Рецензии на произведение «Глава IV. Александр Пушкин, или Погиб поэт»

Рецензия на «Глава IV. Александр Пушкин, или Погиб поэт» (Виктор Еремин)

Виктор, была увлечена вашим рассказом, прочла до конца. Понравилось. Сколько же было поднято литературы, документов, чтобы появился данный рассказ. Да, выбор партнера в семейной жизни - это серьёзный шаг любого человека.

Ошибка в выборе предполагает:
1. Прожить несчастную страдальческую жизнь."
2. Преждевременную смерть, чего и не избежал известный поэт...

С Уважением Наталия.

Наталия Королёва   14.02.2024 15:19     Заявить о нарушении
Уважаемая Наталья Королева!

Искреннее спасибо за Ваш теплый добрый отклик.

Я не думаю, что Пушкин совершил ошибку, женившись на Наталье Николаевне. И жизнь у него была далеко не страдальческой, скорее, наоборот - счастливейшей.

Что касается супруги его, т достаточно вспомнить, что каждый год брака она рожала ему ребенка (за исключением года выкидыша).

Просто каждому своё. Она была тихая добрая мещанка во дворянстве, а он темпераментный, но быстро стареющий общественный денди. Отсюда контраст, к которому следует прибавить романтические представления наших современников о Пушкине и о его времени.

Он гораздо больше был человеком и совсем не был тем символом или идеалом, как приписали ему биографы. Это всеобщая болезнь образованной публики во всем мире - видеть в гениальных поэтах символы, отказывая им в природном естестве.

Пушкин сделал великую глупость с дуэлью с Дантесом, просчитался и не смог выкрутиться из им же созданной ситуации, пал жертвой не собиравшегося убивать его Бенкендорфа. Шеф жандармов хотел всего лишь унизить зарвавшегося штатского выскочку. Все было по-человечески глупо, а получилась трагедия всенародного масштаба.

Я так думаю, если имею право вообще вмешиваться в анализ происшедшей более 150 лет назад беды.

И все же, рассуждая о Пушкине, прежде всего в нем следует видеть просто человека, а не идеализированного поэта. Видеть прежде всего быстро толстеющего и лысеющего уродливого мужчину (каким он и был в год своей гибели), а не воздушного 17-летнего юношу в изображении Нади Рушевой.

С уважением.

Виктор Еремин   15.02.2024 05:15   Заявить о нарушении
Виктор, я согласна с Вами. Всё произошло в комплексе, всё соединилось...

Наталия Королёва   15.02.2024 09:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава IV. Александр Пушкин, или Погиб поэт» (Виктор Еремин)

Виктор, нашла Вашу публикацию, загуглив имя Киры Павловны. Давно хотела найти человека, который знал ее лично, и имел возможность с ней общаться. На то свои причины. С Ольгой Тимофеевной мы знакомы. Думаю, Вы знаете, о ком идет речь. Не могли бы Вы написать мне на почту: gelancha2008@inbox.ru

Что касается статьи, то с ужасом смотрю на дату - 2013 год!!!
Я тоже занимаюсь Пушкиным с 1995 года и многое из того, что сегодня обнаруживаю в интернете, у разных авторов, на которых даю Вам ссылки (здесь не все, конечно, но самые полярные!), нахожу свои открытия, которые проговорила в ИМЛИ на Кавказском Отделении еще в 1999 году:
- Анатолий Клепов. Служба А. С. Пушкина в МИД России. Часть I;
http://www.proza.ru/2010/02/04/1088
Часть II; http://www.proza.ru/2010/03/26/1041
- Анатолий Клепов. Смерть А. Пушкина. Мифы и реальность. Дополнение; http://www.proza.ru/2009/12/10/773
Дополнение 2; http://www.proza.ru/2009/12/11/798
- Н.Я. Петраков. Пушкин целился в царя. Царь, поэт и Натали, 2013, с. 260
- Барков А.Н., Прогулки с Евгением Онегиным; ООО «Издательство Алгоритм», 2014
- Александр Лацис: http://discut1837.narod.ru/11.htm

Но документов, которые приводит Клепов, у меня не было, равно как и фактов, которые приводит Лацис и др., поэтому мотивы поведения Пушкина мне были не совсем ясны, и я вынуждена была отложить работу, тем более что вмешивались силы, которые мне мешали, мягко говоря... И пришлось дать слово, что Пушкина я не трогаю. Совсем. Но, сейчас, получив приглашение на конференцию, рискнула. Все же 20 лет прошло... Была поражена обилием вышедшего материала с тех пор; было ощущение, что меня обокрали! Почему мешали мне, если об этом уже написали другие? Но многое прояснилось, благодаря этим авторам. К счастью моему, как исследователя, у всех своя доказательная база, которая не совпадает с моей. НО!!! Опять, к сожалению, вынуждена приостановить работу. Много мистики (да не услышат меня атеисты!), а значит, время не пришло делать окончательные выводы. Придется набраться терпения. Не хотелось бы, чтобы это затянулось настолько, когда и от меня отмахнутся, назвав - "выдумки ... безумной старухи"! Вам спасибо за труд. Знаю ему цену. С уважением Марьям.

Марьям Вахидова   16.10.2019 19:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава IV. Александр Пушкин, или Погиб поэт» (Виктор Еремин)

Вы поднимаете интересные темы. И даёте информацию к размышлению. Благодарю.

Милена Боженова   28.05.2019 17:45     Заявить о нарушении
Спасибо Вам на добром слове!
С уважением

Виктор Еремин   28.05.2019 20:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава IV. Александр Пушкин, или Погиб поэт» (Виктор Еремин)

Статья очень большая, за один прием не осилишь. Заинтересовали.
Вернусь еще читать дальше. А пока без комментариев.

Николай Иванович Кирсанов   06.08.2018 19:51     Заявить о нарушении
Прочитал.
Освежил в памяти отдельные эпизоды жизни поэта. В целом понравилось. Работа проделана большая, но есть моменты спорные.
1. Есть мнение, что Дантес и Геккерен прибыли в Питер не в карете, а на пароходе, и никакой встречи их в гостинице не было.
2. Нет доказательств о встрече Пушкина с Елизаветой в 1925 году
3. Беременной Екатерина до женитьбы с Дантесом не была.
4. Нет доказательств о том, что Геккерен предлагал Наталье вступить в интимную связь с Дантесом. Бросить мужа и уехать с Дантесом за границу - да.
За доказательствами надо порыться в своих записях и книгах о Пушкине.
Приглашаю почитать мою работу "Виноват ли Дантес в смерти Пушкина?" В разделе "Моя пушкиниана".
А пока выражаю вам свою благодарность за большой и полезный труд о Пушкине.
С уважением
НИК

Николай Иванович Кирсанов   08.08.2018 09:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава IV. Александр Пушкин, или Погиб поэт» (Виктор Еремин)

Старые перепевки, густо пересыпанные ненавистью к Пушкину и его жене. Не ново.Можно много и теперь сплетничать по поводу двух великих влюбленных, оставивших о себе память человечеству, как придуманные Ромэо и Джульетта. Но вот любого мужчину и любую женщину хотела бы я спросить и сегодня: кем же и каким же нужно было быть Пушкину, чтобы заполучить самую красивую женщину России? Недаром священники называли его чародеем.И он любил ее до смерти, до безумия, и хотел также. Так же, как и она - пусть под магией его колдовских чар. Но после его смерти она чудом удержалась на краю безумия, однако стала наркоманкой - она курила опиум. И только это ее спасало. Она была очень умной и хозяйственной женщиной, именно благодаря ей в России писатели первые в мире получили авторские права на 50 лет. Цветаева и Ахматова, прости меня Господи, две полоумные дуры, извращенки, которые писали о Натали плохо лишь потому, что сами по-настоящему мужчину не любили НИКОГДА.И не могли понять, какие великие чувства соединили этих мужчину и женщину. Натали никогда не "дурнела", она умерла красивой. Последними ее словами были слова: "Пушкин жив". Что касается "любви" поэта к Елизавете, то это такой бред, что даже плюнуть и то не хочется. С 17 лет Пушкина взяли в оборот именно масоны. Главные масоны России и Европы. Под их гипнозом он написал "Деревню" и стихотворение " К Полюсковой", где прославлял Елизавету как возможную и желанную масонам претендентку на русский трон. Именно за это стихотворение он и поехал в ссылку на юг. А мог бы и в Сибирь, как участник заговора.Вот и вся "любовь" с "каторжным" финалом. Что касается "бедненького" Геккерена, то это был матерый разведчик, как и все дипломаты во все времена. Он был уличен Николаем в шпионаже в пользу Голландии, разразился скандал между русским царем и принцем Оранским. Геккерена в любом случае должны были выслать из России за недопустимое поведение и просто искали случай. И он нашелся. Скандал с Пушкиным. Вы почитайте документы, а не выдумки какой-то безумной старухи, "изысканиями" которой вы так очарованы. Впрочем, для очередного очернительства поэта, каким вы тут занимаетесь, такие бабки как раз подходят.Кстати, Пушкин зарабатывал очень много - "на наши деньги" _ десятки миллионов. Но великосветская жизнь действительно вытряхивала карманы. Но это было принято. В Михайловское Натали поехала бы без лишних слов, но туда Пушкина с семейством ни под каким видом не пускали его отец и мать, которые сделали из имения себе дачу и предпочитали, чтобы им там никто не мешал, тем более, куча детей. Об этом свидетельствуют письма отца Пушкина, они опубликованы.Именно отец и царь поставили поэта в безвыходное положение, не дав покинуть Петербург. А вообще Пушкину и Натали нужно было бежать из России в Европу прямо из церкви после венчания.Ведь Гоголь и Жуковский сделали это. А также затем и Вяземский.Сбежал бы, писал бы свои шедевры и публиковал бы их и в Европе и в России. Надо было бежать. И вся грязь осталась бы позади, вся эта погибельная история клеветы и издевательств. И у вас бы не было сегодня повода написать всю эту мерзость про бедненького Геккерена и игривого простенького Дантеса, любимца всех гомосексуалистов его полка. Стыдитесь!

Татьяна Щербакова   13.10.2016 19:51     Заявить о нарушении
Ваше право сочинять и выдумывать собственную точку зрения.
К сожалению, Вы не умная, но много о себе мыслящая.
Это скучно.
Больше отвечать на Ваши писания я не намерен.
Тешьтесь своим "интеллектуальным" ононизмом где-нибудь в сторонке.

Виктор Еремин   13.10.2016 21:12   Заявить о нарушении
Дураками рождаются. Это очевидно из вашего"текста".

Татьяна Щербакова   13.10.2016 21:55   Заявить о нарушении
Из всех ваших "текстов", которые вы тут немеряно навалили. Бедные англичане и еще кто там без совести, как это им осилить? У англичан нет понятия совести, а у меня интеллектуальный ОнОнизьм. Браво, маэстро д...к! Какой бы сшили англичане вам колпак! Таких теперь не шьют,но я бы попросила, чтобы сшили! И вы были в нем красивы, а главное -неистребимы, как все подобные вам д...ки!

Татьяна Щербакова   13.10.2016 22:04   Заявить о нарушении
Одна наркоманка и две извращенки. Жуткость.

Алексей Аксельрод   14.10.2016 14:20   Заявить о нарушении
Не веришь в месть призраков? Напрасно...

Татьяна Щербакова   14.10.2016 21:15   Заявить о нарушении
С Вашего разрешения включаю Вас в список авторов пишущих о Пушкине на Прозе Ру -http://www.proza.ru/ С уважением, АэС

Антон Ромашин   18.05.2017 21:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава IV. Александр Пушкин, или Погиб поэт» (Виктор Еремин)

Я преклоняюсь перед Вашим трудолюбием и целенаправленностью исканий и размышлений. Насколько важны Ваши исследования для будущих поколений! Всенепременно необходимо, чтобы о них узнали и тщательно проработали их будущие учителя русской литературы. Именно она, русская словесность, создает у лучших сынов нашего народа ДУМ ВЫСОКОЕ СТРЕМЛЕНЬЕ! "Недаром темною стезей Он проходил пустыню мира"...

Вадим Бережной   23.08.2016 10:14     Заявить о нарушении
Большое спасибо за Ваш отзыв.

Необходимое уточнение. Я не пишу научные работы, исследования и т.п.
Это только популяризаторские очерки. Отдадим право и первенство исследователей ученым специалистам.

О Пушкине я писал на основе вечерних бесед с пушкиноведом Кирой Павловной Викторовой. Она уже ушла в мир иной. Более всего мне желалось бы, чтобы люди помнили о ней и о ее трудах. Ведь Кира Павловна первой из всех в отечественной литературе заговорила открыто о любви Пушкина к императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра I, и об личных отношениях Александра Сергеевича с императорской фамилией. За что и получила все удовольствия от запрета публиковаться.

А потом ее идеи стали приписывать Гейченко.

К счастью, Кира Павловна успела опубликовать свои работы в пушкиноведческом журнале в Голландии.

Короче, спасибо настоящим исследователям. А наше дело знакомить с их открытиями широкого читателя.

С уважением

Виктор Еремин   23.08.2016 11:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава IV. Александр Пушкин, или Погиб поэт» (Виктор Еремин)

Виктор,огромное Вам спасибо и низкий Вам поклон ! Интересные,очень увлекательные труды.Я скопировал,с Вашего позволения, чтобы читать не с экрана, а спокойно,сосредоточено.Уважаю все прекрасное.Желаю здоровья,удачи во всем и много радости!
С уважением,Олеги

Олеги Окромелидзе   23.08.2015 23:51     Заявить о нарушении
Великое спасибо за доброе слово.
Вам успехов и благополучия.

Виктор Еремин   24.08.2015 10:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава IV. Александр Пушкин, или Погиб поэт» (Виктор Еремин)

Виктор, я читаю Ваш материал во второй раз, Вы сохранили, по возможности, нейтралитет, фиксируя лишь факты того времени, печальные факты. Я далека от одобрения или порицания текстов, лишь печаль вновь охватила мою Душу, ничего нельзя повернуть вспять, ничего нельзя заранее предусмотреть и предупредить, всё по воле Господа...

Вам моя благодарность за труд, по доведению фактов жизни и гибели Гения...

Тамара Брославская-Погорелова   18.12.2014 23:29     Заявить о нарушении
Интересны последние публикации о гибели Пушкина.Это ранее не
публиковавшиеся письма Дантеса. Напечатано в журнале "Семь искусств"
№ 4 (41) апрель 2913. Автор Вл. Фридкин.

Майя Уздина   27.12.2014 17:48   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Майя. Спасибо Вам за ссылку. Сегодня скопировала себе, буду читать. Спасибо. Тамара.

Тамара Брославская-Погорелова   18.01.2015 18:41   Заявить о нарушении
Я очень рада помочь Вам, Тамара. Материал очень интересный.
С уважением!

Майя Уздина   18.01.2015 19:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава IV. Александр Пушкин, или Погиб поэт» (Виктор Еремин)

Замечательная работа! Позволю себе (рискуя оказаться в компании Киры Викторовны!) высказать собственное видение причины дуэли. Долги семьи Пушкина составляли 120000 рублей, из них 40000 так называемые "долги чести", то бишь карточные. Выплатить такую сумму было практически невозможно. Пока кредиторами являлись только друзья и знакомые, тянуть с грозной проблемой было можно, но вот среди кредиторов появились профессиональные ростовщики, которые не только не пощадили бы "нашей славы", но и камер-юнкерства должника. Никто почему-то не касается ужаса финансовой драмы Пушкина: слюнявят Николая, Бенкендорфа, Дантеса, Полетику, Наталью и т.д. Выплатить ростовщику долг следовало уже 1-го февраля 1837 года, т.е. через несколько дней после дуэли и смерти поэта. Как это ни дико звучит, но положение спасал поединок со смертельным исходом (противника разумеется): поэт разжалован, посажен в крепость или сослан в края где жили декабристы. Повесить его по закону никто бы не решился, а проблема, которую скромненько именуют "материальными трудностями" была бы решена без позора суда и конфискации имущества. И Дантес знал, что ему уготована участь жертвенного агнца, и выход у него был только один: нанести противнику тяжелую рану и тем самым выбить того из поединка. Ведь очень странно: профессиональный военный, сбивающий из пистолета летающих голубей, не мог попасть в корпус противнику, а штафирка не промазал и тяжело раненый сделал точный выстрел! А ведь выстрел Дантеса поразителен: попасть в бедро, скрытое одеждой! Причем надо было выстрелить первым, т.е. поторопиться! Будь рана Пушкина на несколько сантиметров ниже он мог бы остаться в живых.
В надежде, что не насобирал на свою голову горящих угольев - с уважением и восхищением - Николай

Николай Аба-Канский   21.06.2013 12:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай!
Ваша версия правомерна, это безусловно.
Но таким образом Вы выдвигаете против Пушкина обвинение в планировании предумышленного убийства в корыстных целях. Причем убийства мужа свояченицы, только-только вышедшей замуж и страстно влюбленной в своего супруга. Тут столько преступлений против нравственности и человечности вылезает, что ну ни коим образом в характер Пушкина не ложится.
Автор "Бориса Годунова" и "Маленьких трагедий" быть может на какие-то гнусности и был способен (все мы человеки, как говорится), но на описанные Вами, на мой взгляд, категорически нет. Да еще и планировать убийство другого человека. Самоубийство, это еще можно предположить, и то вряд ли - Пушкин был верующим человеком.
Нет, я все же склонен к мало известной у нас версии о том, что расчет поэта был на его арест с обвинением в участии в дуэли, а предупрежденный доброжелателями Бенкендорф отправил полицию в другое место, возможно, нарочно, а возможно - случайно. Ведь обратите внимание, поэт посвятил в тайну планировавшейся дуэли, где она будет и когда, двух людей, которые ни коим образом не могли выйти на Жуковского (ведь он мог помешать самому событию), но отлично знали, как сообщить обо всем Бенкендорфу, который обязан был предотвратить дуэль в самом преддверии ее. Тем паче, что эти люди были простыми знакомыми поэта, не друзьями и не родственниками, то есть совесть при таком доносе их не мучила бы.
Тогда-то и пришлось стреляться, жизнь обоих дуэлянтов оказалась поставленной на карту - как у Германа в "Пиковой даме". Думаю, что у Дантеса дрогнула рука, и это тоже роковая случайность. Слишком неординарная ситуация сложилась, когда и опытного стрелка рука могла подвести. Ведь он целился в самое безопасное, единственно разрешенное правилами той дуэли место на ноге чуть ниже паха, а пуля разворотила низ живота. Кстати, общеизвестный факт - Пушкин был одним из самых метких стрелков в Петербурге, так что штафиркой называть его не стоит. Этот штафирка стрелял лучше очень многих профессиональных офицеров, особенно гвардии.
Как всегда бывает в трагических случаях - человек планирует одно, а судьба готовит ему совершенно иное - если пришло его время, человек бессилен перед судьбой.
В любом случае, и младенцу ясно, что в конце жизни Александр Сергеевич увяз в долгах, прежде всего в карточных, и через дуэль искал выход к спасению.
Большое спасибо за отклик. Если бы мне была знакома изложенная Вами версия прежде, она непременно нашла бы свое место в книге. Спасибо!

Виктор Еремин   21.06.2013 13:16   Заявить о нарушении
Благодарю за любезность - обстоятельный и деловой ответ! Много раз я садился за статью на эту тему и всякий раз рвал написанное как раз по этическим соображениям упомянутыми Вами. На крамольную эту мысль меня натолкнули крайне загадочные обстоятельства связанные с пресловутым пасквилем и его (Пушкина) совершенно необъяснимая театральная, на публику, ревность, когда даже ближайшие друзья, образно говоря, шарахались от него. Ведь весь этот глупый флирт можно было прекратить парой отеческих оплеух в супружеской спальне, а не выставлять себя, как считали окружающие, на посмешище. Умышленным убийством дуэль назвать, считаю, нельзя: да, я хочу убить противника, но у противника равные шансы убить меня! К тому же подавляющее большинство дуэлей было своеобразным ритуалом, не предполагавшим убийство противника. В скольки дуэлях участвовал Пушкин? И кого он убил? Никого. Гнусным убийцей-дуэлянтом был Толстой-Американец, нарушавший неписанные правила, Пушкин знал это и на дуэль его так и не вызвал. Замялась дуэль и с Сологубом, когда тот заявил, что признает только настоящую дуэль. За "штафирку" приношу извинения: употребил эпитет только в смысле "гражданское лицо", но никак не уничижительное. Военные всех гражданских зовут штафирками!..
Благодарю за внимание к моей персоне, рад, что пообщался с Вами!
С уважением - Николай

Николай Аба-Канский   23.06.2013 00:48   Заявить о нарушении
На мой взгляд, Вы клюнули на удочку пушкинского окружения и самого Пушкина. Пасквиль был искусственно притянут за уши, и публике просто запудривают им мозги уже 200 лет. Я бы эту историю с дуэлью никак не связывал, как с любым отвлекающим маневром.
Не согласен с Вами относительно факта дуэли. Одно дело реальная защита чести и совершенно иное - мотивы, по которым Вы предполагаете эту дуэль. Независимо от равенства положения дуэлянтов, получается, что Пушкин провоцировал убийство, не важно кого. А в 19 веке это преступление гораздо хуже чем в наши дни. У Вас логика человека 21 века. А мыслить следует мыслью 19 века.
Отвечаю не по пунктам, называю только основное.

Виктор Еремин   23.06.2013 08:22   Заявить о нарушении