Рецензии на произведение «Онуфрий»

Рецензия на «Онуфрий» (Ольга Смирнова-Кузнецова)

С самого первого рассказа я обратил внимание, насколько Вы точны в деталях. Вот, и в этом трагическом почти сюжете достоверность чувствуешь спиной. Кто не оказывался в надувной лодке посреди холодного волнующегося озера, не должен знать этих тонкостей с заломами бортов и бесхребетным днищем...
Сильно. Во всём, от начала до конца.
С уважением. СВ

Семён Вексельман   13.01.2014 16:59     Заявить о нарушении
Похудела килограмма на четыре, пока писала этот коротенький рассказ:)

Ольга Смирнова-Кузнецова   13.01.2014 19:02   Заявить о нарушении
Какой удивительный, какой сильный текст!

Картинка невероятной точности, достоверности.

- накаченный до легкого гула бок...

- пошло в сторону и вглубь серое тело...

- К лету на погибших деревьях жухла хвоя, она осыпалась, потом медными пластинами слетала кора, а потом и стволы – уже серебристые, в сухую погоду почти белые, похожие на скелеты гигантских рыб, со смертным скрипом падали в воду... !!!

- напрягся – и да? или ему показалось? - уловил еле уловимое шипенье...

- борта лодки обмякали, из них медленно, но верно, уходила уверенная упругость и сила...

- Лодка пошла по густой, словно готовой замерзнуть воде...

- тощий и звонкий, как алюминиевое весло...

- Воля к жизни кончилась как воздух в лодке...

- почти в беспамятстве, в смирении напополам с накатившейся, неведомой ранее, тоской, он пошел из неприветливого и несправедливого мира вниз, ко дну. Его тело походило на гигантскую личинку, на скукоженный, погруженный в эфир эмбрион...

- За сутки он до неузнаваемости изменился, осунулся - словно запас здоровья вышел в озерную воду той розовой пеной изо рта

Здесь чуть тормознулся:

"Лет сто назад к разрушенному монастырю, чьи развалины были видны из любой точки озера, в праздничные дни стекались тысячи прихожан" – монастырь был разрушен сто лет назад? Прихожане стекались к развалинам? Зачем? Или это руины более поздние, просто так двусмысленно построено предложение?

"…нет в ней запасных секций, какие бывают у подводных лодок, и огромных кораблях" – м.б., кораблей?

"Его прибило ветром к берегу, и он вмерз в озеро, которое начало вставать, как всегда, со стороны поросшего белым мхом берега" – два раза "берег" в предложении, это специально? Почему не синоним во втором случае, край, например? "Со стороны поросшего белым мхом края".

Вы поставили невероятно трудную задачу, и справились! Всё живет в тексте, дышит!

С уважением,

Анатолий Елинский   03.10.2014 18:14   Заявить о нарушении
Поправка: м.б., у кораблей. У огромных кораблей.

Анатолий Елинский   03.10.2014 18:16   Заявить о нарушении
вот здесь: "изменился до неузнаваемости" - это и фактически не верно, и речевой штамп. но автор - вы, вам виднее, конечно.

Анатолий Елинский   03.10.2014 18:37   Заявить о нарушении
Да, спасибо за внимание к деталям. Конечно, поправлю.

Ольга Смирнова-Кузнецова   08.10.2014 18:44   Заявить о нарушении
Драматическая Пастораль
Галина Щекина
О сборнике О.Кузнецовой «Пастораль»
В этом сборнике поместились многие драмы современного мира, мира, в котором страшно жить, каждую минуту случается что-то ужасное. История про Онуфрия, спасссшего человека от верной смерти, никак не благостна. Вроде бы опытный человек, герой рассказа -тонет в ледяной реке по причине сдувшейся лодки. Спасается он, находясь уже без сознания, светлая сила Онуфрия ил что другое - неизвестно. Героиня рассказа «Рыбачка» имеет очень горестную судьбу. «Дом на плоту – это вообще она из самых жутких историй – ребенок калека, да еще один на плоту… «Мальчик из рассказа «На другую сторону» входит в ледяную воду и автор бросает его в этой бедственной ситуации, в контексте остальных рассказов читатель уже предчувствует страшный конец. И ключевой рассказ «Пастораль», где женщина едва не стала жертвой насилия. И только один рассказ по настроению совершенно контрастирует «Солнечная белка». Он, несмотряна сжетный напряг, имеет позтивный финал и создает уверенность – с героями больше ничегго н случится. Таким образом, выходит, что название «Пстораль» дано с иронией. Чья это заслуга - редактора или автора - остается загадкой. Но написано на обложке одно, а под обложкой другое, ровно наоборот.
Что еще объединяет такие разные истории между собой? Жизненное горе. И еще это конечно водная среда! Многие действия, в половине случаев, проихродят на реке, и с каждой новой сьтроаниицей приходит ощущение грозной среды, коварной и опасной. Поневоле читатель связывапет среду с человеческй сутью. Если человек своими поступками ухудшает мир, природа его наказывает, как подростка в «Рыбачке», пьяницу и лоботряса. Природы вообще очень много в прозе Кузнецовой. Авто ее слышит как отдельного героя..
Природа как отдельный герой в расскзе"Белка», в «Ветолетино дерево» - она живет соей сожной жизнью изависимо от чкловека. И она будет жить всегда, когда не буде человека. И мне жаль то ее такой могучей мало. Недаром кто-то известный сказал что Ветолетино дерево –это символ русскрй живучести.
Герои Кузнецовоой - женшины и подростки,люди очень уязвимые и оциально незащищенные. В рассказе «На другую сторону». В «Рыбачке» - даже Лена которая много старше чем влюбленный в нее мальчик. В «Доме на плоту» В «Закытии сезона» – обязательно кто-то молодой в общей человеческой массе. И Ольга в «Пасторали». И оба персонажа «Белки». И они как правило в критичской ситаии, как бы роверящей характер на излом. Молодой военный Андрей в «Бане». Молоды действующие лица в истории с аварией «Деть в середине августа». Психологически персонажи не раскрыты, лишь намечены. Но эмоциональное воздействие сильное – за счет ситуации. Всг казваются на рани жизни и смерти, гибель слепая и бессмыс ленная, случайная.На встрче с читателями Кузнецрва рассказывала о выставке Лавретьевой. Я специальо пошла. Оказалось – перваый этаж сплошь свинцовые тона темный пасмурный колорит. Солнечные портреты есть на 2 этаже экспозиции - перкликатся с рассазом «Солнечная белка». И сама рано умершая художница Лаврентьева – она тоже как персонаж Кузнецорвой. В качестве совета – аписать о ней, если еще не написано. Явное совпадеие по фазе.
Потому что мир Кузнецовой - мир бессмысленных смертей и горя. Совриеменный мир в ее прозе узнается по бееззащитным фигурам и печальным лицам. Наверно это плач по тем кто прожил жизнь короткую или вообще не успел ничего прожить.

О языке. Да это живой русский зык, выразтеьный и с особиной. Про него не скажешь, что он переводной или усредненный. Описания не просто подробны но даю полную картну российской дествительности. Вот «Рамке для подруги» -когда она ехала на малнькую станцию с плохим предчуствитем. Ткая деталь как долго тянущийся белый снег и черный лес - уже пейзаж и настроеие. И то что человек орказался под судом уже не сулит никакого счстья этой паре. Я так прочитала: белизна – пустота, чкернота –траур. И еще о, язык, скупой, лаконичный. Но картинку дает.
В «Сенокосе» есть момент когда Михаил косу отбивает. Очень смачно описано. Знаике деталей всегда уситиливает достоврность текста. Из Кузнецовой вполне можно набрапать текстов на книгу вологодской школы, смотря кто будет обирать. В данном случае издатель по этому пути не пошел.
))

Ольга Смирнова-Кузнецова   18.06.2019 00:09   Заявить о нарушении