Рецензии на произведение «Армянские мотивы»

Рецензия на «Армянские мотивы» (Влад Ривлин)

Гарри Каспаров не был армянином, ни по отцу ни по матери, однако, еле успел ноги унести из Баку, улетев последним авиарейсом в Москву, которую он теперь не жалует...

Анатолий Бешенцев   23.12.2014 16:06     Заявить о нарушении
А кем он, по-вашему, был с материнской фамилией "Каспаров" и матерью Кларой Шагеновной (Шаген - армянское мужское имя)?
P.S. Семья Каспарова жила в том же районе Баку, что мой отец в детстве и родственники, и закончил ту же школу, что и все они - кто-то раньше него, кто-то - позже). Ни для кого не было секретом (да и не могло быть его армянство по матери, и еврейство - по отцу.

Анжелика Габриелян   24.12.2014 18:50   Заявить о нарушении
Вот и я говорю, что он не был чистокровным армянином, что не спасло его от гонений в республике, в которой он родился и рос...

Анатолий Бешенцев   24.12.2014 18:53   Заявить о нарушении
И ещё: если бы он чувствовал себя армянином, то убежал бы в Ереван, а - не в Москву...

Анатолий Бешенцев   24.12.2014 18:55   Заявить о нарушении
Нет, Вы сказали, что он не был армянином ни по отцу, ни по матери.
В 1990 году из Баку в Ереван самолёты уже не летали - и люди бежали, куда можно было бежать. В основном в Россию и в Туркмению - морем, на пароме.
Армении, само по себе маленькой республике, после землетрясения и при разворачивающейся войне в Карабахе, а также начинающейся энергетической блокаде (по инициативе соседней республики)было невозможно принять всех бакинских армянских беженцев - и из чисто армянских семей, и смешанные браки. Их просто негде было всех разместить.
Моя семья и родственники тоже бежали - кто в Армению, кто в Россию, независимо от доли армянской крови в генах (а вариантов много и разных).

Анжелика Габриелян   24.12.2014 19:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Армянские мотивы» (Влад Ривлин)

Потрясающий рассказ и комментарии к нему.
Свобода конечно хорошо, но оковы, сдерживающие выход скверны, абсолютно необходимы.
С уважением

Валерий Короневский   23.12.2014 15:07     Заявить о нарушении
Рецензия на «Армянские мотивы» (Влад Ривлин)

Грустно все это. У меня друзья, как с одной стороны, так и с другой. И с каждым я поделюсь кровью.

Надежда Розенбаум   22.12.2014 21:05     Заявить о нарушении
Рецензия на «Армянские мотивы» (Влад Ривлин)

Вечная тема. Когда-нибудь в Ереване откроют мемориал посвященный таким как этот Мирза Мухаммедович. Но это будет еще не скоро.
Удачи!

Мира Маркина   22.12.2014 15:42     Заявить о нарушении
Рецензия на «Армянские мотивы» (Влад Ривлин)

Как же всё это знакомо!
Вам удалось прекрасно передать эмоции и напряженность тех дней. И мне еще понравилась Ваша корректность и объективность. Вы не делите всех на "красных" и "белых", ведь любой умственно полноценный человек прекрасно понимает, что нет плохих и хороших НАРОДОВ, а есть конкретные плохие и хорошие ЛЮДИ.

В этом году ездила к своим друзьям-армянам в Баку. Айкез и Гаяне бежали в январе 1990-го на "историческую родину" в Армению, но то отношение к себе, с которым они столкнулись, повергло их в шок. В 1995-м они переехали в Россию, но и там им пришлось несладко (дети столкнулись со скинхэдами).

И вот в 2000-м они вернулись в Баку. По удивительному стечению обстоятельств они вновь живут на нашей улице Сурена Осипяна в Арменикенде - теперь она именуется улицей Сулеймана Рустама. Т.к. во время своих мытарств в Армении и в России они растратили все свои сбережения, то квартиру им помогли купить бывшие коллеги-азербайджанцы и они же снова помогли им устроиться на ту же работу (Акез пошел инженером в Институт Кибернетики, а Гаяне - вернулась в школу преподавателем английского языка).

Простым людям совершенно без разницы, кто рядом с ними - русский, армянин, еврей или негр. Главное, чтобы человек был порядочным. И пример Айкез с Гаяне это подтверждает. Они мне признались только в одном - им сейчас живется очень комфортно, но глубоко в душе после пережитого засел страх - как бы снова не повторились события 90-х, тем более, что военные действия между армянами и азербайджанцами из-за Карабаха не утихают.

Мне очень понравился Ваш рассказ, спасибо!

Ольга Анцупова   22.12.2014 08:29     Заявить о нарушении
Ольга, откуда такая идиллическая информация?
Чтобы ЧИСТО армянская семья (не просто без примесей - но без азерб. примесей) могла в 2000 вернуться в Баку - это НЕРЕАЛЬНО. Более того - ни одной армянской семье такое в голову и не придёт.
в Баку не пускают даже корреспондентов с армянской фамилией.
Бакинец - корреспондент российского телевидения - Роман Бабаян - дожидался своих коллег в аэропорту, его не пускали в страну.
та же участь постигла российскую журналистку, русскую по национальности, но с армянской фамилией по мужу.
то же произошло с итальянским (или молдавским) деятелем, у которого фамилия заканчивалась на "-ян".
Армяне, попадающие в Баку, попадают туда только в составе (аналогичных с азерб. стороны - в Армению) делегаций от Армении, с соответствующим разрешением и охраной. как политики, журналисты, спортсмены, священники (такой случай тоже был).
но - не иначе.
Из армян в Баку могли остаться только старики (которых на сегодня уже в живых быть не может) или женщины, состоящие в смешанных браках.

Анжелика Габриелян   22.12.2014 09:32   Заявить о нарушении
И то, что вы взяли в кавычки "историческая родина" говорит само за себя: видимо, для этих людей Армения действительно была "исторической родиной", а не исторической родиной, потому и не сложилось.
Моя сестра проживает в культурной столице России и замужем за человеком, первая жена которого - мать пятерых детей - была убита во дворе, местными детками-подростками. Женщина была русской, коренной жительницей Санкт-Петербурга.
Её старшая дочь до сих пор (больше 13 лет уже) пребывает в шоке - в хронической депрессии.
Жизнь везде, знаете ли, не сахар...

Анжелика Габриелян   22.12.2014 09:37   Заявить о нарушении
Мне тоже очень понравился рассказ!
И Ольга Анцупова правильно делает акцент: достоинство автора в том, что он понимает, что все люди разные и нельзя делать обобщения. На одни негативные примеры найдутся абсолютно противоположные позитивные примеры.
Кстати, это относится и к ремарке Анжелики Габриэлян. Она, опираясь на свои примеры, даже не допускает мысли о том, что может быть иначе. А ведь может!
Из числа моих бывших однокурсников, бежавших от погромов, в Баку в период с 2000 по 2005 год вернулось 5 семей: две - русские, две - армянские (чистопородные, с "ян" на конце фамилии), одна семья аварцев. Армяне и русские живут в настоящее время на Баилово, а аварцы - на Зыхе.
В целом же из всей моей университетской группы у нас было 8 армян никто в Армению не вернулся, хотя у пятерых в Шираке и Лори жили родители. Двое с семьями, как я уже говорил, вернулись в Баку, поселились на Баилово. Трое с семьями эмигрировали в Канаду. Двое осели в Израиле и один живет с семьей в России, в Твери.
Все люди разные, все делают свой собственной выбор в жизни, в том числе и где жить, куда возвращаться или откуда уезжать.
С уважением, -

Писатели Прозы   22.12.2014 10:09   Заявить о нарушении
«И Ольга Анцупова правильно делает акцент: достоинство автора в том, что он понимает, что все люди разные и нельзя делать обобщения. На одни негативные примеры найдутся абсолютно противоположные позитивные примеры.
Кстати, это относится и к ремарке Анжелики Габриэлян. Она, опираясь на свои примеры, даже не допускает мысли о том, что может быть иначе. А ведь может!»
Видите ли, частные житейские случаи разные бывают, но когда дело касается общественно-политической ситуации, то тут действуют иные механизмы – определяющиеся общими закономерностями.
«В целом же из всей моей университетской группы у нас было 8 армян никто в Армению не вернулся, хотя у пятерых в Шираке и Лори жили родители.»
А они не захотели рассказать, почему не вернулись?
Потому что шла война – в Карабахе и приграничных районах Армении (где гибли люди, мирные жители); потому что республике был нанесён экономический урон землетрясением, природа происхождения которого до сих пор под вопросом; потому что из-за развала Союза и энергетической блокады, устроенной соседней республикой, в Армении не было света, газа, транспорта и работы; потому что люди уезжали – прежде всего местные жители, и конечно же, беженцы, не видевшие выхода из ситуации – с плане жилья и работы (многочисленные строительные кооперативы, открытые для беженцев, из-за сложившейся ситуации достаточно быстро закрылись, построить успели буквально крохи; собственным – не общежитским – жильём беженцев стали обеспечивать лишь в 2000-х, строительство продолжается по сей день). Какая должна была быть психологическая атмосфера в республике в такой ситуации?! В приграничных районах Армении гибли люди, в том числе дети, или же оставались инвалидами – на сегодня это уже взрослые люди (кто на инвалидных колясках, кто без рук, кто без ног. Девушку, входящую во взрослую жизнь без обеих ног, вы достаточно ясно представляете – точнее, её перспективы в современной жизни? Не говорю о личном, но в плане обеспечения себя куском хлеба – заработком – при том, что с работой по-прежнему плохо, в тех же самых приграничных районах, провинции, а значит, надо уметь на редкость хорошо работать именно РУКАМИ). И на этом катастрофическом для государства фоне лицемерный скулёж отбывших из Армении – ах, на нас не так посмотрели, не то сказали? Смешно, нелепо, эгоистично, лживо и лицемерно. Ведь они потому и уехали из Армении, что здесь было плохо и сложно – с жильём, светом, работой, газом и отоплением, решением насущных вопросов, как для местных жителей, так и для приезжих, как для армян, так и для представителей других наций.
Про ЯКОБЫ армянских возвращенцев в Баку – поездили, поездили по свету, потыкались носом туда-сюда, потом пораскинув мыслишками – решили, нет: слаще кусок вон там… Интересно, а когда они со своими детьми-внуками по Баку гуляют, они им не рассказывают: вот с этого балкона скинули дядю Карена, а из этого окна – тётю Армине? Или – зачем? К чему о грустном? Жизнь в тёплом приморском и нефтеносном городе полна других радостей и развлечений…
Если уж браться судить об этих темах, нужно это делать несколько, мягко говоря, шире, чем обывательским взглядом бабушек-пенсионерок, перемывающих косточки своему ближнему у подъезда.

Анжелика Габриелян   22.12.2014 12:01   Заявить о нарушении
Анжелика, сначала Вы пытались доказать, что в Баку никто из армян не мог вернуться. Теперь Вы не только признали наличие "возвращенцев", но тут же обвинили их всех скопом обвинили в приспособленчестве и лицемерии - мол, вернулись, т.к. на собственной Родине было трудно жить.

А Вы заметили, что и я, и другой рецензент пишем совсем о другом: о том, что в этой жизни есть ЛЮДИ, а есть НЕЛЮДИ. И этот факт не зависит ни от национальности, ни от вероисповедания. Об этом же пишет и Влад Ривлин в "Армянских мотивах" - были те, кто выдавливал его героев, а были те (тот же таксист), кто все понимал и переживал из-за того, что творится в Баку.

И пример с Айкез и с Гаяне я привела не для того, чтобы здесь возникла совершенно посторонняя полемика о патриотизме или непатриотизме армян или лиц другой национальности, а лишь как пример, что везде найдутся порядочные люди и непорядочные.

Собственно, мне лично совсем неинтересно, по какой причине Айкез и Гаяне не ужились со своими родителями и братьями с сестрами в Ереване: по "политическим мотивам" или просто из-за бытовых проблем. Точно так же, как я никогда не вникаю в причины, заставляющие моих соплеменников покидать сейчас Россию. Я их и не хвалю, и не осуждаю, хотя я сама никогда не покину свою Родину ни при каких обстоятельствах: просто каждый человек имеет право выбора и брать на себя функции Бога - судить его за поступки, мне кажется не совсем правильно.

А в заключении скажу так: когда я пишу о Баку и бакинцах, я пишу не как сторонний наблюдатель, не как человек, который начитался о погромах в газетах или наслушался беженцев. Я прошла через все ужасы погромов, моя дочь в 4 года стала седой, из-за погромов я потеряла близких мне людей.

И хотя я пережила эти события, да и Баку мне не был никогда родной землей (мои родители-врачи были командированы на Кавказ во время эпидемии, когда мне было 12, но их командировка затянулась), но я никогда не буду отождествялть всех азербайджанцев с теми отморозками-погромщиками, которые сломали мне жизнь. Хотя бы только потому, что своим спасением и жизнью своей дочери я обязана друзьям-азербайджанцам. Кстати, так же, как и упомянутые мною Гаяне и Айкез.

Ольга Анцупова   22.12.2014 12:24   Заявить о нарушении
Влад, я вынуждена принести Вам свои извинения, что мой пример стал катализатором разговора, АБСОЛЮТНО НЕ ОТНОСЯЩИМСЯ к теме Вашего рассказа. И тот факт, что этот пример был перевернут моим оппонентом (или не понят, это неважно) - меня вовсе не оправдывает.
Я сама не люблю, когда я пишу об одном, а мои рецензенты под текстом вдруг открывают дискуссии, уводя разговоры совсем в другую сторону, так как у каждого найдется свое НАБОЛЕВШЕЕ, которым хочется поделиться или высказаться. И люди порой не всегда замечают, что рецензии пишутся совсем о другом.

В качестве некой компенсации могу лишь предложить иронический рассказ своей дочери "Любителям дискуссий посвящается"

http://www.proza.ru/2011/04/16/1044

Еще раз - прошу меня извинить...

Ольга Анцупова   22.12.2014 12:34   Заявить о нарушении
Это действительно нереально – возвращение армян (имеющих родословную только армянскую) в Баку. При той антиармянской истерии, которая поставлена в республике на государственный уровень – вплоть до сажания в тюрьму азербайджанских журналистов, пытающихся со своими армянскими коллегами налаживать взаимные контакты между республиками и их населением; и подвергающегося гонениям азербайджанского писателя, который писал об армянских жертвах. Нереально потому, что конфликт ещё незакончен – и обе республики со всем населением в него втянуты. Если Азербайджан не скрывает о том, что не впускает даже летящих транзитом журналистов и прочих общественных деятелей, чьи фамилии могут быть армянскими или отдалённо напоминать армянские, о каком возвращении может быть?
В рассказанной вами истории есть явные недомолвки.
«Теперь Вы не только признали наличие "возвращенцев", но тут же обвинили их всех скопом обвинили в приспособленчестве и лицемерии - мол, вернулись, т.к. на собственной Родине было трудно жить.»
Я ничего не признавала – я не знаю, что там именно, просто в силу причастности к ситуации не могу этому верить. И другое - из Армении уезжали и уезжают многие – в разные страны мира именно из-за всех экономических и военных проблем, но возвращаться в Баку (даже если это смешанная семья) после всего, что было, это даже не приспособленчество, а самое настоящее моральное падение, деградация.
Когда-нибудь это обязательно произойдёт – армяне появятся в Баку. Не отдельные и смешанные семьи, а в целом диаспора. Мы живём рядом – этим всё сказано. Но произойдёт это очень и очень нескоро. Пока ещё всё слишком свежо и история далеко не закончена.
Родину покидают многие и уезжают в разные края, но куда – это тоже существенный вопрос.
Кстати, вы сами, если завтра очень уж жизнь прижмёт, примите помощь от человека, оскорбившего вас, ваших близких, поднявшего руку на вас или ваших близких, убившего или изнасиловавшего кого-нибудь из них? (Если – да, то этот разговор изначала бессмысленен.) Об этом и речь – разница только в масштабности.
Ради бога, Ольга, не валите всё в одну кучу – азербайджанская нация в целом и погромщики… Их никто не отождествлял, и от такого сравнения веет театральностью. Речь идёт о том, что вероятно в сложившейся ситуации, а что нет. В рассказанном вами случае явно есть какая-то недоговорка, недомолвка. Какая именно – я не знаю, но есть и существенная. Из-за этого «пазлы» в правдоподобную «картинку» не складываются.

P.S. Владу извинений не приношу, так как не вижу за собой вины.

Анжелика Габриелян   22.12.2014 14:26   Заявить о нарушении
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83

Я не думаю, что статью «Баку» в Википедии составляли представители Армении или же просто армянского народа, так что сомнений в поданной статистической информации у вас наверняка не будет.
В 1999 году численность «армянской диаспоры» города Баку составляла 378 человек.
В 2009 году их было уже 104 человека – то есть в год убывало (армяне умирали, уезжали и «переходили» в азербайджанцы) 27.4 человека, что составляет 137 человек «убывших» - за истекшие с 2009 года 5 лет. Итого на сегодняшний день численность армян в столице Азербайджана представлена (-133) «образцами».
Так что, господа фантазёры, прежде чем браться за написание мифов и продвижение их в виртуале, займитесь немного теоретической базой. Совет на будущее.
Счастливо!

Анжелика Габриелян   23.12.2014 10:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Армянские мотивы» (Влад Ривлин)

Идея космополитизма терпит крах.
Искушением для неё, на мой взгляд, явилась деятельность её же родителей, творцов - идея "золотого миллиарда", рационального свежевания "лишнего" человечества.
Человечество в борьбе за выживаемость нашло зёрна спасения в объединении именно по национальным признакам.
В годы перестройки в одном детском доме России проводили наблюдения. По мере ухудшения продовольственной ситуации, в сражениях за "хлеб", дети начали группироваться, в том числе и по национальной принадлежности.

В связи, пора признать сегодняшнюю актуальность народного агронома Лысенко, который доказывал, что любое растение можно улучшить, создав ему хорошие условия. Вейсманисты же доказывали необходимость геноуродования растений ради хорошего урожая.

Жизнь не стоит в поисках, она делает своё дело, кровное смешение наций стало реальным, но без агротехнической заботы, жизнью же отвергается. Сохраняется программное кодирование крови, даже из смешений.
Жизнь комбинирует вариации, устраняет последствия утери меры.
Выполняемый руками людей, для людей такой поиск ужасен, о чём свидетельствуют подобные факты...

Владимир Рысинов   22.12.2014 07:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Армянские мотивы» (Влад Ривлин)

Сильный рассказ, Влад.
Я хочу Вам порекомендовать созвучные потрясающие вещи человека, лично пережившего этот кошмар
Ольга Анцупова
http://www.proza.ru/2011/01/15/1100
http://www.proza.ru/2011/05/27/578

Эми Ариель   21.12.2014 23:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Эмилия,
Нас Бог миловал, мы не пережили того, что пережила Ольга. Но про кислоту и героев этого рассказа- все правда.
Оставил у Ольги пару слов.

С уважением,

Влад Ривлин   21.12.2014 23:30   Заявить о нарушении
Я это поняла

Эми Ариель   21.12.2014 23:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Армянские мотивы» (Влад Ривлин)

В сущности все люди друг на дружку похожи: то одни других гоняют по свету, то другие первых или ещё кого-то... Гоняют, режут, убивают... Так и бегаем по шарику... В этой ситуации мне очень нравится армянское звучание фразы: "Что делать?" - "Инч анель?.." как-то выразительно и метко звучит.

Анжелика Габриелян   21.12.2014 22:56     Заявить о нарушении
Да нет, Лика, есть люди и нелюди. Человеком быть, а тем более оставаться-самое трудное в жизни.

Влад Ривлин   21.12.2014 23:31   Заявить о нарушении