черт ходил коромыслом».
Это всё нисколько не умаляет Вашего труда.Я уважаю Ваше мнение, но и Вы уважайте мнение рядового читателя.

Евгений Борисович Мясин   16.01.2016 23:15   Заявить о нарушении
Евгений Борисович, перечитайте хотя бы заключительные строки моего к Вам обращения. Где Вы видите неуважение? Несогласие, да. Но ведь и сам автор даже со Станиславским и Немировичем-Данченко не согласился, и Чехов прав, поскольку изображённая им пошлость - это не драма, а комедия. И фарс (фальшь, комичная нелепость) звучит как раз в высокопарных, неискренних словах и чувствах Гаева и Раневской. Однако в пьесе отражены не сплошные пошлость и неискренность! Так не бывает, ведь рядом живут разные люди, потому никак не назовёшь комичными или лживыми мысли и чувства Аси, Пети. И уж никакого фарса нет в словах автора по отношению к старому слуге! Вот я с чем не согласна! Да и к дворянству испытывают читатели некоторое сочувствие: это же русские люди, жившие в нашей стране. Звучит грусть, в воздухе как будто сожаление висит. И потому вижу драматизм в судьбе дворянского сословия, в его деградации.

Но не так это отражают иногда режиссёры и артисты. Зачем возвеличивать и показывать красивость там, где нет ни красоты, ни добра, ни правды? Там уже не может быть величия, как сказал Л.Н.Толстой. И Чехов имел право возмутиться тем, что плохо читают его пьесу, если главный смысл в спектаклях искажают.

Ещё раз прошу меня извинить за то, что вижу иначе, чем многие, что моё мнение ближе к авторской позиции. И Вам не надо переживать: не один Вы видите другое. Ведь Чехов не зря огорчался, видя, как играют актёры его пьесу.
Всего Вам доброго.

Зоя Орлова   17.01.2016 11:42   Заявить о нарушении
Зоя, добрейшей души человек обидел на всю жизнь Левитана и Кувшинникову. Медики утверждают, что у больных туберкулезом часто проявляются агрессивные мизантропические черты характера.

Евгений Борисович Мясин   17.01.2016 22:34   Заявить о нарушении
Что с Вами, Евгений Борисович, Вы не больны?
Никто никого не обидел!!! Успокойтесь. А то как бы не пришлось самому заметить у себя те признаки, про которые упоминаете.

Зоя Орлова   17.01.2016 22:48   Заявить о нарушении
Уважаемая Зоя,туберкулезом болел Чехов, у меня другой комплект болезней. Они меня стимулируют лишь к самоиронии. Но я придерживаюсь принципа: не сотвори себе кумира. Ну, что поделать, Чехов - тем более не мой кумир. И мне Лопахин Чехова и Кувшинникова (не Попрыгунья)симпатичнее автора-отца первого и "доброго" знакомого второй. Да и Фирса он не пожалел, хотя бы из человеколюбия. Ну, что же у каждого из нас своя правда и свои привязанности.Кто-то любит арбуз. а кто-то свиной хрящик. Все равно буду читать Ваши произведения.

Евгений Борисович Мясин   17.01.2016 23:20   Заявить о нарушении
Евгений Борисович, Вы считаете, что я не знаю про туберкулёз у Чехова? Глупости, потому что возмутило меня как раз мнение про "агрессивные мизантропические проявления"(так, кажется, Вы выразились?)
Кумиром Чехов у меня никогда не был, но не люблю искажений, вот как это:
"Да и Фирса он не пожалел, хотя бы из человеколюбия".
Ничего не поняла из этой фразы. Вы считаете, что про Фирса лучше бы не писать вообще? Ну, диктовать писателю я не решилась бы...
Ладно, хватит. Мир. Останемся при своих мнениях, пора спать.

Зоя Орлова   17.01.2016 23:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «А. П. Чехов. Вишнёвый сад» (Зоя Орлова)

Зоя, повезло Вашим ученикам иметь учителя способного раскрывать тему, связывая ее с действительностью.
Кстати, так много говориться в прессе о влиянии и вмешательстве Запада,Вы упоминаете об этом,но вероятно и Вас раздражает здесь у нас в России подмена русского иностранным.Идешь по улице,вывеска "Пейте Кока-Колу", "Просим отведать гамбургер", "Заходите в Макдональд",все песенные конкурсы исполняются не на красивом русском языке,а на плохом английском и т.д. Почему мы не любим так свой язык,свою кухню,свои напитки.Иностранцы едут к нам знакомиться с русской национальной кухней,культурой,музыкой,а не породией на западное. Разве в этом Запад виноват? Это мы виноваты, что допустили горе чинуш,которые здесь получают деньги,а тылы себе за рубежом имеют,разваливать страну.
Поэтому так актуальна Ваша последняя фраза,очень хочется верить, только доживут ли до этого хотя бы наши дети.

Тамара Меликова   14.12.2015 00:00     Заявить о нарушении
Согласна, Тамара, мне тоже не нравится везде присутствие американского и европейского, но от меня и от Вас мало что зависит. Я вот писала, что мне очень обидно, идя по Ленинскому проспекту в Москве, видеть чуть не на каждом шагу чёрную свастику (очень похоже на свастику гитлеровскую!) на жёлтых щитах - рекламу Раффайзенбанка. И что, кто-то ко мне прислушался? Ходить по инстанциям, собирать подписи или собирать единомышленников у меня нет ни времени, ни сил.
Нам навязали многое, а когда РАЗУМ возвращаться будет, никто не знает.
Спасибо за мнение Ваше. Всего наилучшего!

Зоя Орлова   14.12.2015 19:24   Заявить о нарушении