Рецензии на произведение «Немного об этическом воспитании»

Рецензия на «Немного об этическом воспитании» (Артем Ферье)

Алмазами на малахитовой плите не гравируют, во-первых, по причине отссутствия в природе малахитовых плит (то, что имеется даже в Эрмитаже - это склейки), во вторых, из-за врожденной мягкости малахита, который в алмазном резце не нуждается ни в малой степени. Или же вы имели в виду инкрустацию алмазами? Но таковой тоже не бывает, в лучшем случае отделывают бриллиантами.
Цитирую: " Многие говорят, что мир станет лучше, когда мы научимся уважать друг друга – но это всё туфта. Он станет лучше, когда мы загасим диких долбойобов, которые и не собираются кого-то уважать ни в малейшей степени, не делают ни малейших попыток, а лишь пытаются внушить «уважение» к себе и своим психиатрическим комплексам посредством грубой физической силы. Ну и если так – я ничего не имею против силового противоборства. Поскольку знаю, что они отсосут." Кого уважил суд, готовый за покражу курицы усадить всерьез и надолго и без права на УДО, скостив до нуля срок Васильевой и не назначив ни какого срока ее вороватому сокоечнику? Не плюнул ли корпус правозащитников в рожи всему "электорату", еще раз показав, что кто есть кто и кто в доме хозяин? Попробуйте добиться справедливости в подобных делах методом силового противоборства - и вас быстренько и эффективно окоротят. Следовательно, все рассуждения о моральных ценностях внутри государства заведомо и глубоко аморального должны сводиться к соблюденю заповеди о подставляемой щеке - дабы не раздражать бьющего понапрасну - либо к проповеди вседозволенности, уж коли подфартило и чуешь за спиной поддержку паханов всех мастей. Именно этому учат и жизнь, и масс-медиа, и религия. Сопливые сериальчики про золушек и пламенных борцов не в счет.

Алексей Степанов 5   21.09.2015 12:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Немного об этическом воспитании» (Артем Ферье)

Статья понравилась, но есть определённые сомнения. Во-первых, идея "не-привлечения" на свою сторону государства сходна с анархизмом и призывом к самосуду. В мире была масса обществ и народов, но выжили и наиболее эффективными оказались те, где гражданин мог обратиться к государству и оно ему помогало. Другие же общества... где они сейчас? А государства - есть.

Во-вторых, попрание "ценностей" нежелательно из-за возможного "POSTAL-а" со стороны "обиженных". Особо расчётливый "носитель ценностей" может не пойти громить выставку, а подловить автора в неподходящий момент, втереться в доверие и т.д., с самыми неприятными (для автора) последствиями. Раз уж в нашем жестоком (что естественно) мире эти самые ценности как-то дожили до наших дней - значит, прецеденты были.

В-третьих, учить детей мату нежелательно. Это пустая трата энергии, которую лучше "сублимировать" на что-то полезное. Не зря они называются "бранными" словами - то есть слова для брани, для поединка, для битвы, наконец. На войне - ради бога, ругайся сколько хочешь, но мы не на войне. Если коротко - мат направляет мысль по привычному руслу, а для серьёзной мыслительной работы (исследования, научные публикации, открытия) нужно более глубокий, чем обычно, мыслительный процесс. Поэтому, собственно, в научной (да и политической) среде мат запрещён (да и не востребован, если честно).

В-четвёртых, обучение в школе "ненужным" предметам необходимо для выработки силы воли, умение концентрироваться даже над неинтересными вещами (пригодится на работе, особенно монотонной, с большим количеством цифр/кодов), расширения кругозора (особенно полезно для тех, кто планирует заниматься наукой, чтобы уметь учитывать любые факторы в том или ином явлении), да и просто для привития интереса, вкуса к жизни. Хотя, конечно, в том виде, в котором это есть сейчас, данное явление действительно нуждается в переменах.

С остальным согласен. Спасибо за статью.

Ник Мар   16.02.2014 17:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте.

Спасибо за рецензию, где много здравых возражений и вопросов есть. - и попробую ответить по пунктам.

1. Я не говорю о том, что нельзя привлекать государство к решению хоть каких-то своих личных проблем, что оно вообще не нужно, да здравствует анархия. Нет, я взрослый человек и в полной мере осознаю необходимость существования государств и неизбежность возникновения государств, поскольку они нужны "потребителям", поскольку наш вид тяготеет к упорядоченной иерархии, по мере усложнения социальных связей, и всё такое. В конце концов, любое государство, как более или менее разумная структура, нужно просто для того, чтобы его место не заняли какие-то отморозки.

Но вот на чём я настаиваю здесь, в этой статье, - государство, как очень могущественный (но очень лукавый и ленивый) инструмент насилия, - не должно использоваться в тех случаях, где можно обойтись без насилия.
Когда тебя пинают и грабят, угрожая физически, - да, приходится обращаться к силовой крыше, высшая из которых - государство. Но не надо рассматривать его как вселенского "благодетеля", который во всех случаях должен обеспечивать тебе душевный комфорт и благолепие, не надо кричать ему "Накажите Сидорова, который меня обзывает", ибо, при том могуществе, какое есть у государства, и при той склонности к расширению своего влияния, какая у него органически существует, - оглянуться не успеешь, как этот "благодетель" станет "узурпатором".
Поэтому к помощи государства - следует обращаться лишь в самых крайних случаях, где тебе угрожают насилием, и нужно противопоставить другое, легальное насилие. А на обзывалки, не сопряжённые с насилием, - всегда можно ответить словами, или же вовсе игнорировать. В этом была мысль.

2. Насчёт носителей "ценностей", которые так съезжают крышей от "оскорбления" их ценностей, что go postal... То есть, среди нас, в этом обществе, есть люди, которые, вообще-то, психи, опасные психи. И они не проявляются в этом качестве, покуда их не "спровоцируют". То есть, все, затаив дыхание, должны, скрестив пальцы, молиться, чтобы какое-либо наше действие не спровоцировало этих чокнутых? Извините, но я бы предпочёл именно что спровоцировать, и уничтожить на месте значительную часть этих психов, когда они себя проявят, недвусмысленно агрессивно, а с прочими, которые затаятся - ну да, с ними ничего не сделаешь, пока тоже себя не проявят.

И здесь гарантией минимизации ущерба от них может служить, пожалуй, вооружённость населения, да и то - не абсолютная, конечно, гарантия.
Но строить общество на том, что авось психи нас не тронут, пока мы будем потакать их комплексам, - я считаю ошибочной стратегией. Если человек в принципе оставляет за собой право go postal - то уместно говорить о физическом противодействии ему, а не об избежании предпосылок к раскрытию его психоза (который всё равно раскроется рано или поздно).

3. Никто не учит детей мату (во всяком случае, я не предлагаю это здесь). Это и никогда не было нужно, для начала. Любой нормальный ребёнок - сам уже годика в четыре знает все матерные слова. Ну, в пять. Как бы родители ни оберегали его от этого.
А вот чему учим мы, так это тому, что даже мат, который нельзя употреблять при взрослых, это - НЕ "бранные" слова. Поскольку в твоём вокабуляре, малолетко, - В ПРИНЦИПЕ нет и не может быть никаких долбанных БРАННЫХ слов. То есть, таких слов, которые сопутствуют какой-то повышенной и затмевающей мозг "боевой" агрессии. Поскольку у тебя В ПРИНЦИПЕ не может быть таких состояний души, когда бы злость и агрессия затмевали разум. Ты должен этого избегать любой ценой. И даже когда ты убиваешь человека - ты не должен испытывать ненависти к нему. Ты не должен испытывать злости. И наоборот: ты не должен убивать человека только потому, что испытал к нему мимолётную злость/ненависть. Ибо потом - всю жизнь локти кусать будешь, что поддался эмоциям.

То есть, на этом - мы действительно очень серьёзный акцент делаем. Что мат - это НЕ "бранные" слова. Это НЕ агрессивные слова. Ибо нам не нужны какие-то специфические слова для "БРАНИ". Нам не нужны "боевые крики". Мы не собираемся впадать в оголтелую агрессию, и отпрысков своих этому не учим (а учим воздерживаться от этого).

Для нас мат - это просто явление разговорного языка между равными в непринуждённой беседе, не более и не менее того. Как и для детишек, когда они болтают между собой. Но поскольку взрослые и дети не могут разговаривать непринуждённо, как равные (они слишком неравные, у них слишком разный жизненный опыт), - мы избегаем мата в беседах при своих детях и отвешиваем подзатыльники им, своим чадам, если при нас, взрослых, матерятся.

Но вот что мат утратил значение крайне агрессивной лексики просто потому, что нравы людские смягчились, люди даже в России перестали быть такими твердолобыми отморозками, какими были ещё тридцать лет назад, что у людей нынче исчезла самое потребность быть крайне агрессивными и оскорблящими и резервировать для этой цели некий лексический пласт половых обсценизмов, - это действительно сложно понять, когда не изучаешь трансформацию нравов и лексики на протяжении столетий.

Особенно это сложно понять - всякими депутатам вроде Железняка, которые, возможно, хотели бы, чтобы люди навечно застряли в дикости и озлобленности, подобно им самим, и эти манкурты просто не мыслят себе такого благодушного состояния общества, где люди не исходят на дерьмо по любому поводу и могут не оскорблять друг друга, и не нуждаются в специальных словах-оскорблялках, "особо крепких", а потому эти слова переходят, утрачивая своё "сакрально-ругательное" значение, просто в разговорно-неформальный пласт речи. Как это и случилось с половыми обсценизмами в Штатах, как это случилось и с русским матом в России.

4. Да, это возможно, что изучение в школе вроде бы совершенно ненужных предметов - усиливает волю, улучшает память, развивает способность концентрироваться на вроде бы ненужных, неинтересных тебе явлениях. "Мать-мать-матика тем хороша, что ум в порядок приводит".
Что это полезно для тех, кто планирует заняться наукой, - не стану спорить. Вопрос: сколько таких, кто планирует заняться наукой, и сколько из них - реально нужны для науки и могут в ней преуспеть, быть полезны (а не будут тырить чужие диссеры, не в силах сказать хоть что-то своё-новое в той науке, расширяя поголовье дармоедов "как бы при" науке)?
Остальным - может, всё-таки, лучше учиться включать поворотники при перестроении, и лучше ввести курс гораздо более полезного в нашем мире "автоводства" в школьную программу, подсократив часы гораздо более умозрительно полезных школьных дисциплин?

Привитие интереса к наукам в школе? Честно, я ни разу не слышал что-то вроде "Раньше я не интересовался литературой, но в школе мне привили интерес к ней".

Что гораздо чаще: "После школы я ещё двадцать лет инстинктивно блевал, когда слышал словосочетание "классическая литература", но вот недавно обнаружил, вздумав вдруг почитать классику, что не всё в ней - полная блевотина. Кое-что - вроде даже не бессмысленно и по-своему красиво" :-)

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   17.02.2014 01:53   Заявить о нарушении
1. С этим согласен. Вообще, мне в этом вопросе нравится законодательство США, где на своей земле можно хоть убить человека, лишь бы не в затылок :-).

Единственное исключение - почему, собственно, в США так любят обращаться к государству по малейшему поводу. Идея в том, что если человек не может себя защитить сам (мало ли, может он инвалид, и в принципе не способен дать сдачи), то он может от отчаяния начать делать непоправимые вещи, типа "а, гори оно всё огнём...", и либо станет маньяком, либо "Джонни взял ружьё...", либо тот самый going postal. Оно, конечно, хорошо - одним неадекватом меньше, но перед своей заслуженной смертью он может натворить немалых бед, принести материальный ущерб и т.д. Дешевле сделать вид, что его повод государству очень важен, и "кормить" его бесконечными "ЗАВТРАками" и судами, вынуждать платить адвокатам и т.д., пока сам потихоньку не умрёт от старости и нервов.

Отсюда и традиция "если вас обозвали обезьяной - подавайте на обидчика в суд".

2. Вопрос спорный. Конечно, дрожать и надеяться, что психов не спровоцируем - это неправильно. С другой стороны - если их таки провоцировать, не знаешь, чем оно обернётся. Психи на то и психи, что не знаешь, чего ждать. Может - ломанутся с песнями под пулемётные очереди, а может - возьмут да и подпалят весь город, а-ля "Рим при Нероне" или "Содом и Гоморра, уничтоженные - конечно же - божественным огнём, а не спрятанными катапультами и горшками с примитивным напалмом ака Греческий огонь". И тут мне уже, действительно, выгоднее с улыбкой кивать, слушая очередную "проповедь" проповедников и мягко возражать им, постепенно приводя к выводу, что не всё так очевидно, как им кажется... чем отстреливаться от них же в беспорядках, или взирать на руины только что построенного квартала, проклиная неадекватов, которые его подожгли и сгорели в нём же.

В общем, спорный вопрос. Честно говоря, я не знаю, как правильнее.

3. Вы затронули очень интересную тему. Дело в том, что ваше понятие об этическом образовании не ново - именно так, насколько мне известно, обучали аристократов. Замените только "огнестрельное оружие" на "шпагу", а "школу" на "закрытые лицеи и дворянские учреждения". Но... в истории были моменты, когда аристократы, не смотря на образование и подготовку, проигрывали простолюдинам. Будь то 1791 год во Франции или 1917 в России - аристократы, правильно воспитанные, умеющие и готовые убивать без ненависти к противнику (вспомним хотя бы Пушкина, евшего черешни на дуэли, пока противник дрожащими руками целился в него из пистолета) - проиграли простолюдинам, которые шли напролом, у которых "ярость благородная" и всё такое. Следует это как-то учитывать, чтобы не допустить повторения в будущем.

Второй момент, связанный с матом - это выброс адреналина в ответ на "бранные слова". Возможно, вы видели серию "Разрушители мифов" про мат - где было доказано, что бранные слова не только вызывают "ярость благородную", но и уменьшают чувствительность к боли, что порой помогало выжить при опасных ранах.

А третий момент - сублимация. Именно благодаря ней появились и действовали большинство учёных, к примеру, Викторианской эпохи. Запрет на мат тоже является "сублимацией", и если мы его окончательно разрешим - не остановится ли прогресс? Хочется летающих машин и цветущих яблонь на Марсе... а кто это будет изобретать? ^_^

4. Что поделаешь, в науке всегда так - на одного настоящего учёного, который и продвигает прогресс, имеются 10 дилетантов (но они хоть помочь могут, показав неправильные векторы исследований) и 100 профанов, ворующих чужие диссертации. Так было, так есть... и, скорее всего, так будет всегда. Ну, пусть уже будет так - лишь бы из 100 профанов таки был тот самый 1 настоящий учёный, которого и будут помнить и благодарить потомки.

Привить интерес к литературе в школе и вправду трудно, особенно подросткам, у которых гормоны и эмоции, которым хочется не книжку читать, а заглянуть под юбку соседке Маше:-). Хотя с ботанами иногда срабатывает (а иногда они даже становятся Стивами Возниками и помогают Стивам Джобсам изменить мир и изобрести Эппл). А вот к науке - бывает. Моему двоюродному брату именно в школе привили интерес к биологии и химии, он ездил на олимпиады и т.д., и в ВУЗ поступил по смежной специальности. Одним словом, всё зависит от учителя.

Насчёт поворотников - да, согласен, обеими руками "за". Я предпочёл бы, чтобы во всех школах ВСЕХ выпускников обучали вождению машины, даже если машины нет и не предвидится (зато хоть узнают на практике, как тяжело её остановить на скорости и в следующий раз не будут перебегать дорогу в неположенном месте), заодно повысив количество рабочих мест (понадобятся множество инструкторов, учителей - что приведёт к повышению занятости). Также желательно ввести для всех (!) учеников курсы владения оружием и боевые искусства (как в Японии, где, вроде бы, изучение карате в школе является обязательным), и обязательно - курс медицинской подготовки, чтобы знали, как правильно наложить шину или сделать искусственное дыхание. Увы, я не политик, чтобы ввести всё это:-(.

PS Все мои выводы и замечания - субъективны, следовательно, могут быть ошибочными. Серьёзных исследований по этим вопросам у меня нет, стало быть, это всего лишь имхо, не более :-).

Ник Мар   21.02.2014 15:39   Заявить о нарушении
PPS Идейка у меня появилась. Нужно взять любую среднестатистическую школу и выдать школьникам оружие, которое можно носить ТОЛЬКО на территории школы. Но оружие должно быть стартовым. Школьники не должны этого знать, и думать, что у них в руках боевое оружие.

Спустя несколько месяцев, когда выяснится, что в школе не прозвучало НИ ОДНОГО выстрела - это будет серьёзным аргументом для сторонников легализации оружия.

Ник Мар   21.02.2014 15:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Немного об этическом воспитании» (Артем Ферье)

"Sticks and stones may break my bones, but words and names will never hurt me."
Устное народное творчество. Вместо эпиграфа.

Еще Один Дождь   15.02.2014 16:42     Заявить о нарушении
Здравствуйте.

Да, очень хороший был бы эпиграф. Из той эпохи, когда детишкам каждодневно давалась в школе почва для сравнения между "оскорблением действием" - и "оскорблением словом". И они так злились на учителей, поровших по заднице, что не оставалось сил и времени злиться на одноклассничков, досаждавших словесными подколками, не было места для фиксации на своих психотических комплексах "индиго-дерева", I'm so special, so deserving high self-esteem, no matter what a worthless prick I really am. Это была тупая, но работавшая гармония школьного просвещения. Во всяком случае, она меньше психопатов порождала :-)

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   16.02.2014 01:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Немного об этическом воспитании» (Артем Ферье)

Как всегда блестяще, интересно, проблемно. Но вот какая закавыка: Вы, вероятно, обмолвились, назвав себя бандитом. Не верится. И , если в России хотя бы маленький процент таких образованных и здравомыслящих "бандитов", то я, как русская могу быть спокойна за будущее России. Впрочем, "умом Россию нет понять..". Спасибо. Всегда читаю Вас с удовольствием. Всех Вам благ. Да, вот еще- хотелось бы знать именно Ваше мнение о событиях в Киеве. С уважением Ольга Голубь.

Ольга Голубь   15.02.2014 08:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте.

Спасибо на добром слове, и прошу извинить, если смутил Вас употреблением слова "бандит", применительно к себе.
Но я стараюсь быть честен.
Разумеется, я не в том смысле бандит, что мы грабим караваны или рэкетируем торговцев, требуя платы и угрожая насилием.
Нет, это, по нашим представлениям - будут "разбойники" и "гопники".
Но я имею честь принадлежать к корпорации, чьё существование никак не узаконено официально, и которая специализируется на оказании "крышевых" услуг сообразно нашим принципам. И как ни крути, наше существование, и наша деятельность - незаконны абсолютно (мы предпочитаем слово "надгосударственность" - но по сути это значит то же самое). В этом смысле - разумеется, мы "банда" (чем гордимся :-) ).

При этом, невзирая на нашу гордыню и брезгливость по отношению к государствам как таковым, мы находим для себя допустимым дружить с государственными службами разных стран, сотрудничать там, где мы считаем это не позорным для себя и полезным для всех задействованных сторон, и для цивилизации в целом.

Соответственно, в моём вокабуляре слово "бандит" означает "силовой парень, который, в отличие от государственного мента или вояки, старается знать, что делает, и ради чего, и не желает опозориться".

Или другое значение - "феодал на новый лад". В этом смысле я называю "бандитом" того же Путина. Тоже - без оттенка осуждения. То есть, человек, который использует силовые возможности, поскольку то дозволено ему обществом, и при этом не склонен к хаотичному "беспределу". Любой правитель или политически значимый субъект добуржуазной эпохи - он "бандит" по определению.

Здесь же, в этой статье, говоря о предположительной "жёсткости" моего ребйнка, когда папаша - "бандит", я имел в виду, что всё-таки принадлежу к "силовому сектору", хотя не мент, бог уберёг. А Женька - очень жёсткий юрист (что, наверное, суровей бандитизма :-) ). И ребёнок мог бы заразиться от нас профессиональным цинизмом раньше времени.

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   16.02.2014 01:16   Заявить о нарушении
Спасибо за пространный и обстоятельный ответ- я поняла: никакой ВЫ ни бандит, а просто образованный и ну, очень не простой человек! Таких на Прозе мало. Горда за Россию, невзирая на то, что уже запыхтели доморощенные интеллигенты- слизано у китайцев, в Лондоне уже было и т.д., открытие Олимпийских Игр произвело впечатление. С искренним уважением Ольга Голубь.

Ольга Голубь   16.02.2014 15:32   Заявить о нарушении