Рецензии на произведение «Связь проблематики и названия. Недоросль Фонвизина»

Рецензия на «Связь проблематики и названия. Недоросль Фонвизина» (Зоя Орлова)

Фонвизин взял тупиковое сочетание качеств: власть, необразованность и скотская душа. Триумвират убойный!
Я недавно посмотрела спектакль Малого театра "Недоросль". Ну, и злой же человек был Фонвизин, "сатиры смелый властелин"!
Петруша Гринев, о котором предыдущий читатель высказался неодобрительно, по этой статье не может быть судим: он добр, честен, энергичен (насколько требуют от него обстоятельства) и умеет любить.
* * *

Зоя, если можно, объясните мне одну (на мой взгляд) странность!
А.Н.Островский своим героям давал говорящие фамилии, но в пьесе "Доходное место" главный положительный герой - Жадов. Что за фамилия такая? Это же ужас!
Почему? За что?

С уважением, Галина

Нико Галина   25.01.2018 18:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина! Извините, что не сразу Вам ответила.
Не поняла, почему Вы назвали Фонвизина злым человеком?
Он был умным, добрым, интеллигентным и всесторонне образованным человеком.
И показал правду про невежество, дикость, жестокость помещиков-крепостников,
про тупость в воспитании деток помещичьих. Точно так же показывали тот мир Салтыков-Щедрин, Гоголь, Некрасов и многие другие...
Вспомните у Пушкина:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой (напоминание о порках!)
И труд, и собственность, и время земледельца.

А вот про выбор фамилии героя в пьесе А.Н.Островского объяснить не могу.
Надо бы в интернете попробовать поискать, вдруг есть варианты, предположения.
Действительно, Жадов - хороший человек. Он произносит очень правильные слова,
у него гуманные взгляды...
Однако, ведь он чуть было не оступился, когда хотел угодить жене и решил пойти
против своих убеждений, пришёл просить дядю о помощи в обретении благополучия и достатка. Может быть, писатель хотел подчеркнуть, что даже добрыми и правильными людьми иногда овладевает жажда обогащения?
Не знаю... Возможно, и не было никакого умысла.
Во всяком случае, ужаса я всё-таки не вижу.
Ну, ладно, спорить тут не о чем.
Всего Вам хорошего.
С уважением

Зоя Орлова   30.01.2018 19:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Связь проблематики и названия. Недоросль Фонвизина» (Зоя Орлова)

Что тут можно сказать, у нас целое поколение Митрофанушек выросло. Современная средняя школа не выдерживает никакого сравнения с советской, уровень преподавания катастрофически низкий. Увы, наше государство не понимает, что школа это основа основ - становой хребет всей государственной системы, без нее не будет ни армии, ни полноценного государственного аппарата. Бисмарк говорил: "Войну с Францией выиграл прусский школьный учитель". В учителя должны идти лучшие - цвет нации, эта профессия должна быть самой престижной и уважаемой. А кто у нас теперь идет в учителя...

Петр Елагин   11.03.2017 20:12     Заявить о нарушении
Все же есть некий стереотип фонвизинского Митрофанушки и пушкинского Петруши Гринева. Он нам навязывается школьной программой, однако в реальной жизни XVIII века, далеко не всем дворянским отпрыскам, как Простаковым и Гринёвым легко давались чины. Гаврила Державин, к примеру, в возрасте 18 лет был переведен в Преображенский полк рядовым и жил в бедности, в одной казарме с солдатами. Спустя год Державин получил первый чин: капрал. Еще через год становится сержантом, затем занимает фельдфебельскую должность. Не очень то впечатляет карьерный взлет молодого дворянина и будущего знаменитого поэта, правда? Державин и ему подобные были одержимы одним желанием попасть на какую-нибудь войну и совершить там подвиги, чтобы хоть как то продвинуться по иерархической лестнице. Другого способа у таких бедных дворян получить повышение по службе не было.

Петр Елагин   11.03.2017 22:12   Заявить о нарушении
Пётр, спасибо за отклик.
С мнением об учителях и роли просвещения согласна полностью. Бесспорно и то, что людям благородным, честным, порядочным не только чины не давались легко, но и поместья, прочие привилегии, награды, богатства и титулы не предоставлялись...
А вот Петра Гринёва я всё-таки не ставила бы в один ряд с Простаковыми: слишком разными были и семьи, и дети. Да, Петруша в детстве не был прилежным в учёбе, однако грамоту приобрёл, и мог бы сразу поступить на службу в хорошее место, но по настоянию отца начал всё с азов и с трудностей.
Всего Вам доброго, Пётр!
С уважением

Зоя Орлова   12.03.2017 17:39   Заявить о нарушении
Пётр, Вы меня подтолкнули написать ещё одну работу, в унисон Вашим размышлениям. Надеюсь, Вы не будете против, если использую Ваши слова?

Зоя Орлова   13.03.2017 13:11   Заявить о нарушении
Буду рад, если в чем-то могу помочь Вам.
С уважением

Петр Елагин   13.03.2017 14:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Связь проблематики и названия. Недоросль Фонвизина» (Зоя Орлова)

Отличный показ инструментария который живет и поныне.
Глупость чиновников, возведенная в ранг закона, должна когда-нибудь закончится.
Ведь кому-то придет в голову остановить эту бессмысленную круговерть!
Здравствуйте, Зоя!

Кузнецова Екатерина Первая   17.03.2016 08:42     Заявить о нарушении
Доброе утро, Катя!
Ой, не знаю, можно ли остановить круговерть, которая так нравится людям без совести! Ваши слова, как говорится, да Богу бы в уши...
По-моему, сильно припоздали с заботой о морально-нравственном состоянии душ человеческих. Позволили мошенничать, чувствовать полную безнаказанность, даже с законами налукавили так, что укрывать можно наворованное.
Посмотрим.
Всего хорошего, Катя!

Зоя Орлова   17.03.2016 09:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Связь проблематики и названия. Недоросль Фонвизина» (Зоя Орлова)

"Недоросль" - одно из моих любимых произведений, а их множество.
Зоя - Ваше эссе мне очень понравилось глубиной и выводами.
Однажды я где-то читала, что этот самый Митрофанушка (прообраз которого использовал Фонвизин), прочитал это произведение и, посмотрев на себя со стороны, решил получить хорошее образование, что и сделал, и даже открыл какую-то публичную библиотеку. Скорее всего это "утка", а, может, и нет. Вот было бы интересно это узнать.
С уважением и симпатией,

Лили Миноу   05.05.2015 14:42     Заявить о нарушении
Лили, трудно поверить, что Митрофанушка мог бы стать образованным человеком, хотя такая сказка послужила бы примером для воспитания нынешних лентяев и невежд. Спасибо за прочтение и за версию.
С улыбкой и теплом

Зоя Орлова   05.05.2015 16:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Связь проблематики и названия. Недоросль Фонвизина» (Зоя Орлова)

Очень тяжелая и очень нужная тема, Зоя. Эти Митрофанушки после платного высшего образования приходят на смену нам, пенсионерам. Душа болит - что дальше будет. Вам, конечно, нажимаю на "понравилось".

Глафира Кошкина   26.10.2014 19:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Глашенька, всё правильно, и виноваты не только дети. Фальшь сейчас в школах, когда уже "липа" даже на ЕГЭ. Никакие камеры не помеха. Раз научить не удаётся, то и идут на всякие ухищрения. Дела нешуточные, как только исправлять теперь всё.
Всего доброго!

Зоя Орлова   26.10.2014 19:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Связь проблематики и названия. Недоросль Фонвизина» (Зоя Орлова)

Жаль,что сегодня нет Фонвизина,потому что Митрофанушек не уменьшилось,а совсем-наоборот.И образование "топчется" в каком-то давнем веке.Спасибо,Зоя,хороший анализ

Елена Студзинская   27.09.2014 13:23     Заявить о нарушении
Спасибо Лена, за прочтение и отклик.
Образование у нас, благодаря стремлению подражать Западу, попало в ловушку: с одной стороны - появилась фальшь, как порождение взяточничества и коррупции;
с другой стороны - вернулись к прошлому, так как сейчас вовсю расплодились Митрофанушки.
А решать проблемы надо срочно.

Зоя Орлова   27.09.2014 13:40   Заявить о нарушении